Чердачные куклы Галины Долгих сами выбирают себе лица, прически и имена

— Эта полностью слизана из интернета, — поднимая с полки фигурку кошечки с вытянутыми лапами рассказывает Галина Долгих, педагог клуба по месту жительства (это те, что прежде назывались дворовыми), — а у этой переделала голову — и она по‑другому совсем смотрится. Их не демонстрирую. Потому что люблю то, что родилось у меня в голове. Этих очень люблю — это супруги Мурлыкины (кот и кошечка, прижавшиеся друг к другу). Рядом с ними соседка — Мышь. У нее глазки испуганные, а им не до нее. У них своя любовь.

Чердачные куклы Галины Долгих
Чердачные куклы Галины Долгих

Главное: аромат

Пожалуй, про каждую из своих чердачных кукол Галина Васильевна может рассказать какую‑нибудь историю. А сделано их — не перечесть: и в подарок, и на заказ, и просто так — для души.

В чердачниц женщина влюбилась лет пять назад, после того, как побывала на одном из семинаров-практикумов в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала

— На выставке я увидела куклу. Совсем необыкновенную. До сих пор рассматриваю то фото и не могу понять: или она была расшита или взята уже такая ткань. Она была сиреневатая, вся полностью. И стояла подпись: чердачная кукла. Понюхать я ее не могла. Иначе я бы, наверное, не только ночь не спала, а больше. Начала искать в интернете, что за такая чердачная кукла, — вспоминает Галина Долгих.

Оказалось, что изюминкой чердачниц является как раз их запах, потому что они пропитываются смесью из кофе, корицы и ванили.

— Все очарование в том, что они пахнут. Если на открытом месте стоят — выветриваются. Дома мои куклы чердачные стояли на стенке. Когда просыпалась, рецепторы включались, и первое, что слышала я — этот аромат кофе, корицы и ванили, его не передать ни на фотографии, ни за витриной на выставке. Поймет тот, кто любит свежую булочку с чашечкой хорошего кофе.

2

Где ж родина?

Чердачная кукла пришла в Россию с Запада и отлично здесь прижилась. Галина Долгих считает, что сейчас можно уже говорить о русской чердачной кукле. Наши мастерицы привнесли в облик чердачниц что‑то свое, местное, несколько даже изменив их внешний вид. Классическая чердачная кукла должна быть вытянутой. Россияне же от канонов удлиненности отошли, совместив чердачниц с формами традиционной русской народной куклы — округлой и дородной. Кроме того, многие русские чердачницы уже «не носят» «грязное» и мятое платье, как это было изначально принято.

Раньше чердачные куклы создавались лишь в виде человека. Позже ряд образов расширился. Например, у Галины Васильевны есть и кошечки, и зайчики, и драконы, и мышки…

О том, где же все‑таки родина чердачной куклы, достоверно сказать нельзя. Многие государства оспаривают право их первооткрывания. Лидерами в этом споре являются Англия и США.

Американцы утверждают, что чердачная кукла появилась именно у них. Когда переселенцы приезжали осваивать Новый Свет, возможности покупать игрушки для своих детей у них не было. Зато было много мешков из‑под различных колониальных товаров — кофе, корицы, ванили. Из мешковины женщины шили своим чадам игрушки. Поэтому куклы имели темный цвет и были пропитаны запахом. Его было ничем не выветрить.

Британцы убеждены, чердачницы «родились» с легкой руки английского пекаря. Однажды, разбирая на чердаке всякий хлам, он обнаружил до предела «залюбленную» куклу. То ли свою, то ли своих повзрослевших детей. Она была до того затискана, что стала темной, платье от многочисленных игр износилось. А благодаря витавшим в доме пекаря запахам свежей сдобы, она приобрела неповторимый аромат.

 Чердачницу размером около 25-30 см продают за 450 рублей. Более крупных чердачных кукол в Екатеринбурге можно приобрести и по 1500, и по 3000 рублей.

Традиции «приготовления»

Галина Долгих подчеркивает: чердачная кукла — это не просто мягкая игрушка с запахом и в грязном платье. У чердачниц есть свои традиции изготовления.

3

Перед началом работы, в идеале, надо нарисовать эскиз будущей куклы: набросать лицо, платье. Потом сделать выкройку и перенести ее на ткань. Лучше использовать ткань без примесей синтетики, хлопок или лен, поскольку искусственные волокна не дают материи равномерно окрашиваться. Ворсистая ткань также не очень подходит для чердачниц. Из-за ворса невозможно полностью соблюдать технологию. Исходный цвет материала также имеет значение — даже после пропитки исходный рисунок хорошо просматривается.

Не вырезая, детали строчатся на швейной машинке мелкими стежками. Прошить можно и в ручную, но при набивании, скорее всего, шов будет очень заметен на разошедшейся ткани. Выкраивать детали лучше всего ножницами «зиг-заг», чтобы «на впуклых и выпуклых» местах куклы ткань не пришлось надсекать. Но если надсечка сделана неудачно, и ткань порвалась, не беда. Разрыв можно зашить по лицевой стороне суровыми нитками и нарочито грубыми стежками. Их можно сделать даже тогда, когда никаких дырочек и нет. Выворачивать ткань тоже не обязательно.

Можно прошить теми же грубыми нитками по лицевой стороне все швы.

Набивает первоуральская мастерица свои игрушки, как правило, синтепоном. А вот у первой куклы Галины Долгих, Эллис, девочки в башмачках и с конфетой, внутри тряпочки, тоже хлопчатобумажные.

— Синтепоновые игрушки получаются легкими, а из тряпочек — такие увесистые, — говорит женщина.

Вате в качестве набивки она не доверяет. Потому что вата сильно сбивается в комочки, не проталкивается, куда надо. Впрочем, как и тряпочки. Набитые детали куклы сшиваются. А после… После игрушка как раз и превращается в чердачную куклу, когда ее пропитывают смесью кофе, корицы и ванили. Это придает ей коричневый оттенок и неповторимый аромат. Пропорции ингредиентов зависят от желания и вкуса мастера. Кому‑то нравятся более насыщенные оттенки коричневого, другие предпочитают, чтобы аромат ванили преобладал над остальными. Галина Васильевна кладет на полстакана кипятка полторы-две чайных ложки кофе, половинку пакетика ванилина (только не ванильного сахара) и молотой корицы «на глаз».

— Сначала я покупала молотый кофе. Сейчас беру дешевый растворимый. Не надо изощряться — покупать дороговизну несусветную. Конечно, если уж кто‑то кофеман такой и так разбирается в ароматах кофе, то уж не пожалеет ложку кофе и пропитает куклу своим любимым. На пропитку уйдет всего четверть стакана, — поясняет Галина Долгих.

Затем Галина Васильевна берет «кисточку посолиднее» и от души смачивает игрушку полученной смесью. Некоторые мастера предпочитают лишь слегка промачивать ткань. А вот наша собеседница любит, чтобы после смачивания с куклы текло. Сушит свои изделия женщина над батареей, подвесив, по возможности, за ниточки. Потому что, если положить игрушку на какую‑либо поверхность, в местах соприкосновения с нею останутся светлые пятна. По этой же причине она не подсушивает их в духовке или микроволновке.

После сушки для придания жесткости кукла обрабатывается разведенным пополам с водой клеем ПВА. Причем Галина Долгих предпочитает клей из строительных магазинов. ПВА для детского творчества менее концентрирован. Когда чердачница высохнет вновь, ее обрабатывают наждачной бумагой, чтобы появились потертости.

Способов пропитки существует несколько. Можно сначала смачивать чердачную куклу смесью ванили и кофе, а после высыхания натирать корицей. Однако следует помнить, что в этом случае существует вероятность сжечь подушечки пальцев, как это однажды произошло у Галины Васильевны. В смесь для пропитки можно сразу добавить и ПВА. Перед тем, как его наливать, воду следует остудить. И после высыхания при таком способе обработки не получаются, так называемые зажжености — места несколько темнее общего фона.

 

 

Галина Долгих, мастер по изготовлению чердачных кукол, педагог:

— Чердачная кукла — это игрушка из разряда наивных, которая сделана неумелыми мастерами. Вроде как. Поэтому она не обязательно должна быть пропорциональной, красивой. В них не должно быть прилизанности.

Подбираю, выбираю

Лицо Галина Долгих рисует акриловыми красками. Они не смываются, поэтому при работе допускать ошибку нельзя — исправить ее практически нереально.

— Однажды, когда я уже заканчивала рисовать лицо, у меня сорвалась капля. И прямо около носа. Пришлось брать губку и средством для мытья посуды все смывать, — вспоминает она, — переделывала все заново. Даже перекрашивать пришлось.

4

Чтобы не пришлось переделывать, Галина Васильевна простым карандашом наносит рисунок на кукольное личико. Не нравится — стирает. Главное, не давить сильно на карандаш, чтобы не повредить ткань.

Для придания блеска нарисованное обрабатывается глянцевым акриловым лаком.

Можно обойтись без красок и вышить лицо. Способов опять же есть немало — нос делается утяжкой, отдельно пришиваются веки… У классической чердачной куклы, кстати, лицо может быть и вовсе четко не прорисовано.

Волосы делаются из технической пакли, ниток или еще чего‑нибудь подходящего.

— Беру нитки, прикладываю и смотрю, гармонируют они с лицом куклы или нет, — рассказывает Галина Долгих.

Точно так же выбирается и наряд.

— Рисовать‑то эскиз я рисую, но иногда планируешь сделать одну куклу, а получается другая. Нарисовала ей лицо, а она не хочет ту одежду, что я предполагала. Она хочет другую. Я прикладываю выбранную ткань, а она ей не идет. Выбираю то, что гармонирует с ее лицом, обликом, — делится женщина.

В идеале платьице чердачной куклы должно быть таким же «грязненьким», как и она сама. Но детища Галины Васильевны все, как на подбор, в чистых нарядах. Не может она себя пересилить и одеть на них мятые и «грязные» платья.

В итоге должна получиться кукла, созданная будто бы неумелыми руками, которой якобы долго-долго играли, истрепали, пошоркали и на долгое время забросили в сарай или на чердак, где она основательно пропылилась.

Имена у кукол появляются уже тогда, когда они полностью готовы.

— Выбираю те, что нравятся, — поясняет Галина Долгих, — однажды делала куклу в подарок. Делала и понимала, что не знаю, как ее назвать. Тогда пришлось женщину, которой эта кукла делалась, и спросить, какое у нее любимое имя. Оказалось, Анастасия. Не Настя, а именно Анастасия. Я взглянула на куклу, ну, точно Анастасия!

Так что чердачницы выбирают себе кроме причесок, платьев, лиц еще и имена.