Первоуральская музыкальная школа или, как ее называют сами ученики, — музыкалка, отмечает в этом году солидный юбилей — 60-летие. За эти годы музыкальное отделение окончило свыше 1000 учащихся, многие из которых связали свою судьбу именно с музыкой. Накануне юбилея «Городские вести» решили подружиться с учениками школы и попробовать себя в роли юных талантов. Сыграть на 11-килограммовом аккордеоне или освоить музыкальную литературу — а вам слабо?
Некоторые срываются
Как и в обычной школе, на переменках здесь шумно. Ребята помладше перебегают из кабинета в кабинет, те, кто постарше, между занятиями в «музыкалке» выполняют домашнее задание из общеобразовательной школы.
Сейчас в школе полным ходом идет подготовка к отчетному юбилейному концерту.
— В этом году у нас уже были юбилейные концерты в клубе им. Ленина и в ДК «Огнеупорщик». Сейчас начинается подготовка к большому юбилейному концерту в ДК ПНТЗ, который запланирован на первое ноября. Там будут выступать не только наши нынешние воспитанники, но и выпускники, — рассказывает директор школы Марина Максимова. — Кстати, большинство наших выпускников работают здесь в школе. Я в том числе. Сама 21 год преподавала фортепиано, три года уже работаю директором. Многие наши выпускники работают в консерватории, преподают в педагогическом университете. Большинство из них — параллельно концертирующие музыканты.
Вырасти из ученика в выдающегося музыканта на самом деле задача не из легких. Восемь лет обучения в школе, столько же в музыкальном училище и в консерватории.
— При поступлении дети проходят конкурс. Поют песенку, повторяют ритмический рисунок, мы проверяем у них наличие музыкального слуха. Конечно, не беда, если каких-то данных нет, все можно развить, если ребенок активен. Иногда приходят дети, у которых прям глаза горят — готовы петь, плясать, а до некоторых детей мы достучаться не можем, с такими тяжело работать, — говорит Марина Владимировна. — На вступительном этапе больше детей, которые хотят сами заниматься,а не которых мама за ручку привела и сказала «Учись». Сложнее становится позже, когда дети понимают, что это великий труд, когда ты сидишь днями ночами у инструмента, а все друзья гуляют. Некоторые срываются.
Но процент отчисления, как правило, невелик.
— Те, кто с энтузиазмом начинал они, как правило, заканчивают. Ну и мы, конечно, стараемся мотивировать. У нас концертно-конкурсная деятельность очень большая. Ездим на международные конкурсы, — улыбается Максимова.
Урок 1. Аккордеон
Выходим в коридор. Из-за двери кабинета доносятся звуки самой настоящей вьюги. У Лены Лимоновой сегодня второй урок по специальности «Аккордеон». Маленькая девочка мужественно держит на хрупких плечах огромный инструмент, из которого видны собственно только голова и руки.
— В этом году мы закупили специально для малышей детские аккордеоны. Взрослый 11 килограмм весит, этот полегче, килограмма четыре, — радуется преподаватель Анна Мартын. — Нынче уже пять человек поступили в первый класс.
Лена показывает, чему она сегодня научилась. Знает ноту «До». И уже может исполнять «вьюгу», путем разжима и сжима инструмента. Мы спросили, почему девочка решила заняться музыкой?
— Меня брат привел в «музыкалку». Мне понравилось, захотелось здесь учиться, — рассказывает Лена.
— А почему аккордеон выбрала?
— Необычный инструмент потому что. Мы еще пока учимся выговаривать это слово. Мама с Леночкой ко мне пришли, когда еще не знали, на какой инструмент идти учиться, я им сыграла, рассказала историю, — подсказывает Анна Мартын, пока Лена стесняется. — Они решили у меня остаться. По физически данным она подходит — высокая, сильная.
— А откуда силы черпаешь? Кашу кушаешь?
— Кушаю! Манная моя любимая, — говорит Лена.
Урок 2. Народные инструменты
В программе школы есть как индивидуальные занятия, так и групповые. Мы заглянули на урок фольклорной музыки. Преподает ее бывший директор школы Павел Листраткин, который руководил музыкальной школы половину ее существования — 30 лет.
— 25 лет существовал инструментальный ансамбль с фольклорным направлением «Трио». Сейчас у меня два коллектива «Ложкари» и «Завлекаши», — рассказывает педагог. — Малыши, когда приходят ко мне в класс, используют разные инструменты.
Павел Дмитриевич видит музыкальные инструменты буквально во всем: пластмассовая банка с витаминами, пищащие резиновые игрушки. Из традиционных — маракасы, флейта, трещотка, свирель.
Сегодня на уроке Диана Касьянова и Сергей Коротаев — участники ансамбля «Ложкари».
Диана играет на балалайке, а Сережа на гармони. Оба они с удовольствием ходят в школу.
— Меня мама привела, и мне понравилось. Еще я на гитаре учусь играть, — рассказывает Сережа.
— А у меня спросили: «Хочу ли я ходить в музыкальную школу?» Я сказала, что хочу. У меня выбор был, на каких инструментах играть, но мне больше всего понравилась балалайка, — вспоминает Диана.
— А дома какую музыку слушаете? Тоже народную?
— Я разную слушаю, — говорит Сережа.
— А я народную люблю, — подхватывает Диана.
— А что самое трудное в музыкальной школе?
— Сольфеджио! — хором отвечают дети.
— Ну, это такие музыкальные диктанты. Нам играют музыку, а мы должны точно записать высоту и длительность ноты, — объясняет непонятливым журналистам Диана.
Урок 3. Музыкальная грамота
На уроке музыкальной грамоты преподаватель Евгения Осипова ждет учеников. Планируется человек 13-ть, но пока в классе только два человека.
— Меня мама привела. Сказала: «Здесь будешь учиться музыки». Вот я и учусь. Специальность — фортепиано, — рассказывает Савелий Крылов.
— А я сама три года назад просила бабушку отвезти меня на скрипку. И она, наконец, сдалась, — вспоминает Лиза Павлюк. — Мне просто очень нравилось скрипку слушать. Нам задали «Минуэт» учить на лето — трудно. В общем, у меня пока не очень получается играть. На лето я распечатала себе детские песни и играла младшим братьям и бабушке. Самая любимая мелодия «Пусть всегда будет солнце».
— А в будущем кем бы хотели стать?
— Я буду и музыкой заниматься, и шахматами, и легкой атлетикой, — говорит Савелий, который уже посещает такое количество кружков, что страшно перечислять.
— А я буду или дизайнером, или фотографом, а скрипка — это для души, — делится Лиза.
Мне еще и петь охота
Всегда интересно, что побудило детей заниматься тем или иным делом. Личная инициатива или же это воплощение в жизнь нереализованных амбиций родителей.
— У меня дочка уже второй год занимается вокалом. Она сама захотела. Я даже не ожидала, что ее это так увлечет. В этом году Вероника отдыхала в лагере в Асбесте, и победила в караоке-конкурсе, — рассказывает Кристина Кирилова, мама одной из учениц. — Договорились, что на предстоящий день рождения подарим ей синтезатор и дома будет концерты давать.
— Я очень люблю петь! Из «музыкалки» когда выходим на улицу, идем домой, поем, повторяем что только что пели. И люди начинают на нас такими глазами смотреть, — показывает большие глаза Вероника Кирилова.
— А какая у тебя любимая песня?
— «Я пока что не звезда»….
Вероника принимается петь. Громким, звонким голосом.
— Тише! Занятия идут! — прервала вахтер ипровизацию.
— Завидует, — подытожила Вероника.
Сейчас в детской школе искусств, в состав которой входит и музыкальная школа, обучаются 450 детей на разных отделениях: фортепиано, народные инструменты, хоровое пение, сольный вокал, изобразительное искусство.