Знакомьтесь — Трубочник
Роботизированный арт-объект создан в соавторстве в рамках лаборатории научного искусства Дома новой культуры. Московские художники Дмитрий и Елена Каварга придумали образ, а первоуральский инженер Вячеслав Апроду запрограммировал движущиеся части скульптуры и наделил робота голосом. Назвали творение Трубочником. Видя людей, он тот час же начинает шевелиться и издавать звуки работающих цехов.
Посмотреть на Трубочники собрались журналисты и студенты ПМК. Желтая геометрическая абстракция на презентационной площадке вызывала улыбки у собравшихся. Робот же оставался невозмутим — тихонько шевелил своими частями и что-то шипел.
— Это и есть визуальное естество завода? — прозвучал философский вопрос с насмешкой в голосе.
В ответ — все те же улыбки и неспешные движения трубчатых конечностей «естества». Все наблюдают, а кураторы проекта в это время начинают объяснять поведение Трубочника:
— Это полуживое существо способно видеть приближающихся к нему людей и реагировать на них. Он начинает хаотично двигаться и воспроизводить шумы работающего завода.
Оказалось, что видит металлический робот посредством специальных датчиков на расстоянии 4 метров. Если же Трубочник остается в одиночестве, то через 2-3 минуты он умолкает и погружается в себя. Но нам состояния медитации застать не удалось — к арт-объекту то и дело подходили приглашенные гости, чтобы посмотреть и пощупать. И надо сказать, расстраивались от того, что Трубочник не реагировал именно на них, а продолжал свои движения по неведомым правилам. Создавал эти правила инженер Новотрубного завода Вячеслав Апроду.
— Мне было интересно участвовать в проекте, потому что таких задач я еще не выполнял, — говорит Вячеслав Михайлович. — Движения Трубочника в своем комплексе никогда не повторяются. Всегда происходит что-то новое. Чем он еще особенный? — инженер делает паузу. — Особенно сама идея. Это же символ нашего завода. Все сделано из обычных электроприводов, датчиков движений, контролеров. Практических сторон применения я не вижу, да и не в этом суть. Практическим был сам процесс его создания — воплощение задуманного. Дальше хотелось бы чтоб и студенты, глядя на Трубочника, вдохновлялись на создание собственных объектов. Тут ведь задачи совсем не такие, как на заводе, как при создании заводских механизмов.
Не знаю, как на счет всех студентов, но при мне лишь один проявил интерес к Трубочнику.
— Необычно. Трубочки, кубики, фигуры — если честно, не понимаю, для чего, но интересно, — говорит студент первого курса Артем Пряминин, не отводя глаз от желтого существа. — Я не понимаю, зачем трубочки, кубики именно тут, и можно ли без них? Или это просто дизайнерское решение? Хотелось бы понять, как это все работает.
— Своим цветом, формой и голосом наш Трубочник должен сильно напоминать, а возможно и концентрировать в себе ощущение от самого завода.
Елена Каварга
На вопрос — зачем тут решетка, а вот тут эта трубка — не может ответить и участник творческого процесса Вячеслав Апроду.
— Так художники решили, — пожимает плечами инженер.
Дмитрий и Елена Каварга приехать в Первоуральск не смогли, но записали видеопослание, из которого мы узнали, что проект был на волоске от провала, но «инициатива и героические действия Вячеслава Апроду позволили довести начатое до конца».
— Ситуацию, в которую мы оказались вовлечены в рамках проекта ДНК в Первоуральске можно назвать рискованной, даже стремной: сначала было принято решение создать художественный объект, а потом — наладить необходимые мосты. Обычно происходит наоборот, — говорит Елена. — Но так или иначе все получилось, Трубочник существует, будет обрастать событиями, мнениями, высказываниями. Надеемся, что он приживется на заводе и хоть немного изменит восприятие повседневности, насытит эту повседневность своим неспешным существованием и, возможно, создаст какие-то непредсказуемые ситуации.
Гостить Трубочник будет то в одном, то в другом цехе завода, но постоянным местом жительства у него будет учебный центр. Как говорит Вячеслав Апроду, робот бессмертен и при наличии электричества готов к общению постоянно.
— Он потребляет немного… Я не измерял, но как настольная лампа, скорее всего, — говорит Вячеслав Михайлович.