Первоуральский Глеб Жеглов — интервью с новым начальником полиции Дмитрием Васильевым

24 марта в должность начальника полиции вступил 33­летний Дмитрий Васильев. Просьба не путать с начальником первоуральского отдела МВД Сергеем Чирко — Сергей Петрович был и остается «главным блюстителем порядка», а в полномочия Васильева входит руководство над большинством служб подразделений отдела, например, участковых, дежурной частью и ГИБДД. Напомним, что до него начальником полиции в течение трех лет был Денис Поляков, который перешел на работу в соседнюю Ревду и возглавил местный отдел МВД. С каким настроением приступил к работе Васильев и к чему намерен прийти — в его интервью «Городским вестям», по итогам которого он пообещал «долгое и, надеюсь, плодотворное сотрудничество»

Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев

 

Ни космонавтом, ни летчиком

Дмитрий Васильев родился в 1979 году в Казахстане в городе Щучинск. Большую часть жизни прожил там — успел окончить школу и поступить в военный колледж спорта. Его Дмитрий Юрьевич окончил с красным дипломом в 1998 году. Выбор alma­mater был неслучайным — с детства он занимался лыжными гонками, стал чемпионом среди юниоров Казахстана, а впоследствии получил звание кандидата в мастера спорта.

— Отслужил в армии, а потом перебрался в Первоуральск, здесь у меня много знакомых было к тому времени, — рассказывает Васильев.

В выборе будущей профессии он долго не сомневался.

— Ни отец, ни мать не имеют никакого отношения ни к полиции, ни к военной службе, — продолжает Дмитрий Юрьевич. — А я с детства хотел стать милиционером. Ни космонавтом, ни инженером — а именно милиционером. Наверное, такая романтика появилась благодаря советским фильмам. Например, «Место встречи изменить нельзя», «Петровка, 38». Вот и реализовал мечту.

В мае будет 11 лет, как Дмитрий Васильев работает в органах внутренних дел.

 

С каждым годом обращений больше

— Вы работаете в должности начальника полиции всего три недели. Но, наверное, уже успели войти в курс дела, ознакомиться с проблемами? На что намерены делать упор?

— Специфику работы я знал и до этого. Прежде чем согласиться занять данный пост, я анализировал слабые стороны. Но решил согласиться. К сожалению, количество обращений из года в год у нас никак не уменьшается, а увеличивается, несмотря на принимаемые органами внутренних дел меры. Конечно, не каждое заявление, написанное в полицию, — преступление, но цифры красноречивы: 6814 заявлений было зарегистрировано в 2012 году, в этом уже 8109 — это за три месяца. Увеличилась нагрузка на всех сотрудников отдела. С учетом изменений, вступивших в законную силу, требования увеличились как к нагрузке, так и уровню подготовленности сотрудников. Сейчас предпочтение отдается сотрудникам, имеющим высшее или высшее юридическое образование. Если раньше любой сотрудник мог работать в следствии или дознании, то теперь это невозможно. Аттестация аттестацией, но сейчас это квалификационные требования.

— Вы говорите о том, что количество преступлений растет, хотя бывший начальник полиции Денис Поляков утверждал, что в последние три года наметилась тенденция на спад. Какого рода преступления совершаются чаще всего?

— Основной вал преступлений — это имущественные преступления: кражи, хищения, мошенничества. Вообще бич нашего города — это телефонные мошенники, которые выбирают жертвами преимущественно пожилых людей. Каждую неделю мы направляем релизы в СМИ, призываем горожан к бдительности, но, к сожалению, до сих пор многие становятся жертвами злоумышленников. Мошенники играют на психологии пожилых людей. Специфика определенная: берут дом, начинают обзвон, когда попадают на пожилого человека, начинают рассказывать свою мыльную историю, вымогая деньги. Не всегда все наши граждане правильно реагируют. Вместо того, чтобы обратиться в полицию, пожилые люди снимают последние накопления и отдают вымогателям. Либо в руки, либо через платежные терминалы. Ведь те играют на чувствах, рассказывая о детях или внуках, попавших в беду. Человек понимает, что его обманули, но слишком поздно, деньги уходят и в Самару, и в Новосибирск — это особенно усложняет работу правоохранителей, ведь орудуют мошенники из других регионов. Зачастую злоумышленники представляются сотрудниками полиции, и люди, отдавая деньги якобы для прекращения уголовного дела в отношении внука или сына, даже не понимают, что сами совершают преступление по ст. 291 УК РФ — «Дача взятки должностному лицу».

— Часто приходится слышать фразу о том, что «в полицию обращаться бесполезно». Как думаете, получится изменить сформировавшееся мнение?

— Сотрудники полиции реагируют на все заявленные преступления и правонарушения. По возможности выезжаем на все вызовы, но, естественно, расставляем приоритеты: если встает выбор между дракой и громкой музыкой, то, конечно, выезжаем на драку. Я думаю, вы поменяете это мнение, если посидите в нашей дежурной части и услышите то колоссальное количество звонков, которое поступает. Особенно в уикэнд, когда люди отдыхают. Не все умеют делать это культурно.

— Дмитрий Юрьевич, есть ли какая­то сезонность в совершении преступлений? Например, не секрет, что по весне идет обострение у шизоидов…

— Не шизоиды, а лица с психологическими отклонениями. Градация по сезонам, конечно, есть. Например, преступлений против половой неприкосновенности весной больше. Наблюдается пик изнасилований. Конечно, это связано с человеческой психологией. А вот краж больше зимой и летом. Зимой воруют из дачных домиков, как и летом в сезон отпусков «чистят» квартиры. Вы не поверите, но преступники весной предпочитают снимать с автомобилей летнюю резину, а осенью — зимнюю. Как говорится, спрос рождает предложение.

 

Товарищ все­таки душевнее

— В прессе много писали о том, что после вступления в силу закона о полиции к сотруднику правоохранительных органов нужно обращаться «господин полицейский». Как вы считаете, это правильно?

— Для меня не принципиально, главное, чтобы обращение было уважительным. Хотя между собой я, например, при обращении к вышестоящему руководству, предпочитаю говорить «товарищ полковник», а не «господин полковник». Товарищ звучит как­то дружественнее. Господин все равно подразумевает что­то высокомерное, а может, играет роль воспитание в советские времена. Там все были товарищи.

— Этой осенью довольно широкий резонанс получила история с открытием кафе «Лежачий полицейский». Юрисконсульт первоуральского отдела МВД готовил исковое заявление о защите деловой репутации, посчитав, что замарана честь полицейского мундира. Как вам это название, кажется обидным?

— Не знаю, чем мотивировали свою пиар­кампанию владельцы кафе, но мне как сотруднику правоохранительных органов неприятно. Я бы на месте руководителей поинтересовался мнением правоохранительных органов, учитывая, что их название косвенно имеет отношение к сотрудникам полиции. Не думаю, что имелась в виду искусственная неровность, подтекст явно есть, учитывая тот баннер, который был вывешен первоначально — полицейский с кружкой пива. Реакция от нас должна была быть, если бы ее не было — это было бы неправильно.

— Дмитрий Юрьевич, на что сейчас намерены делать упор?

— Большой акцент делаем на оснащение города видеонаблюдением, камеры очень помогают в раскрытии преступлений. Собираемся полностью оснастить камерами въезды и выезды в Первоуральск. Ведь не секрет, что к нам в город приезжают так называемые гастролеры — натворят дел и уедут. Совершают кражи квартирные и автомобильные. Яркий пример — за последнее время группа преступников из Челябинска совершила девять краж. Данные мероприятия требуют больших финансовых затрат, что осложняет дальнейшую реализацию данного проекта.

В конце интервью Дмитрий Васильев заверил, что рассчитывает на плодотворное сотрудничество между изданием «Городские вести» и первоуральской полицией.