Жители Птичника митингуют против отстойников ПНТЗ

Несмотря на разгар садовых работ, 10 июня на Пролетарке (поселок Птицефабрики) собралось около 50 человек — по призыву общественника Владимира Терехова, жители Шайтанки и Птичника в первый раз вышли на митинг. Цель — создание инициативной группы граждан, которые должны будут следить за ходом работ по рекультивации шламоотстойников ПНТЗ, ведь эти водоемы, время от времени распространяющие зловоние, находятся рядом с улицей Красных Партизан. Хоть и не набралось заявленной тысячи жителей, инициативную группу «на расправу с заводом» все же определили. Подробнее — в материале «Городских вестей»

IMG_7564
Шламоотстойник ПНТЗ вблизи улицы Красных Партизан, что в Шайтанке

Свалка дымит и душит

Владимир Терехов уже успел прославиться на ниве борьбы с ПНТЗ — он и общественные инспекции на завод инициировал, и митинги на Трудпоселке собирал, чтобы помочь людям побороться с шумовым воздействием ЭСПК. Новая цель — шламоотстойники на Птичнике.

«Городские вести» приехали на Пролетарскую вечером, в половине седьмого  — кроме Владимира Терехова, сосредоточенно разбиравшегося со звукоусиливающей техникой и нескольких журналистов, мы заметили лишь трех пожилых женщин, расположившихся на скамейке.

— Да, мы на митинг пришли, — хором отвечают пенсионерки. — Проблем-то у нас накопилось — по горло. Душат нас со всех сторон — то свалка городская горит, то СУМЗ подкидывает… Сколько нас поумирало за последнее время, сколько астматиков появилось!

Из разговора стало понятно, что женщины и не догадываются о цели собрания, а именно о рекультивации шламоотстойников ПНТЗ. Они не единственные. Люди постепенно подтягиваются на площадку, определенную для митинга, — большинство из них намерены бороться именно с постоянно дымящей городской свалкой. По рукам пошло письмо к главе Юрию Переверзеву и прокурору Александру Рудых, с просьбой «обратить внимание» — народ активно ставит подписи.

DSC_9990
Жители Птичника активно ставят подписи под обращением к Переверзеву — они устали терпеть вечно горящую городскую свалку

— Это сейчас дождики — нормально, а обычно дышать нечем. Дыхание перехватывает, — объясняет Римма Черногубова, старший председатель уличных комитетов Шайтанки-2 (Птичника).

 Засыпать и озеленить

Тем временем Владимир Терехов настроил громкоговоритель, и митинг начался: на поляне уже не три одинокие пенсионерки, а человек 50. Но люди недовольны — по мнению большинства собравшихся, кому уже за пятьдесят, молодежь могла бы проявлять больше внимания к проблемам родного микрорайона.

— Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы начать заниматься теми проблемами, которые у вас накопились, — обратился Терехов к собравшимся жителям. — А чтобы это сделать, мы должны выбрать инициативную группу. Я пригласил на нашу встречу депутатов [Александра] Цедилкина, [Светлану] Данковскую и [Валерия] Трескина — как видите, они не сочли нужным появиться здесь.

Гул недовольства пронесся в толпе — люди были уверены, что сегодня они решат как минимум половину проблем Шайтанки и Птичника без избрания инициативной группы, а появления депутатов никто и не ожидал.

DSC_0023
К середине митинга страсти накалились, и все больше людей требовали слова

Встреча с депутатами прошла у жителей раньше — 6 июня, на котором решался, в том числе, и вопрос о шламоотстойниках ПНТЗ.

— У нас было собрание вместе с депутатами, — рассказывает собравшимся старший председатель уличных комитетов Шайтанки-1 Наталья Сатьянова. — Депутат Валерий Трескин сообщил, что выполнен проект рекультивации шламонакопителя, проект утвержден городской экологической службой. Трескин заверил, что пыль и мелкая фракция не будет использоваться для засыпки шламонакопителя, пообещал, что отстойники не только засыпят, но и озеленят, то есть сверху будет насыпан плодородный слой почвы, где посадят зелень. Мы даже составили протокол встречи. Но протокол — не значит согласие.

Помимо рекультивации шламоотстойников, жителям прилегающей улицы Красных Партизан хотелось бы, чтобы их район облагородили, а именно привели в порядок дорогу, наладили освещение и построили парочку детских площадок. Да и за ходом рекультивационных работ неплохо бы присматривать, ведь непонятно, чем и как могут засыпать шламонакопители.

— Рекультивацию следует начать с большого шламонакопителя, проводить ее поэтапно, участками по 10 соток с выполнением на каждой сотке всего цикла работ — от засыпки до создания плодородного слоя почвы, — зачитывает протокол Сатьянова. — Кроме того, требуем предоставить проект рекультивации, утвержденный Роспотребнадзором, городской экологической службой и областной экологической службой.

— А про свалку? Про свалку забыли?! — раздались голоса из толпы. — Вы сначала с городской свалкой разберитесь, а потом уже про отстойники говорите!

— Мы понимаем, что проблем накопилось много, — попытался урезонить толпу Владимир Терехов. — Но для их решения надо создать инициативную группу, ведь если задачи будут решать все, то значит, их не решит никто. Нужны ответственные люди!

 

Чемодан, вокзал, Челябинск

— Какая инициативная группа? Город живет благодаря заводу! Свалка как горела, так и горит! — среди собравшихся были люди, которые явно недопонимали, в чем смысл митинга.

— На бумаге все хорошо, по факту — плохо. А потому за всем, что нам обещают на бумаге, нужен контроль. Надо шире смотреть на проблемы — не только свалка, но и шламовые отстойники, и дороги, и освещение. А то стоим в окружении сосен, а пахнет неизвестно чем! — попытался объяснить смысл существования инициативной группы Терехов.

— Я как раз живу по улице Красных Партизан, напротив шламонакопителя, — слово взял пенсионер Александр Чупраков. — Там дышать невозможно! Не только от водоема воняет, но и пыль от дороги жуткая — через нашу улицу ездят в три сада, а никто и не подумал асфальт в порядок привести. Пора порядок наводить. А кто будет контролировать? Думаете, не обманут нас? Россию всю обманули и нас обманут!

С ним согласен и его сосед Иван Хнаев.

— Вы придите к нам, посмотрите, понюхайте — «насладитесь» ароматами шламоотстойника, — поддержал оратора Иван Федорович.

Тем временем, появился депутат, которого никто не приглашал, — Геннадий Гарипов. Микрофон Геннадию Григорьевичу дали.

DSC_0048
Депутат Геннадий Гарипов уверен, что депутат должен быть на баррикадах со своим народом. Люди послушали, но порыва не оценили

— Если в народе проблемы, то депутат где должен быть? Среди своего народа. Я не политик, я хозяйственник. На сегодняшний день по отстойнику будем решать вместе, не надо думать, что я буду защищать завод, — заявил Гарипов. — Шламонакопитель — хотим мы этого или нет, —рекультивировать будут. Они хотят хитро поступить, и что-то «нехорошее» туда свалить. Неплохое дело — засыпать это дерьмо, но за процессом надо следить: вдруг подсунут что-нибудь радиоактивное? Я согласен с Тереховым — наш микрорайон не ухожен: дайте нам саженцев для начала, детские городки постройте — надо пользоваться моментом.

Несмотря на здравые мысли депутата, люди припомнили ему некогда невкрученную лампочку, и Гарипов покинул митинг.

— Чемодан, вокзал, Челябинск, — то ли пошутил, то ли посоветовал кто-то из толпы.

 

Шестеро инициативных

— Вы же год назад говорили, что нельзя хранить шлам на территории завода, требовали вывозить его. Вот зачем вы это делали? Хранили бы они свои отходы у себя на территории, а теперь к нам повезут, — задали резонный вопрос Владимиру Терехову, припомнив ему прошлогоднюю инспекцию на ЭСПК, когда Владимир Геннадьевич пытался взять пробы шлама в трехлитровые банки.

DSC_9995
Житель Птичника Иван Хнаев и общественник Владимир Терехов

— Государственная экологическая экспертиза была проведена во время строительства ЭСПК, по нашей инициативе была проведена общественная экологическая экспертиза в Москве, — ответил Терехов. — Обе экспертизы подтвердили, что переработка шлаков ЭСПК на территории НТЗ вестись не должна. А они ведут эту переработку. А как? Очень хитро — они передали эту переработку на аутсорсинг сторонней организации «Экорус», от которой информации добиться трудно. Теперь вся деятельность вызывает настороженность — то, что не нужно никому, будет свозиться на улицу Красных Партизан. Рекультивация — это хорошо. Но как она будет вестись? Собрали уличный комитет, но документов не показали. Поэтому я за то, чтобы все было правильно.

Тем временем градус общения повышался — кто-то считает, что шламоотстойники засыпать не надо, ведь там «уже и рыба водится, и лягушки квакают», другие, напротив, уверены, что отстойники засыпать давно пора, а завод обязать компенсировать весь нанесенный Птичнику вред.

Мнения разделились, но инициативную группу все же выбрали — проблемы поселка Птицефабрики и Шайтанки будут решать шестеро человек.

«Городские вести» отправили запрос в пресс-службу ПНТЗ, чтобы узнать о планах предприятия относительно шламоотстойников — надеемся, что к моменту выхода следующего номера мы будем располагать этой информацией.