«Городские вести» посетили единственный на Урале буддийский монастырь

Монастырь Шад Тчуп Линг, что в переводе с санскрита означает «место практики и реализации», стоит на вершине горы Качканар на высоте 843 м. Знакомство с людьми, считающими смыслом своей жизни красоту духа и отрешение от мирских ценностей, кроме того — совершенно добровольно живущих в спартанских условиях, показалось заманчивым, поэтому в составе съемочной группы «Интерры» мы отправились в качканарское путешествие. Получилось ли у нас подружиться с Ламой Докшитом, в миру — Михаилом Санниковым, — в материале «Городских вестей».

Монастырь Шад-Тчуп-Линг
Монастырь Шад Тчуп Линг

 Над облаками

Путь от Первоуральска до Кач­канара — неблизкий, более 300 км. Преодолевали мы это расстояние около четырех часов. Приближаясь, все больше и больше волновались: все-­таки буддизм — штука нами еще непознанная. Сам монастырь скрыт от глаз любопытных и пробраться к нему не так-­то просто — через леса, через поля и КПП местного горно­обогатительного комбината.

IMG_7085
Первый камень буддийского монастыря был заложен в 1995 году. 18 лет назад в распоряжении Михаила Санникова не было инструментов, поэтому природные валуны приходилось раскалывать при помощи нагревания. Процесс долгий и трудоемкий.

— Нам туда, — показывает автор программы «Путешествие» Виталий Листраткин на гору, вершину которой скрыли облака. Как будем подниматься — пока непонятно, кажется, что очень высоко. Любезные девушки в форме на КПП сообщили, что наше передвижение на комфортном автомобиле закончилось там, где началась территория ГОКа — вход только по пропускам. Делать нечего, зашли в лесок, стали ждать одного из послушников монастыря — накануне с буддистами велись переговоры, в гости нас ждали (в качестве презента Виталий Листраткин захватил канистру с бензином).

Евгений — так зовут нашего провожатого — появился неожиданно, расплывшись в улыбке:

— Сейчас доедем, с ветерком, — с этими словами Евгений выкатил мотоцикл, спрятанный в деревьях между ветвями. Другие посетители монастыря добираются до горы пешком, преодолевая 7 км пути.

Евгений Санников
Евгений Санников

Как выяснилось позже, Ев­гений — сын Михаила Санникова, основателя монастыря. Евгений пару лет назад приехал посмотреть на житье-­бытье отца, с тех пор не мыслит жизни в миру.

— Подождите, я мешок захвачу, и пойдем, — Евгений подходит к внушительному мешку с опилом, закидывает его на спину и идет. Остается еще примерно километр пешего хода — в гору мотоцикл не едет. Не жалеем, ведь места живописнейшие — буквально списанные с полотен Шишкина. У подножия пасутся несколько коз и две коровы.

IMG_7102

— Кормилицы наши, — улыбается Евгений.

— А что, разве буддисты мясо едят? — уточняем мы. В ответ Евгений лишь улыбнулся.

— У вас же стройка полным ходом. А как вы стройматериалы поднимаете наверх, инструменты тяжелые? — продолжаем упорствовать мы.

— Когда человек чего­-то желает, он находит пути, — философски отмечает буддист. И тут же добавляет: — А вообще рычаг — законы физики открыты давно.

 Сознанию коровы не важно, кто ее съел

Поднимаемся к воротам качканарского дацана. На дверях традиционное приветствие, тут же  — правила нахождения на территории монастыря: никаких матерных слов, громких разговоров и прочего неподобающего поведения. Беленые камни, многоцветные крыши, золоченые изваяния, позолоченная статуя Будды — атмосфера буддийского храма завораживает.

IMG_7128

Проходим внутрь монастыря. Лама Тензен Докшит в окружении послушников пьет чай в библиотеке. Среди стеллажей с книгами — расписание дня обитателей монастыря — подъем в 6 утра, отбой — в 23.

— Располагайтесь, — лама покуривает трубку, смотрит на нас, улыбаясь в бороду. Никаких оранжевых тог и обритого наголо черепа — борода, усы, флисовый костюм с камуфляжным рисунком. Несмотря на благое расположение духа, откровенничать Михаил Санников не торопится — на все вопросы и попытки узнать, как он пришел к решению обосновать на горе монастырь, отвечает шутками и иносказаниями.

IMG_7139
Лама Тензен Докшит собрал вокруг себя уже 10 послушников. Когда строительство монастыря будет закончено, дацан сможет вместить до 20 буддистов.

Семь лет Михаил Санников воевал в Афганистане, еще семь лет потратил на учения в различных буддийских монастырях. В 1995 году Михаил Васильевич поднялся на гору Качканар и решил, что именно здесь будет построен плод его учений.

— Как все началось? Все началось 5,5 млрд лет назад, а здесь… нет никакой истории, пришел с рюкзаком, потом пришли люди, — улыбается лама. На вопросы об афганском прошлом отвечает более охотно: — Не могу сказать, что Афганистан сильно повернул мое мировоззрение. Не всегда считается, что война — хорошо, а я считаю, что война — это хорошо. Она предполагает уважение к противнику — человек изучает язык, культуру, но при этом не становится таким, как сторона противника.

Пока лама не очень охотно беседует с журналистами, присматривается к нам, наступает время обеда. Отказываться от приглашения невежливо, тем более — безумно интересно посмотреть, как и чем трапезничают буддисты. Обед незамысловатый — пюре из репы, овощное рагу, макароны, чай и шоколадные конфеты.

IMG_7241

— Первая ложка — на пробу, вторая — на жизнь, — говорит дежурная послушница Хонгорма. На жизнь — значит, живым существам, которые обитают в монастыре, а именно — кошкам и собакам. Мирское имя девушки — Валентина, буддийское имя она получила, приняв несколько обетов.

Пообедав, лама становится разговорчивее. «Городские вести» не могли не спросить — мяса в рационе нет по идейным убеждениям или просто нет?

— Мы едим мясо, — улыбается лама Докшит. — Сознанию коровы, которой уже нет, без разницы — люди ее съели или гнилостные бактерии.

Буддизм — воинствующий атеизм

Дацан, как и любой другой монастырь, живет на подношения — приходят многочисленные паломники, делают подарки, оставляют деньги, помогают продуктами и стройматериалами.

IMG_7215
Статуя Великого Йогина «живет» в скале. По легенде он большую часть жизни провел в пещерах и питался одной крапивой.

— Вы пускаете всех, кто хочет остаться? Какие требования к людям, которые приходят в монастырь, чтобы жить в нем?

— Нет никаких требований, — снова улыбается Михаил Санников, — главное — подняться. Не понравится — сам уйдет. Обязанности для всех одинаковые — дрова, хворост, вода. Кто не работает — тот не ест — это не наш девиз. У нас чуть­-чуть по­-другому: не хочешь есть — не работай. Попрекать человека куском хлеба нехорошо. Люди, которые поднимаются, не объясняют причин прихода. Кто-­то приходит понять, кто-­то — спрятаться от проблем. Но на самом деле спрятаться не получится — где ты, там и твои проблемы.

IMG_7138

— Я так понимаю, что к буддизму вы пришли в конце 80-­х годов. Почему именно буддизм?

— Буддизм и атеизм не сильно отличаются друг от друга. Атеизм отрицает существование Бога, а буддизм может доказать, почему Бога нет. Атеизм — это буддизм для детей младшего школьного возраста, а буддизм — это атеизм для нормальных взрослых людей. Такой, воинствующий атеизм, — отвечает Михаил Санников.

Несмотря на то, что сейчас Санников живет на вершине горы и с миром у подножия общается редко, у него был опыт общения и с православным батюшкой.

IMG_7237
Новое помещение монастыря предназначено для сосудов с прахом умерших людей. Как выяснилось, желающих покоиться в дацане немало.

— С православными очень забавно разговаривать, — говорит лама Докшит. — Чтобы перейти со второго уровня на третий, я должен был поговорить с представителем другой конфессии и задать ему три вопроса, которые бы поставили его в тупик. С трудом нашел православного батюшку из Слюдянки, Улан­-Удэ. Нелегко найти православных священников, которые стали бы с буддистом разговаривать, подальше в Сибирь — батюшки непуганые. В Библии сказано: сначала было слово, и слово это было Бог. Сначала — это во сколько? Четкая и конкретная дата — время пошло и начало наступило. Ответа не было. Я читал теологический труд в Ватикане, там исследователи пришли к выводу, что Бог начал творить за 4400 лет до Рождества Христова. Вопрос: если рыбке латимерии 273 млн лет, то кто же ее тогда создал?

Православный батюшка из Слюдянки не стал вступать в полемику: «Иди отсюда» — последовал ответ.

История Хонгормы

В монастыре несколько женщин. Нам удалось застать лишь двух из них — Машу, которую переименовать не успели, и Хонгорму (в прошлом девушку звали Валентина). Именно последняя в день нашего визита была дежурной по кухне и кормила братьев и сестер.

IMG_7316
Раньше Хонгорма была Валентиной. Рапрощавшись с прошлой жизнью, девушка сожгла старые фото и обрила голову. В переводе ее имя означает «привлекающая активность». Есть и еще один перевод, который подчеркивает природную красоту Хонгормы.

— В моем нынешнем имени очень много букв, которые мне не нравятся в принципе — «Х», «Г». Но ничего страшного, — рассказать свою историю прихода в дацан девушка решилась не сразу, пришлось провести порядка пяти часов в монастыре. — «Привлекающая активность» — так переводится мое имя. Я помню, что пока жила в миру, то жила как в тюрьме, жила как все. Мне не интересно было учиться, не понимала, что я хочу в жизни и к чему должна стремиться.

Валентина приезжала в монастырь несколько раз, участвовала в практиках, к решению остаться в монастыре пришла не сразу — уезжала и возвращалась. Окончательно обосновалась в дацане девушка весной 2010-­го.

IMG_7202
Место исполнения желаний. Чтобы желание исполнилось, его нужно правильно сформулировать, но не забывать, что просьба должна быть искренней и по возможности приносить благо другим людям.

— Я ощущениям доверяю больше, чем словам, — продолжает Хонгорма. — Сначала я хотела сбежать, спустя всего три дня, потом думала, как бы вернуться.

Девушка из Екатеринбурга, работала в казино. Первая практика, которую исполняла в ту пору еще Валентиной — практика молчания длиной в месяц.

— Разница понимания мировоззрения пришла именно тогда, — улыбается девушка. — Сейчас я не представляю жизни в городе, там суета, асфальт, помешанные на деньгах люди. Кому что важнее, а мне комфортно здесь.

В дацане девушка нашла не только себя, но и семью — вышла замуж за Евгения Санникова, сына ламы.

IMG_7304

…Уже прощаясь, мы спросили у ламы Докшита — зачем же было строить монастырь на вершине горы?

— Чтобы поднять буддизм на небывалую высоту, — пошутил напоследок буддист.