Порядка 500 первоуральцев проголосовали за право быть услышанными

26 января по инициативе первоуральской думы прошли публичные слушания, которые вызвали цунами недовольства горожан. «Нас просто не пустили!», «Что, мы похожи на стадо баранов, которых можно вести на бойню, не спрашивая разрешения?!», «300 человек толпились у входа, а Козлов даже не вышел!» — казалось, возмущенных звонкам не будет конца, несмотря на то, что прошло уже почти три недели. Дать возможность высказать свою позицию, а главное — заручиться поддержкой горожан, решила общественная организация «Первоуральцы» под руководством общественника и депутата от фракции «Яблоко» Виталия Листраткина. В кинотеатре «Восход», большой зал которого способен вместить 480 человек, принял всех тех, кто не пробился на январские слушания. Подробности — в материале «Городских вестей».

_ACB4594

Полиции много, дебоширов нет

К половине шестого подходим к месту собрания. Картина знакомая — солидное количество полицейских как возле кинотеатра, так и внутри, следят за порядком. Подвыпивших людей пока не видно — все спокойно, без стычек и криков, желающие посетить «слушания» заходят в здание. Регистрация занимает немного времени — паспортные данные переписывают несколько девушек. Тут же регистрируются и те, кто желает выступить или задать вопрос. В живой очереди люди общаются не охотно, заходим в зал: больше половины кресел уже заняты, народ все прибывает, но опасений, что войдут не все желающие у организаторов пока нет.

— Я в газете прочитала, что будет собрание, — говорит пенсионерка Нина Курочкина. Заслуженный учитель пришла не одна — ее поддерживают несколько подруг. — Вот, пришли посмотреть-послушать, на прошлые слушания нас не пустили. А вообще мы возмущены действиями челябинцев, руководства Новотрубного завода. Никогда такого не было!  Наши родители строили завод, строили город, а теперь этим кто-то пользуется. Зачем нам наемник в виде сити-менеджера? Нас устраивал глава и сейчас устраивает.

Такого же мнения придерживается и пенсионер Аркадий Перевозчиков:

— А я боюсь, что скоро Москва все раскупит, а на первоуральцев им начхать! Да и стадом нас считать рановато — раз уж первоуральцы показали свое решение на выборах, то так тому и быть. Не устраивает глава — сделаем перевыборы. Но сами. Без наемников всяких.

— До глубины души возмущен действиями первоуральской думы, — говорит Владимир Логинов. — Выступать сегодня я не собираюсь, но то, что я уже здесь и намерен голосовать — немало. Здесь вообще собрались единомышленники, которые против системы двоевластия. Будет сити-менеджер — будет бардак.

Обойдя людей, успевших войти в зал, альтернативного мнения найти не удалось. Все пришли отстоять свое право волеизъявления. На входе волонтеры раздавали листовки с призывом о помощи: распространение информации и печатных материалов о предстоящем референдуме, а также помощь в сборе подписей.

 

О бывших друзьях и «скверной» женщине

К шести часам в зале яблоку негде было упасть. Общественник Виталий Листраткин, проводивший мероприятие, назвал это одним из счастливейших моментов своей жизни, но тут же предложил потесниться.

—  Посмотрите вокруг себя? Есть места? Надо еще 20 человек разместить, у входа ждут… Нет, постоять нельзя, незаконно.

В итоге, когда все желающие за небольшим количеством тех, кто пришел на мероприятие в подпитии, в зале разместились, «слушания» начались.

— Это — никакие не «антипубличные слушания» в пику тем, которые проводились в ДК ПНТЗ, — обратился к людям Листраткин.  — То, что сейчас происходит — городское собрание, поэтому мы не просили разрешения у думы. По ходу собрания мы должны принять решение о возможном референдуме по методу управления нашим городом — либо сити-менеджер, либо мэр.

Напомним, что референдум — это один способов прямого участия общественности в принятии решений, даже на уровне государства. Иными словами, форма непосредственного волеизъявления граждан, широко распространенная в демократических государствах. Идею собрания немного ранее в комментарии «Городским вестям» Листраткин сформулировал так: «не позволить группе политических интриганов при поддержке олигарха, в своих корыстных целях отобрать у первоуральцев право прямых выборов главы города».

Желающих высказаться было немало. Михаил Власов, в свое время исполняющий обязанности замглавы по ЖКХ, высказал мысль о том, что принятие кулуарных решений, игнорируя мнение народа — это неправильно.

— Например, мои бывшие друзья Трескин и Берсенев (депутаты гордумы от фракции «Единая Россия» — ред.) передумали идти по спискам, а пошли по округам, а на их место попали те, кто отстаивает корпоративные интересы, — говорит Михаил Иванович. — Люди, о которых доселе мы не слышали и которых не видели. И вообще, недавно по телевизору видел сюжет о том, что белая металлургия развалила японскую трубную промышленность. Вот и Первоуральск развалят.

Журналист Ольга Варганова, которая подала в суд о признании общественных слушаний от 26 января нелигимными, не стала далеко ходить за примером, когда институт сити-менеджмента себя не оправдывает.

— Посмотрим на соседнюю Ревду, — обратилась Ольга Алексеевна к людям. — В 2004 году там состоялись последние выборы главы, на которых победила Анна Коблянова. Ее называли «скверной» женщиной не за плохой характер, а за любовь к зеленым насаждениям — пять новых скверов заложено было при  ней. Но у нее был один главный недостаток — независимый характер, что не понравилось крупной промышленной группировке, куда входит и градообразующее предприятие СУМЗ. Из 16 депутатов ревдинской думы 15 были ставленниками завода. Коблянова пошла с ними в  конфронтацию и подписала себе приговор — теперь там правит дуумвират. Ревда из милого проевропейского городка превратился в запущенный городишко — ни зелени, ни инфраструктуры. Ничего не напоминает?

Варганову поддержали аплодисментами, видимо, народу данный сценарий что-то напомнил, да и предложение показать «челябинцам» изящно сложенную фигу мало кого оставило равнодушным.

Несмотря на то, что на одном из первоуральских порталов было сказано, что общественника Владимира Терехова — «явного сторонника Переверзева» — в зал не пустили, Владимир Геннадьевич на собрании был. И даже выступил, рассказав о том, что собранные 26 января подписи людей, которых на слушания не пустили, увезли в Москву в генпрокуратуру.

— Хватить говорить  — пора дело делать, — подвел итог Терехов. —  Я потерял веру в то, что кто-то к нам приедет и решит все проблемы. Только мы сами. А мнением людей нельзя пренебрегать, мнение людей — это высший закон.

 

6500 за 20 дней

Среди эмоциональных выступлений жителей, среди которых были Дмитрий Целовальников, Алексей Кудрин, Дмитрий Огородников и еще несколько человек, конструктив внесла одна из организаторов собрания — Мария Кульбицкая, объяснив, что, зачем и почему.

—  Сейчас у нас есть возможность доказать свое конституционное право на участие в местном самоуправлении и участвовать в референдуме, — поясняет Мария Александровна. — Сейчас мы собираем группу инициативных граждан — не менее 10 человек. Эта группа составляет протокол по проведению местного референдума, ходатайство направляется в ТИК и уведомляет о вопросе, который бы хотели поднять на референдуме. В течение 15 дней ТИК проверяет законность этой инициативы и выносит решение о легитимности.

Далее начинается процедура, напоминающая процедуру сбора подписей за кандидата на выборах. В течение 20 дней 5% от числа жителей, а это 6500 человек, имеющих право голоса, должны подписаться за проведение референдума.

— Пункты сбора подписей будут публичны — в торговых центрах или на улице, под прицелом камер, — продолжает Кульбицкая. — После этого составляется протокол и направляется в ТИК — проверяют подписи на подлинность. Это еще 15 дней. После этого инициативу либо отклоняют, либо принимают. Положительное решение передают в администрацию, а глава выносит постановление о проведении референдума.

— За чей счет референдум? — тут же послышались вопросы.

— Деньги местного бюджета, — ответила Мария Кульбицкая. — Мы все налогоплательщики и имеем право требовать проведение референдума

— А протокол могут признать недействительным?

— Конечно, может быть и такое. Все помнят опыт Константина Дрыгина, когда он баллотировался в заксобрание Свердловской области. Но у нас будет публичный сбор подписей под камеру. Если 6500 человек подпишутся, а потом подписи признают недействительными… хотя все возможно.

— Зачем нам 28 депутатов? Куда нам такой базар? А распустить думу таким образом можно? — вопросов меньше не становилось.

— Если нужно будет провести еще одни выборы, я с удовольствием сложу мандат, — пообещал Виталий Листраткин, отвечая на вопрос о роспуске думы.

— Я предлагаю одним референдумом не решать все вопросы города сразу же, — не была столь категорична Мария Кульбицкая.

Жители проголосовали почти единогласным «за».

По словам лидера «Первоуральцев» Виталия Листраткина, идея сделать городское собрание, а не «карманные слушания» удалась.

— Я ожидал именно такого количества народа, несмотря на то, что по телевидению не было широкого объявления, — комментирует Виталий Павлович после мероприятия. — Сработали мы на «ура».

Стоит отметить, что здание «Восхода» было выбрано не случайно — если в ДК ПНТЗ вход заказан, то кинотеатр вмещает максимальное количество народа. Для этого «Первоуральцам» пришлось выкупить время двух сеансов.

— Недорого, — улыбнулся в ответ на вопрос о стоимости Виталий Листраткин.

Препятствий в связи с введенным карантином также не возникло.

— Разрешение на проведение собрания было дано раньше, чем подписано постановление о карантине, — пояснили в пресс-службе администрации Первоуральска.

 

А вдруг мой сын захочет быть мэром?

UWyKfSUyVUYДмитрий Целовальников, анестезиолог ГБ№1:

— Конституция РФ предусматривает не только право выбирать, но и быть избранными. Наших детей пытаются лишить права быть, например, мэром. Наша задача — донести это до большого числа людей и сделать выбор не только в пользу Юрия Переверзева, а в пользу защиты своих конституционных прав.

 

Чисто информационный характер

kozlovНиколай Козлов, председатель первоуральской думы:

— Ставить вопрос о легитимности или нелегитимности собрания жителей Первоуральска, состоявшегося 12 февраля в кинотеатре «Восход», некорректно. На наш взгляд, данное мероприятие носило скорее информационный характер, а также ставило целью провести некий социологический срез, выяснить мнение горожан по вопросу проведения референдума. В данной ситуации следует понимать: если в городе создается инициативная группа по проведению референдума, то препятствовать гражданам в защите их конституционных прав никто не должен. Главное, чтобы при подготовке референдума соблюдалась законность. Первой инстанцией, куда обратится инициативная группа, станет территориальная избирательная комиссия. Именно ТИК имеет право признать создаваемую инициативную группу легитимной или нелегитимной. Далее, по закону, этот вопрос должен быть вынесен на обсуждение депутатов Первоуральской городской Думы. Именно тогда можно будет говорить об этом более предметно.