Центральную аллею города — от ДК НТЗ до пруда — «оживит» световод

На прошлой неделе по ступеням аллеи поднялся известный паблик-арт художник Николай Полисский. Он приехал в Первоуральск во второй раз, чтобы обсудить концепцию проекта под рабочим названием «Оптическое волокно». Напомним, что реализуется этот проект в рамках обширной программы мероприятий, посвященных строительству в Первоуральске Дома новой культуры (ДНК).

— Когда я приезжал к вам в первый раз, — говорит Николай Полисский, — а это было летом, — аллею активно ремонтировали. И уже тогда, когда ставили фонарные столбы, возникла идея подчеркнуть протяженность линии. Фонари ведь светят ни жарко, ни холодно — обыкновенно. Охота пустить по ландшафту световую дорогу, зримую энергию.

DSC_2770

Свободная линия

По словам Николая Владимировича, с местом размещения будущего архитектурного арт-объекта определились быстро. Аллея — центр города, соединение его деловой части с исторической, она имеет значение и значимость, и к тому же — это дорога к будущему ДНК, который должен появиться в 2015 году на территории Старотрубного завода.

Полисский достает из большого конверта стопку распечатанных фотографий и раскладывает на столе. На них фломастерами начертаны разноцветные витиеватые линии, опутывающие аллею. Все эти загогулины у меня вызвали улыбку.

— Это — трубы, — рассказывает концепцию художник. — Будет использоваться труба, которая не идет на продажу. Как ее загнуть — задача технологов, которые сегодня говорят, что им это под силу. Мы сделаем некую световую дорогу. Если посмотреть на деревья, что растут на аллее, то они тоже все по-своему изогнуты. Нам нельзя дать сильный диссонанс с этой средой, поэтому мы пойдем по ландшафту, где-то уходя в сторону, между деревьев, освещая какие-то темные закоулки. Изогнутые трубы дадут нам возможность ходить свободной «живой» линией. Свет только подчеркнет эту жизнь. Это как съемка машин, едущих по ночному городу: вот съемка убыстряется, и вдруг появляется живая красивая волна. Мы ее как бы останавливаем, даем возможность увидеть городу.

Архитектурный объект «Оптическое волокно», таким образом, будет представлять собой масштабную скульптурную инсталляцию, выполняющую к тому же функции осветительной линии. В Европе в подобных местах проводят фестивали светового, музыкального искусства. Но приживется ли это в уральском городке?

DSC_2761
Николай Полисский представил первые эскизы будущего световода.

Вещь, от которой все обалдеют

Пока необычный опыт соприкосновения с искусством кажется экзотикой, арт-объекты в городской среде вызывают скепсис, хотя и имеют большую привлекательность для горожан и туристов. Для промышленных территорий сегодня важно уйти от прошлого, найти новые направления развития «опорного края державы». А культурные технологии как ничто иное может помочь в привлечении инвестиций.

— Культура достаточно быстро и эффективно притягивает внимание, — говорит Николай Полисский. — У меня есть собственный опыт — моя деревня Никола-Ленивец. Это глушь еще более глухая, чем Первоуральск. Это была захудалая деревня с вымирающим или уезжающим населением. Сейчас же у нас проходят фестивали ландшафтных арт-объектов, и иностранцев собирается порой больше, чем местных жителей. Что их привлекло? Мы сходили в лес, принесли палки, сделали из них что-то, увлекли интеллектуалов в Москве и всё. А начинали-то с простого — со снега, с того, что лежит под ногами. Он ничего не стоит, его просто надо подобрать и сделать вещь, над которой обалдеют в Москве. Мы это сделали.

Темой последней работы художника стало «самое принципиальное здание XX cтолетия» — парижский Центр Жоржа Помпиду, или «Бобур» в простонародье. Его отличительной особенностью является то, что все технические сооружения — лифты, трубопроводы, эскалаторы — были выведены архитекторами наружу, чтобы освободить максимум пространства внутри здания. Идею «музея наружу» Полисский интерпретировал на свой лад: его «Бобур» представляет собой сложное, оплетенное березовой лозой сооружение из 22-метровой башни в окружении труб, напоминающих по форме трубы Центра Помпиду.
Темой последней работы художника стало «самое принципиальное здание XX cтолетия» — парижский Центр Жоржа Помпиду, или «Бобур» в простонародье. Его отличительной особенностью является то, что все технические сооружения — лифты, трубопроводы, эскалаторы — были выведены архитекторами наружу, чтобы освободить максимум пространства внутри здания. Идею «музея наружу» Полисский интерпретировал на свой лад: его «Бобур» представляет собой сложное, оплетенное березовой лозой сооружение из 22-метровой башни в окружении труб, напоминающих по форме трубы Центра Помпиду.

Инертность первоуральцев Николай Полисский чувствует. Но по его словам, это характерно в целом для России.

— Люди еще не стали самостоятельными. Они как рабы, которые сбиваются в кучу, там трясутся и боятся, высовывая только кулаки из толпы — ух, мы вам! Вот когда все разбегутся и окрепнут, то потом соберутся уже в новое общество, которое будет делать, а не плакать, что кто-то живет хорошо. Русские говорят: сначала мы были бедные, потом нас обокрали, не жили мы богато, нечего и начинать. Но начинать надо! И важно, чтобы события происходили не где-то там, а рядом с людьми — у соседа, на соседней улице, в их городе.

Следующий визит Николая Полисского на Урал состоится в ноябре. К этому времени студенты разработают макет будущего проекта, на котором уже можно будет вносить корректировки с учетом идей и пожеланий горожан. Работа по созданию объекта продлится до весны следующего года.