Мышка, Вояж, Озорник — кто еще служит в полицейской кавалерии Первоуральска

Первоуральск — единственный город в области, где еще можно увидеть полицейскую кавалерию. На улицах конная полиция незамеченной не остается — такие патрули выезжают на дежурство ежедневно. Помешать работе может разве что гололед или ливень. Но последнее время жители все реже и реже стали замечать на улицах города скакунов и их напарников. Не попала ли конная полиция Первоуральска под расформирование, как когда-то спецподразделение в Екатеринбурге? С этими вопросами «Городские вести» отправились в полицейскую конюшню.

 

Домыслы не подтвердились

Участок на Самстрое, который занимает полицейская кавалерия, абсолютно неприметный и ничем не отличается от соседнего деревенского дома: обычная изгородь, стога сена, сторожевая собака…Существенное отличие — присутствие людей в форме.

Нас встретили заместитель командира отдельного батальона полковник полиции Наталья Карпова, инспектор отдельного батальона патрульно-постовой службы Александра Матигулина и полицейские кавалеристы Эдуард Каримов и Вячеслав Никитин.

Наши домыслы о расформировании спецподразделения полицейские опровергли. Сейчас в штате конной полиции всего пять сотрудников. А не видно их, потому что сегодня Слава Никитин проходит стажировку под руководством опытной Александры Матигулиной, а Эдуард Каримов не может выехать в город, так как полицейские несут службу по двое.

— Очень редко приходят гражданские, которые говорят, что хотят работать именно полицейским кавалеристом. На моей памяти таких было двое. В основном, к работе кавалериста ребята приходят, отработав определенное количество лет на постовой службе. Например, Слава Никитин, когда устроился в полицию, прошел учебный центр, вышел на службу, полгода отработал и изъявил желание попробовать себя в конной полиции, — рассказывает Наталья Карпова. — Если у сотрудников есть желание, мы их привозим на конюшню, пообщаться с животным, посмотреть, как ухаживать за ним. Ведь это определенный труд. Есть, конечно, сотрудники, которые осуществляют хозяйственные функции, но все тяжести, в основном — на полицейских.

Специальных школ полицейские кавалеристы не оканчивают. Опытные сотрудники сами отвечают за подготовку стажеров в плане обучения. Тут все зависит от желания и обучаемости. Если сотрудник и лошадь работают в унисон, значит, подготовка закончилась, можно приступать к полноценной службе.

— Основная функция кавалериста — это пресечение административных правонарушений. В основном, кавалеристы работают там, где труднопроходимые места, — поясняет Наталья Карпова.— Там, где пеший наряд оперативно не среагирует, а автомобиль из-за условий местности не проедет — это лесопарковые зоны, набережная пруда, массовые праздники.

 

Животное должно быть в порядке

Прежде чем заступить на службу, полицейский кавалерист не только выглаживает стрелки на брюках, но приводит в порядок лошадь, поскольку они несут службу в людных местах, например, в парковой зоне или на набережной пруда, где отдыхают люди. С грязной лошадью там не появишься.

— Животное — это твой напарник, с которым ты несешь службу. Нужно посмотреть на состояние здоровья, на подковы. Животное должно быть в порядке, помыто, почищено, накормлено,— рассказывает Александра Матигулина.— Нужно провести определенный курс занятий с лошадью, чтобы она вела себя адекватно при скоплении людей. Чтобы она не бросалась на людей, ни лягалась, поэтому должны быть определенные навыки работы с животными.

Сейчас в денниках конюшни стоят восемь лошадей, и среди них только один жеребец. Есть здесь два орловских рысака, другие — полукровки. Они считаются более выносливыми — объясняют кавалеристы.

Закупает лошадей для конной полиции горадминистрация. Основные поставщики — из Башкирии. Выбирают лошадь по характеру, скакуны должны быть спокойными. Лошади несут службу до 25 лет, потом их отправляют туда, где работа поспокойнее: продают в конно­спортивные школы или отдают в частные руки.

Мышка, Вояж, Озорник, Стрелка, Пегас, Малышка, Майка, Анот — все это напоминает особо опасную банду. На самом же деле — это четвероногие блюстители порядка. У каждой лошади свой характер и свой кавалерист. Такой тандем для успешной работы должен строиться на взаимопонимании.

Александра Матигулина в седле с 9 лет. Считает, что кавалерия — ее призвание.
Александра Матигулина в седле с 9 лет. Считает, что кавалерия — ее призвание.

 

Александра и Озорник

— Это у нас Малышка на лечении. У нее артрит суставов. А это — мой Озорник. Случайно с ним довелось работать, — рассказывает Александра Матигулина. — Первое время на разных лошадях перескакала, кто-то заболеет, кто-то еще что. Потом попался мне этот товарищ. Так вот и работаю с ним, кормлю, лечу. Не получится его сфотографировать, он такой парень  — скромный.

Озорник и в правду оказался тем еще скромнягой, долго не давала себя запечатлеть, то и дело отворачиваясь, прячась за своего напарника. Пока Александра упрашивала скакуна на совместную фотографию, ласково называя его «Зая», Озорник разозлился и ущипнул напарницу.

Александра дружит с лошадьми с девяти лет. В детстве занималась в лесничестве, когда там еще была конюшня. Получила высшее юридическое образование, пошла работать в полицию, когда там еще не было конного спецподразделения.

— Когда вновь образовалась кавалерия, я сразу изъявила желание здесь работать. И я люблю свою работу! Люблю лошадей очень!

Александра хоть и миниатюрная девушка, добрая, но, видно, что строгая. Интересно, кого люди бояться больше — девушку в пагонах или же животное?

— Влияет авторитет лошади, конечно.  Психологически люди бояться животных, тем более таких больших. Но есть люди, которые думают, что мы выходим на патруль детей покатать. Вот и начинают толкать друг друга под ноги, приставать к животным. Мультиков насмотрелись и думают, что лошади такие добрые, не лягаются, не кусаются.

 

Слава Никитин перевелся в кавалерию из кинологов.
Слава Никитин перевелся в кавалерию из кинологов.

 

Вячеслав и Стрелка

— Слава Никитин сейчас учиться ездить верхом, как правильно держаться, как управлять лошадью. Знаете, кому-то дано, кому-то — нет. Кто-то приходит учиться, появляются страхи высоты, падения, — рассказывает Александра Матигулина. — А у Славы все хорошо получается, он на первом же занятии упал, сейчас ничего не боится.

Славина лошадь Стрелка — самая спокойная. Она нас и ждала не в загоне, а рядышком с участком, она и фотографируется охотно. Отличная лошадь для стажера.

— Я в деревне родился, там у нас много разной живности,  поэтому для меня не проблема подружиться с животным, — говорит Слава.

 

Эдуард Каримов каждый день угощает напарника сахаром — настраивает на рабочий лад.
Эдуард Каримов каждый день угощает напарника сахаром — настраивает на рабочий лад.

 

Эдуард и Вояж

Работа с лошадьми для Эдуарда Каримова — это не только источник заработка, но и место встречи будущей жены. Супруга Эдуарда Дарья тоже работает в конной полиции, она то и переманила мужа сюда, раньше он работал водителем, тоже в полиции.

Конь Вояж, который прикреплен к Каримову, как считают сами кавалеристы, самый дружелюбный. Охотно играет с остальными лошадьми и людей не боится, дает к себе подойти.

— Какой метод воспитания применяете? Кнут или пряник?

— Пряник, скорее всего, кнут к животному — неэффективный метод воспитания, — говорит Эдуард. — Я ему каждый день гостинцы приношу, нужно, чтобы лошадь привыкла к хозяину. А он встречает меня каждый раз, радуется.