Первоуральские газовщики поют песни и философствуют

 

«У нас работают классные ребята. Мы столько благодарственных писем в их адрес получаем! Может, напишите про них?», — с таким предложением в редакцию позвонил заместитель генерального директора «Уральские газовые сети» по Западному округу Владимир Кучерюк. Встретиться с работниками первоуральской газовой аварийно-диспетчерской службы получилось не сразу. Судьба явно не благоприятствовала: терялись номера телефонов нужных людей, бесконечно переносилась дата встречи… Даже в «день икс» я прождала наших героев несколько часов буквально с диктофоном в руках, боясь заняться чем-то другим, опасаясь, что беседа вновь не состоится. Газовщики к газетной славе очевидно не стремились.

IMG_2601
Александр Шамшуро и Александр Данилин регулярно проверяют показания датчиков на газораспределительных пунктах, которых по городу несколько десятков.

Ничего не сделали?

— Мы вообще к вам ехать не хотели. Что мы, звезды какие или что, — практически в голос начали объяснять слесарь аварийно-диспетчерской службы ОАО «Уральские газовые сети» Александр Шамшуро и его напарник — водитель Александр Данилин, — ничего такого и не сделали. Героических поступков не совершили. Не спасли сто человек от неминуемой гибели. Ту же самую работу выполняет каждая смена.

Однако в ходе разговора стало понятно: либо мужчины себя недооценивают, либо лукавят, объективно оценивая важность своей деятельности. Они выполняют массу самой разнообразной работы, связанной с газовым оборудованием в наших квартирах и частных домах. Их основная задача — «обеспечивать подачу систем газоснабжения, ликвидировать аварии, любыми способами предотвратить утечку и угрозу жизни и здоровья граждан». На деле сухая формулировка выливается в очень разные задания. Кроме аварийных вызовов есть и плановые: установить счетчик или новую газовую плиту, перевести плиту на гибкий шланг, запустить котел…

В первую очередь, газовщики едут туда, откуда поступают жалобы на запах газа в квартире или подъезде, потому что здесь может быть угроза для жителей.

— Вот недавно в девятиэтажке на Данилова, 1 мужчина вешал кухонную мебель и просверлил трубу газовую. А труба за гипсой была, не видно, что она там, — рассказывает об одном из вызовов Александр Данилин, — пока поднимались, все было загазовано. Страшно. Мужик уже в панике мечется, в трусах по подъезду бегает. Но ничего не искрануло: мы успели все отключить, проветрить.

Бывает, что транспорт повреждает наружный газопровод.

— На Трубников не так давно водитель ГАЗели не заметил трубу и врезался. Мы там тоже присутствовали. Свистело, ох, как. Давление-то было порядочное, — делятся впечатлениями газовщики.

Требуется их вмешательство и при повреждении подземных газопроводов. Вызывают слесарей газовой аварийно-диспетчерской службы и на пожары.

А еще бывает, что они спасают жителей частного сектора от холода:

— Котел не работает, а на улице 30 градусов мороза. Вот когда невозможно просто так бросить человека. В любом случае нужно помочь отремонтировать оборудование, — считает Александр Данилин.

 Сделать хорошо

Трудовой тандем двух Александров существует пятый год.

— Сначала конфликтовали. А уже в процессе конкретно притерлись, — улыбаясь, говорит Александр Данилин.

Пришли работать в «Уральские газовые сети» мужчины практически одновременно. Слесарь Александр Шамшуро устроился чуть раньше, и некоторое время работал на подмене. А потом в напарники ему дали его тезку. Оказалось, что взгляды на работу у них очень схожи:

— Есть же понятие «зарабатывать», есть понятие «получать». Приходим, видим, что бабушке какой-нибудь одинокой сделали какие-то работники все похабно, не профессионально. Видимо, не думают, что сами будут старые когда-то и им это вернется. Мы делаем все, что в наших силах, подкрутили, подрезали, где недоделано — подделали. Если в наших силах реально помочь даже там, где вроде бы и не должны, почему не сделать? — задается риторическим вопросом Александр Шамшуро. — Человеку сделали — у него приятные эмоции. А у нас — моральное удовлетворение.

— Мы же с людьми работаем, а не с кирпичами, — дополняет его напарник.

Оба мужчины стараются не оставаться равнодушными к людям.

— Есть моменты, которые можно профутболить. И нам на работе ничего не будет. А человек пойдет туда, пойдет сюда. Дискомфорт один. В каких-то случаях можно просто поставить заглушку и все. Пусть другие службы решают вопрос. Но лучше помочь. У людей проблем нет, и все довольны, — говорит Александр Шамшуро.

— Приехали, например, подключать плиту новую, и штуцер не подходит. А нам дают стандартный набор для подключения. Можно сказать «До свидания» и уйти. Но у моего слесаря всегда найдется в запасе какой-нибудь подходящий штуцер! Зачем лишние проблемы создавать? — считает Александр Данилин.

IMG_2602

Напарники всегда готовы помочь друг другу в работе. Пока слесарь занимается бумажной работой, которой, к сожалению мастеров, достаточно много, его водитель «работает работу».

— Можно сказать: «Я водитель» и сесть, сложа руки, — объясняет Александр Данилин, — но мы экзамены по допуску вместе сдаем. У нас, водителей, еще и на один вопрос больше — по вождению.

В нестандартных ситуациях ищут пути решения вместе: как устранить утечку в малодоступном месте в углу за трубой, залатать прогнившую трубу.

Весело и вежливо

Общаются газовщики со всеми предельно вежливо. Хотя люди, к которым они приходят, ведут себя по-разному.

— Контингент всякий. Ведь мы приходим в разные дома, от низа до верха. Приезжаем и очень часто претензии выслушиваем: «Целый день прождали!» А мы виноваты, что в городе несколько аварий… — рассуждает Александр Шамшуро.

— Адекватные люди попадаются, а бывает — и не очень, — дополняет напарник.

Эмоциональное напряжение мужчины снимают трудом и разговорами.

— По дороге обсудим и все, — раскрывает секрет психологического спокойствия Александр Шамшуро, — такая работа.

По дороге с одной заявки на другую вообще успевают обсудить множество тем: и приземленные бытовые, и высокие философские. Например, такие:

— В СССР было больше развито внутреннее уважение друг к другу. А сейчас деньги у всех на уме. Деньги есть делаю, нет — не делаю. Да еще за какие деньги такую делают лажу, что… Не приятно, что материя поработила наши души. А если бы мы стали чуть-чуть добрее друг к другу, перестали бы воровать, перестали бы друг друга бить, нам не надо было бы полицию, ФСБ, прокуратуру, армию, ракеты… Представляете, сколько денег было бы в быту, и как бы мы жили. Но это мечты. Люди сколько живут, об этом мечтают. Это все внутри нас. У кого-то есть это осознание, у кого-то нет, — рассуждает Александр Шамшуро.

— В дороге ведь полжизни проходит: катаемся от Хрустальной до Новоуткинска, — поясняют Александры, — и поговорим, и попоем.

С кем-то из клиентов могут и пошутить. Но, по признанию мужчин, только в том случае, если хозяева квартиры или дома в настроении. Других развлечь.

— Люди ведь с разными целями нас вызывают. Кому-то действительно помочь надо. А другим, особенно одиноким бабушкам, просто поговорить. Кому-то эмоции выплеснуть. Это всегда очень чувствуется, — делится Александр Данилин.

Идеальная работа

Несмотря на «не совсем адекватных людей», излишек бумажной работы, порядочную долю опасности, работа обоим Александрам нравится. Ни одного, ее недостатка они не смогли назвать. Такая вот идеальная работа.

— Главное — люди. Здесь не как на заводе — пришел на смену, оттрубил от звонка до звонка. И так каждый день. А тут и люди разные, и пошутят по-разному, и оборудование разное, — говорит Александр Данилин

— Атмосфера у нас на предприятии хорошая. Я на многих производствах поработал. Только здесь никто не ходит, не орет. Это тоже много значит. Все своим делом заняты. Даже на авариях. Никакого крика, суеты, — делится его коллега Александр Шамшуро.

Наверное, поэтому, даже находясь в отпуске, мечтают побыстрее вернуться к работе.

— Отдыхаешь вроде нормально. А уж под конец думаешь: когда же эту физиономию наконец увидишь, — говорит об ожидании встречи с напарником Александр Шамшуро.

О своих коллегах, работающих с ними в одной смене, мужчины отзываются с уважением:

— Мастер наш, Анатолий Орлов, вообще героический товарищ, в СССР сделанный, ответственный. Диспетчер Валентина Лукоянова, тоже. Мы на них равняемся, — признаются мастера.

 Драить плиту или нет?

Александр Шамшуро, газовщик:

— Когда приходишь к людям, приятно, когда плита чистая. А то бывает, что просто прилипаешь к ней. Если видно, что человек следит за своим оборудованием, мы, соответственно, и стараемся. Бывает, что и повоспитываем кого-нибудь. Даже если человек в возрасте. Если люди ставят пластиковые окна, меняют двери, делают полностью евроремонт и стоит старая плита с утечками… Они не задумываются, что из-за этой плиты все их вложения как-то могут самоустраниться при каких-то обстоятельствам. Но поворчим, попыхтим и все равно делаем, что надо, а бардак нам вообще параллелен. Мы сами живем не на небе. Лишь бы бардака в душе не было.