17 июля состоялось открытие выставки первоуральского художника Анатолия Лимонова — несколько десятков картин разных лет представлены на суд зрителей в выставочном центре. Пейзажи, натюрморты, композиции… Как говорит сам художник, его задача — написать то, что он чувствует, передать красоту родного края через холст и масло, а вот реакция зрителя, их предпочтения — дело каждого. О любимой картине супруги Лимонова и о том, как рождается шедевр, — в материале «Городских вестей»
— Картины, которые я здесь вижу, как раз по мне, — делится впечатлениями гостья выставки Надежда Папу. — Сама и не пробовала рисовать, времени на творчество не остается. А пейзажи, которые здесь вижу, — прям душа отдыхает.
Ее поддерживает и подруга Людмила Руденко:
— Мне кажется, что автору особенно удались зимние пейзажи. А вот эти, — женщина показывает на картину «Старая улица», 1992 года и «Май» 2013 года, — меня особенно поразили. Дольше всего стояла перед ними, рассматривала.
Сам Анатолий пока не общается — художник занят тем, что прямо в зале выставочного центра пишет картину «Нарциссы».
— Это небольшой performance от автора, — объясняет директор выставочного центра Илья Бушмелев. — Анатолий Лимонов прямо сейчас, буквально за несколько минут, нарисует картину, а на закрытии выставки ее и еще ряд других мы разыграем среди посетителей выставки.
Действительно, работа над картиной заняла совсем немного времени — через 23 минуты на холсте появился букет нарциссов.
Анатолий Лимонов родился в 1949 году — в послевоенном Первоуральске семья ютилась в бараке по улице Вайнера, и уже тогда Анатолий понимал, что его жизнь будет связана с творчеством.
— Учился так себе, любил рисовать, физикой интересовался и астрономией, — рассказывает художник. — Закончил восьмилетку, пошел в школу рабочей молодежи, работал токарем. И очень любил Третьяковскую галерею — бывал там во время отпусков.
Анатолий не только любил Третьяковку, но и сам пытался приобщиться к творчеству — рисовал акварели, пробовал заниматься живописью.
— Лежу я как то на диване, балдею. А брат мне и говорит: «Что же ты, художник-бездельник, поступил бы хоть в институт!», — смеется Лимонов. — Ну, я и поступил в 1983году на Тагильский худграф. В группе был самый старшим — 34 года, учился основам рисунка и живописи заочно, ведь нужно было работать. На третьем курсе ушел я из института: понял, что академическое образование не главное. Буду вольным художником.
Гости выставки не просто рассматривают картины, они с удовольствием общаются с художником — этот человек поражает не гениальными концепциями своего творчества, напротив, его мысли просты, ясны и непосредственны.
— Посмотрите, какой светлый человек, — говорит Татьяна Ершова. — У него аура шесть метров, советую просто постоять около него.
Тем временем у Лимонова нашлось время поговорить и с «Городскими вестями».
— Моя любимая картина — вот эта, «Весна» называется, — художник показывает на работу, созданную в 1992 году. — Вы не поверите, но я даже не помню, как ее создал: пошел на этюды, с собой — картонка. Как начал писать, как закончил — не помню. Наверное, это моя лучшая работа, по крайней мере, я очень люблю эту картину.
По мнению Лимонова, пейзаж — это не просто природа, не просто умение передавать точно цвет, свет и тень.
— Ее надо чувствовать, проживать и переживать, — поясняет автор.
Самое сложное для художника — писать женские образы.
— Это божество, венец творения, — уверен Анатолий. — Однажды я ехал в поезде и увидел девушку с ребенком. Она сидела напротив. Как только увидел, то сразу промелькнуло в голове — как будто с полотна Рафаэля сошла. Моя жена как-то позировала мне, но для этого нужно не только вдохновение. Нужно гораздо больше, чтобы образ получился достойным женского облика.
Любимая картина супруги Лимонова — «Наташа», написанная в 2013 году. На синем фоне изображена бегущая с воздушным змеем девочка.
— Правда потом она сказала, что я испортил картину деталями — нарисовал домики, прорисовал траву, — смеется художник. — Надо было оставить просто синее небо, девочку и воздушного змея.
Для художника есть один эталон — Левитан.
— Я иду к реальности. Как Левитан. Когда я стоял как прикованный у картины «Вечерний звон» в Третьяковке, то слышал звон. Левитан для меня корифей, лучше нет. Художников много, но каждый человек настроен на определенную частоту — потому и нравится каждому свое. Я выражаю то, что я вижу, что я хочу увидеть — а люди уж оценивают. Каждый для себя.
23 июня с 12 до 16 часов состоится мастер-класс живописи от Анатолия Лимонова. Каждый может принести краски и холсты и нарисовать натюрморт из живых цветов вместе с Анатолием Лимоновым. Ожидается приезд художников из Екатеринбурга.