Блогеры Первоуральска попытались вскрыть «экологический гнойник на Чусовой»

Информация появилась в интернете 21 июня — первоуральские общественники сообщили о том, что обнаружили неподалеку от берега реки Чусовой ряд так называемых «могильников» — ям, «которые заливаются отходами, остающимися после очистки канализационных и сточных вод на МУП «Водоканал». Специалисты же цеха очистных сооружений уверяют: то, что названо «могильниками» — всего лишь песковые и иловые площадки, которые задействованы в процессе очистки городских стоков.

Иловая площадка — это те отходы, что остаются от очистки канализационных стоков.
Иловая площадка — это те отходы, что остаются от очистки канализационных стоков.

Картофель выращивать можно

«Могильники окружают очистные сооружения, — пишет блогер anser24. — Свежезалитые имеют черный цвет, старые покрыты коричневой коркой. Территория заболочена, что дает право не исключать возможность, что залитое в могильнике попадает в Чусовую. Очень вероятно, что подобная деятельность очистных сооружений ПМУП «Водоканал» продолжается не один год. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что в округе находятся заболоченные места, покрытые ряской, разгребая которую можно увидеть ту же самую черную жижу. Да и запах исходящий от нее выдает место происхождения — очистные ПМУП «Водоканал».

Все это иллюстрировано фотографиями и сделан вывод — «выявленные факты уже является поводом для проведения тщательной проверки органами прокуратуры».

Директор «Водоканала» Юрий Иванов в телефонном разговоре 25 числа отметил, что пока никаких писем, заявлений, обращений к нему не поступало — ни от активных общественников, ни от прокуратуры.

— Я понимаю: нашли, усомнились, спросили, — комментирует Юрий Иванов. — 40 лет я занимаюсь водой, и тут вдруг появляется это сообщение. От незнания оно, люди не понимают, что видят, что пишут — неграмотны в этих вопросах. Можете сами приехать и посмотреть эти «могильники», как они говорят. Слово-то еще… у нас и хоронить-то нечего в них. Наши отходы — ил. Его мы вывозим для рекультивации по договору с СУМЗом на карьер и свалку Ревды. Класс опасности у ила — пятый, и его используют в сельском хозяйстве, по сути. Картофель выращивать на нем можно.

Отходы очистных — ил — вывозится ежедневно на карьер СУМЗа и свалку Ревды.
Отходы очистных — ил — вывозится ежедневно на карьер СУМЗа и свалку Ревды.

Песколовка и площадки для песка

Иловая площадка внешне представляет собой территорию с покрытой черной корочкой землей.

— Таких площадок у нас пять штук по 5000 кубов каждая, — говорит технолог очистных сооружений Ирина Абдулина. — Осадок после процесса обработки стоков по трубе поступает сюда. Вода дренирует и уходит на дополнительную очистку. А площадка летом просушивается и вывозится автотранспортом на рекультивацию.

Фото из блога пользователя anser24. Подпись под ним: "В далеке за кирпичным строением виднеется старый могильник"
Фото из блога пользователя anser24. Подпись под ним: «В далеке за кирпичным строением виднеется старый могильник»

Сейчас с очистных ежедневно уходит от 23 до 29 машин с илом.

На фотографиях блогеров начальник цеха очистных сооружений Владислав Меньших узнает здание решеток и трубу, по которой поступают стоки из динасовского коллектора. Предлагает доехать и до туда, чтобы показать то, что вдруг стало «могильником».

— Здание решеток нужно для того, чтобы задерживать мусор минеральный, который вместе со стоками поступает из города, — поясняет по пути Ирина Владиславовна. — Он копится у нас на специальной площадки вместительностью 216 кубов и потом вывозится на свалку. Фото в интернете сделано со стороны крыши, а мы с вами зайдем со стороны песколовок.

Круговая конструкция с железными переходами призвана за счет вращения воды очистить ее от мелких минеральных частиц путем осаждения.

— Это первичная очистка. А вон там, — Владислав Борисович показывает в сторону большой коричнево-черной «лужи», которую общественники, судя по всему, и приняли за «могильник», — песковые площадки, куда песок и прочие частицы сбрасываются. Площадка эта обгрунтована, никуда и ничего не вытекает. Дренаж уходит в железобетонный отстойник, а песок подсыхает, и мы его вывозим автотранспортом.

 Общая мусорная беда

Обвинение общественников в том, что «по распоряжению непосредственного начальства «Водоканала» на заболоченной территории очистных захоранивается свозимый сюда мусор», у специалистов очистных вызывает также недоумение и грустную улыбку.

— Та свалка, которая сфотографирована и размещена в интернете, расположена на въезде на очистные. Она — и наша беда тоже, — говорит Владислав Меньших. — Территория эта считается даже не нашей, а городской, и как бороться с несанкционированной свалкой — мы уже не знаем. Повесили объявление, указали штраф на выброс мусора — 50 тысяч рублей. Все равно тащат, все равно везут. И гаражные кооперативы, и автосервис какой-то, и прочие частники.

Единственная проблема, которую не отрицают на очистных — возраст сооружений.

— Справляемся пока, но расширение требуется, — говорят специалисты. — Город ведь вырос раза в два.