25 млн рублей этим летом закатано в проезды к дворовым территориям

Деньги — областные. Выделены они в рамках программы, направленной на реабилитацию дворовых проездов. Речь не идет о всех дорогах внутри двора, а лишь тех, которые служат въездом-выездом из дворовых территорий. В этом году для ремонта выбраны 43 таких проезда. Большая часть из них уже обкатана автомобилистами, но есть участки, к которым рабочие приступили лишь в октябре. В «Городском хозяйстве» не скрывают опасений — один из подрядчиков, «Уралдортехнологии», дважды предоставлял график выполнения работ и дважды его срывал. В чем причины задержки, сколько простоит асфальт и будет ли продолжение ремонтных работ следующим летом, выясняли «Городские вести».

Так выглядит уже готовый объект. Въезд во дворы Чкалова-Ильича
Так выглядит уже готовый объект. Въезд во дворы Чкалова-Ильича.

3 года — точно, 10 — может быть, 20 — хотелось бы

Ведущий специалист «Горхоза» Алена Клаузер выезжает с проверкой дорожных объектов в ежедневном режиме. От нее узнаем, что в городе остались незакатанными три проезда, еще четыре — в Новоуткинске. Первым делом едем на улицу Чкалова, 44-48. Здесь уже готов и выезд на Чкалова, и выезд на пр. Ильича.

— У нас было одно замечание по этому участку — неровность, — говорит Алена Владимировна. — Когда делали выравнивающий слой — все было нормально, а стали катать покрытие — тут же образовался провал. Здесь стояла лужа. Подрядчик устранял за свой счет.

Осмотр проходит визуально, поскольку ремонт не капитальный, а текущий. Как говорят специалисты, в этом году упор сделан на квадратные метры. Бордюров ставится значительно меньше, чем в прошлом году.

— Я думаю, лет на 20 нового асфальта хватит, — отмечает Алена Владимировна. Ровно столько же лет в городе никто не занимался этими дорогами. — Запущено, конечно, все. Охота сделать как можно больше, поскольку уже на будущий год субсидий по программе нам не обещают.

Сами рабочие срок годности асфальта отмеряют иной — лет десять при условии, что асфальт не будет разбиваться тяжелой техникой. Гарантийный же срок определен контрактом — в течение трех лет подрядчик обязуется устранять те погрешности, которые может обнажить уже следующая весна.

43 проезда в этом году и 20 — в прошлом — это лишь малая часть от общего объема разбитых проездов к дворовым территорий. Какую территорию не возьми — Талица это, Новоалексеевка, Билимбай или город — асфальта нет нигде. Но приходится выбирать самые «больные» дороги, учитывать поток транспорта и количество горожан, страдающих от асфальтовых дыр.

— Денежное одеяло маленькое, на всех не растянешь, — вздыхает директор «Горхоза» Юрий Попов.

Не всегда везет

Следующий пункт нашего небольшого рейда — поворот к дому №5 по Емлина.

— Давай-давай! Поехали, чтоб видели, что мы работаем, — мужчина замахал руками трактористу, увидев нас.

Техника зашумела, работа пошла. Перед тем, как приступить непосредственно к работам, проверяется прочность основания 12-тонным катком. На Емлина прочность хорошая, поэтому перешли к планировке.

На Емлина техника появилась в пятницу, 4 октября. Здесь — укладка асфальта, без бордюра. Рабочие справились за день. Сколько прослужит покрытие — покажет время.
На Емлина техника появилась в пятницу, 4 октября. Здесь — укладка асфальта, без бордюра. Рабочие справились за день. Сколько прослужит покрытие — покажет время.

— Сейчас мы подготавливаем нижний слой, выравниваем его, — рассказывает мне тот самый мужчина, представившись Сергеем Дроздовым. Он здесь представляет субподрядчика и обещает, что этот проезд будет готов уже к началу вечера, а затем они переедут на последний объект в городе — на проспект Космонавтов, 15. — Здесь у нас 700 с небольшим квадратов, без бордюра. Справимся. Завтра закончим все оставшиеся участки. С чем связана задержка? С погодой, во-первых. А во-вторых, в городе всегда сложно работать. Особенно, во дворах. Посмотрите вон — кругом машины понаставлены. Приходится каждую пинать по колесу. И хорошо, если сигнализация срабатывает и хозяин объявляется. Но не всегда так везет.

При это Сергей отметил, что в Первоуральске дороги гораздо лучше, нежели в Ревде, где их фирма тоже работает:

— Говорят, когда-то было наоборот. Но сегодня я бы вообще сказал так, что в Ревде нет дорог.

В это время местная жительница Татьяна Вшивкова как-то недоверчиво смотрит на шумную технику и мужиков, что рядом с ней.

— А это у нас дороги ремонтируют, да? — не выдерживает она.

— Да-да.

— А это чё, типа асфальт или что?

— Идет подготовка…

— У нас тут вообще страшно было! — эмоции у Татьяны явно накипели. — Сначала одни ямы были, потом шлаком, отсевом их засыпали — дышать невозможно было, известь кругом. Машины белые стояли, мы все белые ходили. Кошмар какой-то!

— Сейчас все сделают, будет асфальт, — обещает Алена Клаузер.

— То есть сюда нормальный асфальт положат? Прямо на снег? Прямо в лужи?

— Нет луж-то. Погода позволяет еще. Земля не промерзла, дождей нет.

— И вот тут все сделают?

— Нет, администрация делает только проезды, въезды во двор. Уголочек здесь у вас будет заасфальтирован. Дальше — дорога уже не городская.

Чужие колодцы

На Космонавтов, 15 работа закипела лишь на следующий день. Замдиректора «Уралдортехнологии» Максим Поспелков пообещал — все будет сделано в срок.

— Помимо машин, припаркованных во дворах, есть технические моменты, — говорит он о причинах промедления. — Вот видите — колодец. Здесь он на уровне — проблем нет. Но таких колодцев, увы, не так много. Мы еще до начала всех работ специально проехались по всем участкам и отметили те колодцы, которые нужно поднять. У нас в смете нет этих работ, заниматься этим мы не будем. Где-то ждали, но в итоге асфальтировали как есть.

На проспекте Космонавтов работа закипела в субботу, 5 октября.
На проспекте Космонавтов работа закипела в субботу, 5 октября.

Проблема с колодцами, действительно, существует. По словам Юрия Попова, он уже не первый год ведет войну с коммунальщиками. Были предупреждения и в самом начале ремонтного сезона, направленные в «Водоканал», СТК, а также управляющие компании с информацией о том, какие участки будут асфальтироваться. Была настоятельная просьба привести свои колодцы в надлежащий вид, иначе — все будет заасфальтировано.

— Это проблема, да, — говорит Юрий Клементьевич. — Считается так, что раз эти колодцы на дорогах, то и заниматься ими должны дорожники. Не должны. Дорожники следят за ливневыми канализациями. Я обращался не раз и на оперативках, и письма писал. Никто не шевелится. Значит, будем асфальтировать. И мы асфальтируем! Пусть та же СТК потом сама свой колодец откапывает. У нас нет выбора. Предписания ГИБДД пишет нам, и мы должны дороги ремонтировать.

Что дальше?

Сейчас встает еще одна проблема — 63 проезда приведены в надлежащий вид за 2012 и 2013 годы. Но все они не числятся в реестре муниципальных дорог. По факту они ничьи. Поэтому Юрий Попов добивается того, чтобы их содержание вошло отдельной строкой в бюджет города.

— У нас ведь много таких проездов. Это и участок дороги с Ленина на Емлина, с Вайнера на Строителей и т.д. и т.п. Их попросту некому содержать, — говорит Юрий Клементьевич. — А люди-то уже увидели, они пишут письма с просьбами. Что мне им отвечать? Что денег нет?

Что касается дорог общего пользования, то нынче ямочный ремонт в больших объемах был проведен лишь на трех улицах: на Индустриальной в районе ТЭЦ, на Гагарина до Тубдиспансера с разворотной площадкой для автобусов и на Ватутина. Потрачено на это 6,6 млн рублей. Остальное иначе как латанием дырок назвать не получается — «чтобы можно было проехать». На будущий год на дороги пока запланировано потратить 10 млн. Это мизер.

— Планов-то у нас много! — с юмором отвечает Юрий Попов. — Вот список улиц, которые нужно делать сейчас, а лучше вчера. 56 млн рублей, по сметам. Могли бы мы и на 156 млн сметы предоставить, но не охота на корзину работать. Тем более, что по осени мы составили дефектную ведомость, а по весне объем работ уже в разы больше. Устал асфальт уже, старый он. Вот мы и выбираем каждый раз приоритеты, как только получаем копейки из бюджета. Приоритеты сегодня — это пр. Ильича от администрации до техникума и улица Урицкого от переезда до вокзала. Цена вопроса только по Урицкого — 8 млн рублей.

Печь без дров

Юрий Попов, директор «Горхоза»:

— Почему у нас на содержание дорог заявляется только слабо оснащенное МПО ЖКХ? Потому что никто на такие деньги не идет больше. А работать приходится все равно по сметам. К примеру, очистка улиц от грязи. Денег по этой статье хватает на 21 км. Дальше или никто за чистотой не следит, или уговариваем работать бесплатно. То же самое и по зимнему содержанию. Я подсчитывал, что по всем нормативам Свердловской области, на конкурс надо выставлять 120 млн рублей. Поэтому говорить, что мы хорошо содержим улично-дорожную сеть, нельзя. Если задача печки — отапливать избу, но у вас нет дров, то она со своей задачей не справится. Поэтому если денег нет, то никаким ГОСТам наши дороги соответствовать не будут.