Жильцы 12-этажки на Хромпике поработали с ЖЭКом, ушли в «Дом плюс», столкнулись с ПРП и вновь встали перед выбором… способа управления. Все это — на пороге зимы и отсутствия нормального отопления.
Жители высотки под номером «пять», что на улице Комсомольской, еще недавно сидели без отопления. Это при том, что и горячая вода их не греет — температура в каждой квартире своя, но до кипятка не дотягивает нигде. Есть еще проблемы с электропроводкой, межпанельными швами, а еще лифты работают нерегулярно. Учитывая комплекс накопившихся проблем, жильцы решили сменить управляющую компанию — летом они ушли из ЖЭКа в «Дом плюс». Но и там с их проблемами справиться не смогли — по агентскому договору передали в ПРП. Последние подсуетились и в прямом смысле слова согрели людей, пустив по стоякам тепло. Случилось это радостное событие лишь в 20-х числах октября и то с оговоркой — стояки могут похолодеть в любой момент. Вопрос, как жить дальше, для жителей встал еще острее. Они уверены, что «Дому плюс» их проблемы не нужны, а в ПРП им предлагают лишь заключить договор на оказание жилищных услуг. В ситуации вместе с жителями разбирались «Городские вести».
Ничего путного
— До 1 августа 2013 года нас обслуживала компания ЖЭК, — рассказывает историю высотки Ольга Солуянова. Она и еще несколько человек представляют совет многоквартирного дома №5. — Так они нам услуги оказывали, что мы решили от них отказаться. Тут достаточно вспомнить капремонты 2009 года. Швы межпанельные заделали так, что люди мучаются до сих пор — в квартирах, где швы расколупали и запенили, сейчас при включенном отоплении 14 градусов. Ничего от капремонта мы не получили. Да и в целом ничего путного от ЖЭКа не было. Наоборот, я считаю, что именно эта компания довела дом до патового состояния. 92% жителей высказались за смену управляющей компании, и мы покинули ТСЖ «Прометей», отказались от ЖЭКа и перешли в «Дом плюс».
Предварительно, жильцы изучили рынок, посоветовались со знакомыми, встретились с дирекцией «Дома плюс» — ничего не предвещало беды. Но она нагрянула вместе с холодами.
— Мало того, что нас взять-то взяли, а обслуживать не спешили, к отопительному сезону должной подготовки вообще не велось, — продолжает Ольга Александровна. — Отопление подвели к дому 2 октября. «Дом плюс» включил насос, но он оказался неисправен. Два дня гудел, тепло дошло до нескольких квартир, но вскоре пропало и там. Мы ругались, звонили, написали даже в прокуратуру, и в результате увидели объявление — «с 15 октября дом будет обслуживать ПРП».
Уже просто страшно
Как выяснилось, «Дом плюс» не отказался от высотки, а лишь заключил агентский договор с компанией ПРП на оказание жилищных услуг, куда входит аварийно-диспетчерское обслуживание, санитарная уборка. Плюс биллинг — выставление счетов за услуги.
— ПРП зашли в подвал, который оказался затоплен, насос не работает, теплообменника нет, отсутствует и элеваторный узел. За 30 тысяч рублей нам установили новый насос, долгожданное тепло пошло. Но как нам объяснили, мы не сможем жить спокойно без того оборудования, которого в подвале нет — стояки могут похолодеть в любой момент. А зима только на подходе, — что делать дальше Ольга Александровна не знает. Растерянными выглядят и другие активистки дома.
Они понимают, что «Дом плюс» от проблем жителей открестился, а ПРП заявляет о готовности взять дом на обслуживание на основе не договора управления, а договора оказания жилищных услуг. К этому управляющую компанию подтолкнуло новое постановление правительства №290: теперь УК должны организовать сбор и начисление платы только за содержание жилых помещений и жилищные услуги, плату за коммуналку УК взыскивать не должны. Хорошо это или плохо — люди до конца не понимают.
— Доверять кому-то уже просто страшно. Все ведь смотрят честными глазами, обещают. А мы хотим не честных глаз, а честных документов. И чтоб работали, — говорит Наталья Казанцева, перебирая в руках октябрьскую квитанцию, в которой счет за тепло и горячую воду выставлен по полной. Перерасчет — еще одна головная боль для жителей. И к кому с ней бежать в сложившихся обстоятельствах — жильцы также не понимают.
УК за оплату коммуналки не ответчик
На данный момент ПРП является как бы подрядной организацией «Дома плюс». И пока собственники не примут иного решения, ничего измениться не может. Тем не менее, юрист компании ПРП Марина Шолохова, «исходя из соображений целесообразности», предлагает собственникам 12-этажки пересмотреть форму управления домом. По сути, жильцам предлагается первая из трех возможных по закону форм — непосредственное управление (две другие — управление и ТСЖ).
— Этим летом сильно изменилось жилищное законодательство, — разъясняет Марина Шолохова. — Принят целый ряд нормативных актов, расширяющих и уточняющих обязательства обслуживающих организаций в многоквартирных домах. В частности, разъяснено, что многоквартирные дома имеют право выбрать непосредственный способ управления и заключить договор оказания жилищных услуг с управляющей организацией. Управление домами показало убыточность ведения такой деятельности, и мы приняли решение перейти исключительно на договоры оказания жилищных услуг. В первую очередь, это означает, прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями и, соответственно, отсутствие какой-либо задолженности у жилищной организации перед ресурсниками. Это полная прозрачность расчетов за коммунальные услуги.
Иными словами, правительство узаконило прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов. По сути, как говорит Марина Рашитовна, это возврат к старой схеме, когда плату за коммунальные услуги собирал сам поставщик ресурса, а жилищно-эксплуатационные компании несли бремя ответственности за содержание и техническое обслуживание общедомового имущества.
— Договор управления многоквартирным домом — это совокупность двух видов услуг: жилищных и коммунальных. Но жизнь показала, что на оказание коммунальных услуг мы никак повлиять не можем, и если отопление в дом не было подано, то мы его ведрами не донесем, — говорит Шолохова. — Мы не хотим получать счета-фактуры от ресурсоснабжающих организаций, а потом из 9,61 рубля (действующий тариф на содержание и ремонт жилого фонда — ред.) выплачивать им в счет дебиторской задолженности населения. Пусть поставщики ресурсов о задолженности заботятся сами.
С перерасчетом же за тепло Марина Шолохова обещает жителям помочь. Но опять же — если жители дадут на это добро и выберут ПРП как жилищную компанию. Будучи агентом «Дома плюс» ПРП в этих вопросах бесправна.
Договор с замечаниями
31 октября жильцы дома №5 еще раз выслушали позицию ПРП на общем собрании. На руки они получили образец договора, взяли временную паузу, чтобы его изучить. Бездумно принимать новые условия жильцы опасаются.
— Во-первых, это все для нас в новинку. Во-вторых, я считаю, что договор сырой, — говорит Ольга Солуянова. — Мне не понятны границы ответственности жителей и жилищной компании. Есть, например, такой пункт: «в случае выполнения предписания надзорного органа сумма выполненных работ распределяется среди собственников дома». Мы не знаем, что за предписания это могут быть. Или: «жилищная компания может устанавливать штраф в размере месячной платы по договору». Что за штрафы, законно ли это? Много несоответствий и вопросов. И, к сожалению, люди не вникая, уже начинают подписывать. Я же считаю, что договор нужно обсуждать и уточнять. Конечно, нам страшно, во что это все может вылиться.
Опасаются не только жители. Как говорит эксперт «Городских вестей», непосредственное управление становится, увы, актуальным: «Это далеко не идеальная форма управления, есть у нее подводные камни. И собственникам помещений необходимо взвесить все плюсы и минусы. В этой связи, жителям простой совет — не спешить».
«Городские вести» адресовали вопросы, касающиеся нововведений, в управление ЖКХ города. Комментариев ждем в ближайшее время, поэтому тема непосредственного способа управления будет продолжена в ближайших номерах газеты. А жителям высотки пока можно записаться на прием к начальнику УЖКХ Сергею Гайдукову — горожан он принимает по вторникам с 15.00.