Первоуральский цирк «Улыбка» ждет юных акробатов и фокусников

Наверное, многие из нас в детстве «болели» цирком: громкой бравурной музыкой, легкими и бесстрашными гимнастами, яркими весельчаками клоунами. Поездка в цирк была необыкновенным праздником. Сегодня цирковой праздник стал гораздо ближе: с сентября в нашем городе начал работать детский цирк «Улыбка».

В «Улыбке» учат не только трюкам и фокусам, но и умению преодолевать свой страх выступлений и неуверенность в собственных силах.
В «Улыбке» учат не только трюкам и фокусам, но и умению преодолевать свой страх выступлений и неуверенность в собственных силах.

 Цирк — моя жизнь

Организатор и руководитель «Улыбки» Эльгиза Рамазанова говорит, что цирк — это ее жизнь. Еще будучи девочкой, она около десяти лет занималась в цирковой студии «Улыбка» на родине в Узбекистане. Для того времени цирковая студия была явлением необычным. Попала она туда, когда ей было семь лет. Прозанимавшись некоторое время, бросила. И не ходила на занятия полгода. А потом, увидев выступления «своих ребят», пожалела о сделанном и вернулась. Педагоги Людмила Панова и Владимир Удалов в очень слабенькой и худенькой девочке никаких перспектив не увидели.

— Я была настоящая скелетина, — смеясь, вспоминает Эльгиза, — такая дохлая! Людмила Панова сказала тогда: ни рыба ни мясо.

Занятия в узбекской «Улыбке» были очень увлекательными. Ребят не просто учили основам циркового мастерства. Они готовили полноценные номера, выступали и даже гастролировали по другим городам. Своего манежа у юных циркачей не было. Это и понятно — настоящие цирковые арены были, да и есть, только в крупных городах Узбекистана.

Девочке было интересно и приятно работать везде, поскольку уже тогда она твердо решила, что «цирк — это мое». Хотя легким искусство циркача не назовешь. Тем более, выступающего на арене, где, по словам Эльгизы, ни в коем случае нельзя растеряться.

Цирк был не просто развлечением для юной Эльгизы:

— Он научил меня улыбаться, — делится Эльгиза, — если мы не улыбались, то нас наказывали. Не физически, конечно. Мы полы мыли или автобус, на котором гастролировали. Я раскрылась в студии, стала сильнее. Могла хорошо дать сдачи. Так­то не дралась. Но если что…

За «улыбчивое» время Эльгиза принимала участие в постановке множества номеров. Особенно ей нравилось выступать с обручами и работать антипод (это когда эквилибрист лежит на спине и жонглирует ногами какими-либо предметами).

 Прошу всех педагогов, к которым приводят маленьких детей, не говорить, что они не перспективные. Все дети перспективные. Зависит от педагога, как раскрыть их. Сказать такое — это психологическая травма для ребенка.

Эльгиза Рамазанова, руководитель детского цирка «Улыбка»

А выступать-то не страшно

Несмотря на то, что большая часть жизнь Эльгизы непосредственно с цирком связана не была, о нем она все равно не забывала, регулярно выступая с коллегами по цирковому цеху.

В 1994 году женщина приехала в Первоуральск. Работа на Первоуральском телевидении, в театре «Вариант», телестудии «Подсолнушки» совмещалась с выступлениями с цирковыми номерами в Екатеринбурге. А в прошлом году Эльгизе пришла в голову идея открыть студию для детей, возродить «Улыбку» детства.

Уже в сентябре 2013 года новая «Улыбка» уже с первоуральской пропиской начала работу, приняв первых воспитанников.

Сейчас в младшей группе «Улыбки», где занимаются ребятишки 3­4 лет, восемь человек, а в старшей, куда ходят на занятия дети старше 5 лет, десять человек.

— Я не стремлюсь к тому, чтобы дети валили, — говорит Эльгиза.

Вести занятия ей помогает второй преподаватель — Наталья Худояр. Обе женщины в данный момент получают педагогическое образование, чтобы помимо практических навыков упрочить свои теоретические знания. Хорошим подспорьем для Эльгизы в работе с детьми служит опыт работы физинструктором в одном из детских садов города.

Занятия для совсем маленьких она называет «игрой в цирк». Этакая физкультура с цирковым уклоном. Ребята перешагивают через препятствия, подкидывают и ловят мячики, делают колбаску (катаются в разные стороны, лежа на расстеленных на полу матах), кувыркаются (обязательно с подстраховхой)… Эти нехитрые упражнения помогают научиться лучше управлять своим телом, развивают ловкость, координацию движений. Нравятся ребятишкам и такие задания, как погримасничать, например, показать мартышку. Еще одна немаловажная задача — научить малышей повторять движения за тренером. Способствуют занятия и формированию умения сосредотачиваться, концентрироваться на каком-либо деле. А еще здесь помогают раскрыться и учат не бояться.

Ребята старшей группы выполняют более сложные упражнения. Например, работают с палками, утяжеленными на концах — стафами. Учатся показывать элементарные фокусы: проколоть воздушный шарик спицей,  не лопнув его.

Этому умению в первоуральской «Улыбке» тоже учат. В любой номер здесь стараются вкладывать смысл, чтобы поразить зрителей не только техникой исполнения, но и заинтересовать содержанием.

Достаточно времени на каждом занятии отводится для самостоятельной работы, чтобы ребята могли отработать новый элемент.

— Мой трехлетний сын ходит в «Улыбку» с самого первого дня. Ему очень нравится. Общение со сверстниками. Новая обстановка. Физическое развитие. Он стал прыгать на одной ножке, кувыркаться через голову, пытается показывать шпагат, — рассказывает Галина Захарова о первых успехах чада в цирке.

Приходят в «Улыбку» не только дети, но и взрослые. Эльгиза говорит, что у нее занимаются люди от 3 до 60 лет.

Планов у руководителя детского цирка, по ее же словам, громадье. Например, начать-таки зарабатывать при помощи ее детища. Пока этого делать не удается. Начинание, столь нехарактерное для первоуральского бизнес-рынка, пока требует только многочисленных вложений, а прибыли не приносит. Сделать это, по мнению Эльгизы, можно, начав концертную деятельность.