Началось рассмотрение «дела Аксаны Пановой»

3 июля рассматривалось так называемое «дело Аксаны Пановой». Экс-редактора информагентства Ura.ru, а ныне — главного редактора и учредителя интернет-издания Znak.com, обвиняют сразу по нескольким статьям уголовного кодекса:  ч. 3 и ч. 2 ст. 163 УК РФ — «Вымогательство денежных средств»,  ч. 1 ст. 201 УК РФ — «Злоупотребление полномочиями», а также ч. 3 ст. 159 — «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения в крупном размере». По мнению гособвинения, Панова нанесла ущерб ООО «Ура.ру» порядка  12,5  млн рублей, обналичив и потратив деньги на свои нужды, а также была уличена в вымогательстве денежных средств. Аксане Пановой грозит до 15 лет лишения свободы. Обвиняемая считает дело сфабрикованным, на своей страничке в Фейсбук называет происходящее публичной поркой, связывая обвинения против нее, в том числе, и с ее отношениями с Евгением Ройзманом. Подробности — в репортаже «Городских вестей» из зала суда.

Аксана Панова и ее адвокат Тимофей Гриднев. Фото с сайта 66.ru
Аксана Панова и ее адвокат Тимофей Гриднев. Фото с сайта 66.ru

 И Ройзман здесь

Первое судебное слушание назначено на 10 утра. Но задолго до этого времени к зданию суда Ленинского района подтягиваются многочисленные журналисты — процесс намерена освещать не только местная пресса, но и столичные акулы пера. Ожидаемый на судебное слушание журналист «Вашингтон Пост» Уилл Ингланд не появился, сославшись на занятость и дороговизну командировки в Екатеринбург.

Аксану Рашидовну (по паспорту все же Оксану — ред.) коллеги из Знак.ком поджидают отдельной стайкой, остальные надеются пообщаться с ней до входа в здание суда — если верить ее последней записи в Фейсбук, Панова намеревалась подойти пораньше.

9:45. Пановой нет. Журналистам пояснили, что всех желающих попасть на судебное слушание небольшой зал районного суда вместить не сможет, но будет организована видеотрансляция в актовом зале. Наученные горьким опытом подобных попыток, мы решили, что в зал попасть все-таки нужно — как правило, аппаратура ведомств подводит и звук воспроизводится плохо. Как в воду глядели — спустя час журналисты из актового зала все-таки переместятся в зал судебного заседания: «Там звук булькает», — разведут руками они.

Панову ожидали не только журналисты. В это время некий инкогнито провел одиночный пикет, развернув плакаты с обращением к Аксане:

«Оксана! Россию Страсбургом пугать

Все равно, что против ветра грязь топтать.

Уж сколько раз пугали…

Не жаль мне этих пугаль-ругачей.

И вы, прошу, Оксана, не рвитесь к ним скорей…»

IMG_8726

Появление Евгения Ройзмана отвлекло внимание журналистов от одинокого пикетчика. По слухам, Аксану Панову и руководителя фонда «Город без наркотиков» связывают не только деловые отношения. Сама Аксана не скрывает роман, публикуя фото с Ройзманом на своей странице в Фейсбук. Евгений Вадимович заметно нервничает, переходит от одной группы журналистов к другой. В это время из-за поворота появляется Аксана в сопровождении своего адвоката Тимофея Гриднева. Быстро, улыбаясь, проходит и скрывается в здании суда.

 Требуем гласности

— А что, разве дело Пановой не подходит под экономическую амнистию? — шутят в зале суда журналисты.

Пока видео- и фотосъемка не ведутся — требуется удовлетворение ходатайства на этот счет судьей Александром Тараненко. Прокурор не против, ведь он понимает, что должен соблюдаться принцип состязательности и гласности, но от ведения он-лайн видеотрансляций просит воздержаться, поскольку это может нарушить права потерпевшей стороны, участники которой не хотят становиться героями таблоидов и соцсетей.

— На данном судебном заседании может присутствовать любой человек, который пожелает, — выступил Гриднев. — Каким образом мы можем обеспечить гласность и открытость, учитывая размеры помещения? Поэтому либо зал побольше, вмещающий всех желающих, либо организуем запись процесса он-лайн.

Эту позицию поддерживает и сама Панова:

— Я полностью поддерживаю прямую трансляцию, я хочу, чтобы люди увидели, что происходило на закрытом следствии, какой творился беспредел. Дело возбуждено и ведется по лжедоносам. Я хочу, чтобы люди увидели этих «пострадавших», чтобы увидели, как они врут. Все должны знать лжедоносичков в лицо — это очень позорно, что они сделали.

Аксана Панова в зале суда
Аксана Панова в зале суда

Судья разрешил видео- и фотосъемку, а видеотрансляцию — увы. Журналисты ограничились текстовыми трансляциями.

 

Не нашли времени?

Судья объявил 10-минутный перерыв. Аксана Панова, наряду с другими участниками и наблюдателями процесса, покинули зал. На скамье Аксана оставила розу, подаренную ей при входе в суд, и бутылку воды. Вернувшись через 10 минут, Панова остановилась перед скамьей в недоумении:

— Где папка с документами? Народ! Кто видел? Отдайте, кто взял! — мы понимаем, что имеется в виду речь выступления, запланированного Пановой.

— Может, вы взяли ненароком? — обратилась Аксана к представителям потерпевшей стороны, среди которых и юрист австрийской фирмы BF TEN Андрей Лебедев, купившей пакет акций «Ура.ру».

Стоит отметить, что скамья потерпевших полупустая. Ждали приезда гендиректора ОТВ Антона Стуликова, предпринимателя Константина Кремко, Евгения Белоносова. Кремко — в отпуске, Белоносов — в Перми, почему на судебное заседание не явился Стуликов — неизвестно.

— Они собираются вообще участвовать в суде или нет? Есть пара телефонограмм, которые не проясняют ситуации. Мы будем настаивать на присутствии этих лиц на каждом судебном заседании! — заявил Тимофей Гриднев.

— Я категорически против продолжать процесс без потерпевших, — заявила Аксана. — Это люди, написавшие на меня донос, это люди, которые хотят, чтобы меня посадили на 15 лет. Они превратили мою жизнь в ад, а теперь они не нашли времени, чтобы прийти в зал суда? Это неуважение к суду и ко всем здесь присутствующим. Я хочу, чтобы они присутствовали и видели, что они натворили.

Судебное слушание, вопреки ожиданиям Пановой и ее защиты не перенесли. Суд счел возможным выслушать обвинение и без большей части потерпевших.

 26 томов. По мнению Пановой — бреда

Чтение обвинительного заключения помощником прокурора Георгием Паникаровым заняло порядка 40 минут. За это время Паникаров успел описать, каким образом Аксана Панова заключала договоры на информационное обслуживание с различными лицами, а также как путем обмана главбуха «Ура.ру» Натальи Поповой смогла обналичить более 12 млн рублей. По версии следствия, Панова также похитила 100 тысяч рублей у ООО «Остров», принадлежащему Евгению Белоносову — бывшему помощнику замглавы администрации губернатора Алексея Багарякова, вымогательстве денег у предпринимателя Константина Кремко и гендиректора ОТВ Антона Стуликова (3 млн у последнего). Во время чтения обвинения Панова заметно нервничает, беспрерывно пьет воду, улыбается и ищет поддержки у коллег. Те отвечают кивками и улыбками.

Объявлен получасовой перерыв. В это время Евгений Ройзман дал свою оценку происходящему:

—  Я знаю, что [Антон] Стуликов сделал ложный донос. Когда во время следствия у ОТВ изъяли книги покупок, то там все платежи были зафиксированы. Контракты заключались со всеми СМИ, деньги шли через ОТВ. Большая часть уходила, почему-то,  в «Российскую газету», а самые большие деньги шли в Фонд измерения общественного мнения, который исследует рейтинг губернатора. Я утверждаю, что Стуликов сделал ложный донос — он просто его сделал с перепугу и не просчитал: если он это декларирует как вымогательство, то почему он рассчитывался бюджетными деньгами?

Евгений Ройзман
Евгений Ройзман

В перерыве Аксана Панова прокомментировала процесс порталу 66.ru:

— Обвинения, о которых шла речь сегодня, неоднократно переписывались. Из меня делают особо опасную преступницу, я сейчас представляю угрозу для общества, — говорит Панова.

В это же время переговаривались и потерпевшие:

— Набежала толпа! Что, у журналистов сейчас информационный голод?

— Понапишут всякую хрень, а потом строят из себя жертву!

После перерыва суд перешел к допросу присутствующих потерпевших. В частности, ответ держал Андрей Лебедев. По мнению судьи Тараненко, Лебедев не совсем знаком с делом, поскольку не может дать ясных ответов, когда компании BF TEN был передан домен Ura.ru, почему австрийская компания купила лишь 51% акций, как определялась стоимость информагентства, а также какой части прибыли лишилась в ходе «махинаций Пановой». За допросом Лебедева — оглашение материалов дела. Всего 26 томов (!). Первое судебное слушание длилось больше семи часов. Несмотря на прогнозы, меру пресечения для Аксаны Пановой не изменили — под стражу не заключили.

IMG_8746

— Виновной себя не признаю. Полностью, — заявила Аксана Панова.

Следующее заседание назначено на 5 июля.

В суд предоставили обращения от Андрея Макаревича, Чулпан Хаматовой и Александра Любимова.

Александр Любимов, журналист:

«…Дело Аксаны Пановой — убедительное свидетельство того, что в Екатеринбурге бал правят злые и циничные люди, которые попрали закон и его дух»

Чулпан Хаматова, актриса:

«Тюремное заключение, к перспективе которого мужественно готовится обвиняемая, несомненно, погубит ее и сделает несчастными ее родных — 9-летний сын Артем будет расти без матери,  70-летняя мать останется без опоры».