Молодые художники представили на суд первоуральцев свои эксперименты с цветом, светом и тенью, линией и пятном
Абстракция — и есть реализм, убеждены молодые художники Юрко и Карина Коваль. Открытие их первой совместной выставки «Просторы» состоялось в Выставочном центре на прошлой неделе.
— Давайте будем общаться. Давайте будем жить весело. К этим «Просторам» мы с Кариной шли через просторы. Давайте будем смотреть на искусство, — призвал гостей выставки Юрко, — задавайте вопросы. Выставка, для того и есть, чтобы общаться и развиваться, а не сидеть тупо в Интернете.
Антипафос
Юрко познакомил собравшихся со своим манифестом, который, как он считает, должен быть у каждого художника. Вот отрывки из него:
— … Это антипфос. Это взаимодействие человека и среды, человека как божества, как силуэта. Это музыка и художник. (…) Это учение видеть абстрактно. (…) Это борьба с гламуром и даже антигламуром. Это ощущение нежности и грубости, как жизни и смерти. Это постоянный эксперимент с цветом, светом и тенью, линией и пятном. (…) Это крик радости и безумства. Это как Бог подаст. (…) Это поиск нового в себе. Это старание переделать негатив в перегной для нормального грунта будущих светлых идей. (…) Это далеко не понты. Это стремление увидеть в небе дирижабль…
Воздух, легкость и желание летать чувствуется во многих представленных в Центре работах. Яркие, но не кричащие краски картин создают настроение какого-то умиротворения. Здесь и живопись, и графический коллаж, и батик (холодный и горячий), и левкас. А большая часть работ выполнена в авторской технике — оригинальном сплаве различных художественных стилей и направлений. На полотнах, если их в данном случае можно так назвать, находят свое место кусочки ткани и металла, палочки от мороженого и тюбики от краски, куски картона и ручки от ящиков стола.
— Это в голове все берется. Понимаешь, что эта вещь должна быть здесь, — объясняет Карина, — хотел Юрко фактуру показать – взял картон, потому что понял: красками ее не показать. Мы не сидим на месте. Освоили новую технику, сделали сколько-то работ — хочется идти дальше.
Картины Юрко и Карины создают не только классической формы, но и абсолютно причудливой: с замысловато изогнутыми краями.
Пожалуй, самое большое внимание привлекает работа «Пунктиры» из совместного проекта художников «Дерево», над которым они сейчас работают и планируют представлять на больших площадках крупных городов, таких как Екатеринбург, Москва или Киев. «Пунктиры» — это 93 деревянных дощечки 13,5 на 14 сантиметров, укрепленных рядами.
— Мы хотели показать маленькие работы на большом пространстве. Каждая из них рассматривается, как нечто отдельное и самостоятельное. Я назвал каждую дощечку пикселем. Каждый имеет свой абстрактный пейзаж. Абстракция и есть реализм. Я вижу эти пейзажи даже на облупленной стене. Никаких мирских тем пиксели не поднимают. Это просто разукрашенные в некую гамму картинки. Свободное девственное искусство, вытекающее из-под руки. Продолжать работу можно бесконечно. Можно собрать из дощечек человека и сказать, что это пиксельный человек, — рассказывает Юрко Коваль.
Все пиксели делались практически одновременно. Сначала были подготовлены дощечки. После нанесения грунтовки художники стали их раскрашивать, прикреплять ниточки, металлические скобки и прочее. На изготовление каждого пикселя уходило от часа до двух дней. Юрко говорит, что, глядя на уже окрашенные дощечки, они с Кариной вносили дополнения, чтобы пиксель получил законченный вид.
Еще одна работа из проекта «Дерево» — «Ограждение». Издали она выглядит, как кусок деревенского забора. Подходя ближе, замечаешь прикрепленный к нему черный блестящий квадратик, в котором отражается всякий стоящий перед работой. Эффект очень интересный: кажется, что из этого квадратика выглядываешь ты сам. Приглядевшись, можно рассмотреть таинственно-замысловатые ходы жучка-древоточца на доске. А тайный смысл в этом искать резона нет.
— Необязательно искать в картине смысл. Достаточно того, что нравится цвет и форма. И человек получает эту положительную энергетику, — поясняет Карина.
Посетители выставки современного искусства получали эту положительную энергетику с удовольствием.
— Слов нет. Не ожидала. Мне дочь сказала: «Мама, приходи, посмотришь арт». Для меня это необычно. Первый раз такое вижу, но очень понравилось, — поделилась Наталья Петрова.
— Мне тоже понравилось, — продолжает Наталья Присяжная, — вроде не солнечные краски, а настроение хорошее. Рада, что у молодежи есть такие художники, без негатива.
В малом зале Выставочного центра можно было увидеть слайд-шоу работ Юрко Коваль, сделанных на Украине в различных техниках: графика, живопись, фактурные работы, в том числе кофе.
Это не случайно
Юрко окончил на Украине художественную школу, а также училище искусств и культуры. Многократно участвовал в различных арт-проектах, выставках и фестивалях. В Киеве были организованы две его персональных выставки. Работы художника охотно покупают частные коллекционеры его родной Украины, а также России, Польши, США, Мексики и других стран.
Карина — выпускница первоуральской художественной школы и факультета декоративно-прикладного искусства Российского государственного профессионально-педагогического университета. Она также неоднократная участница сборных выставок. Работы Карины есть в частных коллекциях российских ценителей искусства.
Возник семейный и творческий союз Юрко и Карины не так давно. В 2011 году первоуралочку пригласили принять участие в международном фестивале «Стрит-арт», проходившего в Украине. Там молодые художники и встретились. Познакомились и… Так Юрко «занесло в Уральскую глубинку». Совершенно не случайно, по его мнению.
Юрко, по его словам, живет искусством уже 25 лет.
— Когда мне было лет пять, мама поклеила очень красивые обои. Заработала денег и поклеила. Очень ей они нравились. А я не понимал, что в них такого. И вот когда мама ушла на работу, я разрисовал обои, нацарапал что-то на них. Нарисовал цвета, тающих снеговиков… И четыре часа ждал, чтобы показать, какую я красоту сотворил. Потом я встал в угол. Был наказан. Так я начал рисовать. И с тех пор не могу остановиться, — смеясь, рассказывает Юрко, вспоминая свои «первые творческие шаги».
Поэтому художник считает, что творчество — это результат каких-то детских психологических травм.
— Это борьба протеста. Но я никого не виню. Возможно, мне что-то не нравится, и я с этим борюсь. Только не на словах, а в творчестве, — размышляет Юрко.
Для того чтобы творить, художнику не нужна полная тишина. Если он вникает в работу, то «за спиной могут ездить танки».
Вдохновляют на творчество молодых художников, как работы признанных мастеров, так и внутренне состояние.
— Мы с Кариной интересуемся искусством. Я видел картины от Сальвадора Дали до Хуана Миро. А еще меня вдохновляет мое внутреннее состояние. Бывает, что нет настроения рисовать. Тогда пересиливаешь себя, садишься работать. Чтобы завести себя, начинаю рисовать: с мазка, с линии. И это меня ведет, — делится Юрко.
Художники стараются избегать монохрома, темных красок.
— Сейчас мир красок вырос. Им хочется рисовать, — говорит Юрко.
— Ни в коем случае мы не даем негативную энергию. Искусство — это все-таки что-то положительное, светлое. Юрко вообще говорит, что он все плохое перерабатывает в себе и создает уже положительные работы, — рассказывает Карина.
Работают супруги вместе без конфликтов и споров. Карина считает, что в этом помогает им общее видение реальности, совпадение взглядов. А при работе над собственными картинами советуются друг с другом, помогают, но все равно окончательное решение каждый принимает самостоятельно.
Дома у художников множество новых работ, еще не виденных широкой публикой. Их, по словам Юрко, хватить еще примерно на такую же выставку.
— Кайф, когда ты можешь что-то делать, радовать глаз общества, — делится художник, — У меня много идей. Есть что показать и что сказать обществу.