Константин Болышев не пойдет в замы к сити-менеджеру

На финишной прямой комиссия по выборам сити-менеджера оставила двух претендентов: директора по производству ОАО ПНТЗ Алексея Дронова и директора УК «Даниловское» Константина Болышева. Расклад сил в думе таков, что сомнений — кому отдадут предпочтение депутаты на заседании думы 31 октября — практически не возникает. В интервью «Городским вестям» Константин Болышев заявил: «Мои шансы на победу — на уровне арифметической погрешности». Тем не менее, предложил пообщаться: «Мне не жаль тех идей, которые я изложил в программе, с которой я шел на конкурс на замещение должности сити-менеджера, — заявил Константин Викторович, — Я их воплощу в жизнь или они станут руководством к действию для кого-то еще — это не важно. Главное — чтобы они были услышаны. Надеюсь, новая власть не станет повторять ошибку действующей и слышать только себя». 

Константин Болышев
Константин Болышев

 

 В замы желания нет!

Свою программу развития Первоуральска Константин Болышев озаглавил «Комфортный для жизни промышленно развитый город с постиндустриальным укладом в непосредственной близости от Екатеринбурга». В качестве основных проблем городского округа названы: комплексный кризис жилищно-коммунальной сферы, наличие транспортных проблем, исчерпанность ресурса существующих мест захоронения. Проблемными также Константин Викторович считает развитие территорий, входящих в состав городского округа, общественную безопасность, экологию и отсутствие комплексного стратегического плана развития городского округа.

— Программа, пусть по объему и небольшая, но охватывает все стороны жизни города. Что, собственно, мешало положения этой программы воплотить в жизнь в те времена, когда вы трудились в администрации?

— Я по сайтам городским смотрю — этот вопрос ожидаемо заочно задается. Когда ты в администрации в роли зама, ты не соло поешь, ты в команде работаешь. При этом если что-то сделано, то сделано руководителем. Если не сделано — виноваты замы, однозначно. Такая вот вера в царя-батюшку. Руководитель может генерировать идею, выслушать мнения скептиков и принять собственное управленческое решение. Заместитель же вынужден проталкивать свои идеи и не всегда бывает услышанным. Приведу простой пример: когда работал в администрации — с предложением создать ныне успешно работающий «Горхоз» ходил четыре года, отстаивал необходимость его создания. Сейчас «Горхоз» создан, и ни противники, ни сторонники Переверзева не могут сказать, что этот шаг был ошибкой. Иногда задают вопрос: если Болышев не выиграет должность сити-менеджера, может замом пойдет? Отвечу сразу: желания нет — времени жалко. Что касается непосредственно программы: времена меняются, цели и задачи меняются вместе с ними. В начале двухтысячных остро стояли одни вопросы, сейчас — другие. Поэтому вопрос «Почему не сделал раньше?» не вполне корректен.

2

 

Ловите ветер

 — Вряд ли кто-то будет отрицать, что знание города и его проблем у вас — уникальное и программа, которую вы написали и обнародовали — это прямое руководство к действию для потенциального сити-менеджера. Если не выиграете — не жалко будет идей?

— Я реалист, прекрасно понимаю, как принимаются решения, и возможность своего избрания на должность сити-менеджера 31 октября рассматриваю на уровне погрешности. Но с другой стороны, участие в конкурсе — это возможность озвучить какие-то свои идеи, которые — нисколько не жалко, если кто-то ими воспользуется. Вся программа — это попытка на базе четырнадцатилетнего опыта работы в администрации, (а потом и за ее пределами), изложить понимание того, что можно сделать на уровне местной администрации. Все что в программе прописано — это первоочередные вещи, которые нужно делать сразу. У города должна быть цель в развитии. Добиваться того, чтобы стать четвертым городом в России нам бесполезно. С другой стороны, находясь вблизи Екатеринбурга и обладая таким промышленным потенциалом, развитым гражданским обществом, мы вполне можем поставить себе задачу сделать Первоуральск комфортным для проживания городом. Он не будет идеально экологически чистым, курортным городом, но он может быть удобным для жизни.

IMG_8796

— Бюджет города у нас два с небольшим миллиарда. Львиная доля — это расходы на образование: детсады и школы. На все остальное остается в лучшем случае 200-300 миллионов рублей. Как с таким бюджетом вообще можно выполнять вашу программу?

— Для счастливой жизни бюджет действительно маловат. На одного жителя приходится 13 тысяч бюджетных денег. В сравнении с Москвой, где 140 тысяч рублей на жителя, и даже с Екатеринбургом, где более 30 тысяч — не разгуляешься. Поэтому программа исходит из нынешнего состояния бюджета. Вопрос в том, чтобы на имеющиеся деньги создавать условия для решения ряда проблем. Да, мы не сможем своими силами построить транспортные развязки или метро. Но мы можем на эти деньги создать предпосылки для привлечения частных операторов. Первые шаги в этом направлении город уже сделал: в Первоуральске работают ООО «СТК», Облкоммунэнерго, Горэлектросети. Но привлечение частных инвесторов — это первый шаг. Второй — если уж привлекли, необходимо контролировать их работу. А у нас нет ни инструментов контроля, ни сформулированных целей и задач для операторов. Если инвесторам ставить задачи, что да, вы будете зарабатывать деньги, но при этом сделаете то-то и то-то, и не просто на словах условия ставить, а еще и контролировать исполнение — результат будет.

— Первоуральск славится как протестный, нестабильный город. Интересен ли он будет для частных инвесторов, которые четко понимают: поменяется политический расклад — поменяются экономические приоритеты? Сменится власть — сменятся инвесторы…

— Возможности у местных властей взять и развернуть, сломать эту ситуацию очень немного. Надо уметь ловить ветер и вести корабль. Когда же ловят ветер и пытаются справлять против него малую нужду — получается нехорошо, но именно это мы сейчас и видим. Политика должна быть мудрой и взвешенной. Ну, не сделаешь ты ничего с Новотрубным, он был, есть и будет, с тем или иным хозяином — он все равно будет играть свою роль. С Екатеринбургом ты ничего не сделаешь, он все равно скажет свое веское слово. Нужно сесть и подумать, как это можно использовать, чтобы поймать ветер в паруса и по этому ветру плыть. Иначе, когда город выглядит неуправляемым, инвестор, конечно, не пойдет.

IMG_8819

Поддерживать меня не надо — я сам хожу

 — Раз уж коснулись темы Новотрубного. Злые языки приписывают Константину Болышеву уже три группы поддержки: Новотрубный, Гришпун и «объединенные коммунальщики» — Чертищев-Пунин-Ярин. Так кто же болеет за Константина Болышева, кто его поддерживает?

— Вообще, я сам хожу, поддерживать меня не надо. На самом деле, по поводу поддержки тех или иных групп — это, скажем так, из теории заговоров, здесь все сложнее и тоньше. Почему в качестве группы влияния называется, например, Новотрубный завод? Потому что он представляет некую общественную группу, у которой есть идеи, цели, взгляды на жизнь. И когда говорят, что Новотрубный кого-то поддерживает, это означает лишь то, что некая сильная группа видит в некоей фигуре наиболее полную возможность для реализации своих устремлений. Это можно отрицать, но это есть. В целом же, когда речь сейчас заходит о том, кто кого поддерживает, то это лишь попытка воздействовать на общественное мнение, попытка противопоставить группы влияния. Если вы внимательнее прочитаете программу, то обратите внимание, что такая постановка вопроса полностью противоречит ее концепции. Это видится так: есть интересы одной группы, есть интересы другой группы, есть общие интересы. Сейчас, когда все передрались, перекусались, поливают друг друга грязью, город никогда не двинется вперед. Руководитель должен уметь находить компромиссы, если хотим идти вперед.

IMG_8820

— Существует мнение, что если Болышев придет в администрацию, то немедленно непременно вверх полезут тарифы на коммуналку.

— А они в любом случае полезут и без Болышева. И даже без участия местных властей. Если же говорить о жилищных услугах, то они тоже полезут, потому что тарифы на жилищные услуги — это не вопрос моего личного обогащения, это вопрос — за счет чего будут делаться ремонты в домах, за счет чего будет производиться благоустройство во дворах. Что толку тыкать пальцем в грязь или текущие крыши? Здравый смысл говорит, что если этот тариф оставлять, то в перспективе — черная дыра. Для некоторого жилфонда ныне существующий тариф даже ниже того, который требуется для аварийного обслуживания. Можно, конечно, пересаживать музыкантов. И пересаживали. Ну, пришел УТТС-сервис. Уселся на жилфонд — лег. Вот УК ЕРЦ — сели на жилфонд — случай попытки самосожжения прославил нас на весь мир. Отрицание необходимости повышения тарифов противоречит здравому смыслу.

 Рубить Корабелку — это бред

 — Коснемся частностей. Как решить проблему кладбища?

— Землеотвод, проект. Земля есть через лог от существующего кладбища. Есть и практически доведенный до ума земельный участок на Барсучьей горке.

IMG_8818

— Проблемы территорий. Билимбай вот отделяться хочет. Отпустили бы?

— Они же не отделяться хотят. Они ищут лучшей жизни. Вся история с Билимбаем — это иллюстрация раздела программы, который посвящен поселкам. Почему они так живут? Потому что те, кто поставлен ими управлять на местах, лишены вообще всяких полномочий. Нет бюджета, нет возможности и права изыскивать какие-то внутренние резервы. Главе дают денег ровно на ручку и бумажку, видимо, чтобы на жалобы жителей отвечал. За всем остальным он едет в Первоуральск. Подобная система предполагает наличие безразмерного кошелька в центре, которого нет и не предвидится. Главам СТУ необходимо дать свободу маневра. Причем не просто дать удочку — у нас и удочек-то по большому счету нет, а разрешить эту удочку сделать. Кроме того, нам необходимо всерьез задуматься о развитии внутреннего туризма, о вхождении в федеральную программу развития туризма. У Первоуральска огромный потенциал: комплекс Европа-Азия, Строгановские владения в Билимбае и многое другое. Это даст округу и дополнительные доходы, и дополнительные рабочие места, и толчок к развитию в целом.

— Самая свежая проблема: Корабельная роща. Если сити-менеджер — вы: рубим или сохраняем?

— Это должно быть Решение № 1. Строительство прекратить. Ничего не рубить. Это бред вообще какой-то.

— Хорошо, не рубим. Где садики строим? В Билимбае?

— Что, садики нельзя строить нигде, кроме как в Корабельной роще? Это такой же бред, как все остальное. Корабельная роща одна. Семериков свои два садика предлагал продать за сорок миллионов рублей. Последнее выделение транша на строительство садов — 500 миллионов рублей. О чем речь?

— А почему тогда в администрации и управлении образования уверяют, что в городе нет больше места для строительства садиков — только Корабелка?

— Это политика. Сейчас, когда решение принято, подбираются аргументы, чтобы его объяснить. Решение это неправильное. Его надо отменять. Давайте смотреть еще и вот на что: мы сейчас садиков понастроим, а демографическая ситуация изменится, и будем мы бегать с ними как в свое время, чтобы хоть кому-то их пристроить, хоть тому же Семерикову, хоть за какие-то деньги.

IMG_8814

— Как вы считаете, 31 октября дума вообще состоится?

— Да.

— Наберут квалифицированное большинство хоть за одну из кандидатур?

— Думаю, что договорятся. Ситуация, когда есть мэр, который сейчас не мэр и который охраняет свой кабинет и ключ от туалета никому не нужна. Я думаю, что будет сделано все необходимое, чтобы ситуация прекратилась. Любой вариант из тех, что сейчас предложен лучше существующего. Теоретизировать по вопросу: кто будет лучше, вот этот или вот тот — это все равно, что обсуждать воздушные замки. Но то, что сейчас любой из вариантов лучше существующего – очевидно.

 

 

Алексей Дронов
Алексей Дронов

«Городским вестям» удалось дозвониться и до второго претендента на должность главы администрации городского округа — директора по производству ОАО ПНТЗ Алексея Дронова, справедливо полагая, что возможность высказаться должна быть у обоих кандидатов. Однако Алексей Иванович от каких-либо комментариев отказался, отметив, что свое видение развития Первоуральска представит 31 октября на заседании первоуральской городской думы.