Культура и спорт в Первоуральске должны начать зарабатывать. И точка.

У первоуральских деятелей культуры и спорта появилась новая головная боль — откуда извлечь прибыль и при этом остаться востребованными

Разговоры о том, что все учреждения культуры, дополнительного образования и спорта должны учиться зарабатывать на своих услугах периодически возникают уже давно. Последний раз об этом заявил глава администрации Алексей Дронов в конце ноября прошлого года: «Муниципальные учреждения должны как минимум перейти на самоокупаемость, как максимум — приносить прибыль», — прозвучало это громко, но в предновогодней суете забылось. В январе зашептались вновь. По неофициальным данным,  появились даже первые цифры — кто и сколько должен заработать. Официальных же разъяснений никто не дает. Чиновники или правда не видят, что беспокойство нарастает, или делают вид. Между тем, спортивные клубы и секции реально переживают, как им выживать при новых условиях, когда даже на сборы, соревнования и спортинвентарь денег взять неоткуда; родители опасаются, не придется ли им раскошелиться еще больше; а работники культуры приходят к выводу, что они не готовы зарабатывать, опираясь на ту материальную базу, что у них есть, существуя в тех помещениях, которые им даны.

Дверь — на клюшку, дети — на улицу

В подвале обычной пятиэтажки поселка Талица растут настоящие чемпионы велоспорта. В этот подвал они переехали из другого, но даже это не мешает им добиваться результатов на соревнованиях всех уровней. На трех тренеров здесь почти 130 ребятишек от шести лет и старше. Атмосфера — спортивная. Уже в этом году они проехали две гонки, заняв призовые места. А в апреле секция готовит отметить свой 35-летний юбилей.

— Трудности у нас были и остаются, — говорит руководитель велосекции Ринат Закиров. — Сейчас, в частности, стоит проблема — не можем вывезти наших ведущих гонщиков, а это 14 человек, на учебно-тренировочный сбор по специальной подготовке. Это так называемое «вкатывание» в среднегорье, без которого мы не сможем показать хорошие результаты в сезоне. К тому же именно на сборах проводятся первые старты, по которым составляется рейтинг, осуществляется отбор.

Информация о том, что спорт должен начать приносить деньги — пусть даже и сам себе, обескуражила уже опытного руководителя.

— Работая почти 30 лет в этом, я не могу представить, каким образом можно это сделать, — говорит Ринат. — Разъяснения наши руководители не дают, не собирают нас, не интересуются нашим мнением. И я просто боюсь, во что это может вылиться: дверь — на клюшку, дети — на улицу. Все что у нас есть — нажито спонсорами и меценатами годами. Константин Дрыгин недавно подарил нам три горных велосипеда. Город тоже давал раньше: это четыре или пять велосипедов, которые давно уже списаны. Чтобы содержать наш инвентарь, требуются немалые затраты, помогают родители и учредители нашей городской федерации велоспорта. Новость о зарабатывании денег, а еще хуже — о самоокупаемости, к которой мы должны прийти, пугает не только меня, но и родителей. Далеко не все готовы платить за занятия.

Велоспортсмены Первоуральска сейчас в непростом положении: нет средств, чтобы выехать на тренировочные сборы. А тут перед ними вдруг встал новый вопрос: секция должна начать зарабатывать. Родители опасаются, что этот вопрос обернется тем, что посещать секцию их дети бесплатно больше не смогут.
Велоспортсмены Первоуральска сейчас в непростом положении: нет средств, чтобы выехать на тренировочные сборы. А тут перед ними вдруг встал новый вопрос: секция должна начать зарабатывать. Родители опасаются, что этот вопрос обернется тем, что посещать секцию их дети бесплатно больше не смогут.

Страх, что секцию будут вынуждены покинуть более половины воспитанников, основной.

— Если детский спорт поставят в рамки зарабатывания собственных средств — это приведет к гибели этого самого спорта, — уверен Станислав Смирнов, чей сын уже шесть лет ходит в велосекцию. — Я вообще не могу совместить два понятия: детский спорт и прибыль. Да, мы помогаем всегда, оплачиваем запчасти, участвуем денежкой на выездах, но вот позволить себе купить собственный велосипед сыну до сих пор не можем, к примеру. Если будет-таки выставлено условие — самоокупаемость, то боюсь, моего ребенка просто заберет улица.

Конечно, родительская плата — крайняя мера, и о ней никто еще не говорит. Предлагается, к примеру, организовать пункт проката или заняться платным ремонтом велосипедов.

— Только не понятно, где этот ремонт проводить и кто этим будет заниматься — со своими велосипедами еле успеваем справиться. Не ясно и то, каким инвентарем пользоваться  в прокате, — рассуждает Ринат. — Тем, на котором ребята тренируются? Нет у нас свободных велосипедов. На одном занимаются по трое. Есть сейчас еще вариант — занять здание бывшей телефонной станции в Талице. Это 400 кв.м, где можно было бы организовать что-то типа тренажерного зала для всех желающих. Бумаги областная школа велоспорта на министра уже отправила. Ждем ответов. Только боюсь, опоздаем — на здание уже претендует алкомаркет…

 

Если сумма не с тремя нулями — то нужно

Если велосипедисты тренируются по трое на одном велосипеде, то аквалангисты клуба «Капер» и вовсе использую один костюм на шестерых.

— Конечно, мы опасаемся всех этих разговоров о необходимости заработка, — говорит руководитель клуба Владимир Костицын. — Живем итак, по сути, на взносы. Как нам зарабатывать? Подростка отправить работать?

Последний раз субсидии на те же соревнования аквалангисты получали от города года три-четыре назад. Выкручиваются сами, ищут спонсоров. Самое страшное для «каперовцев» — если их попросят оплачивать коммунальные услуги и аренду занимаемого подвала. Именно это подразумевает самоокупаемость.

— Поставят нас на счетчик, и все — приплыли, — не без опаски замечает Владимир Аркадьевич.

Лыжники пока не бьют никакой тревоги — они еще в лесах, проводят соревнования.

— Нет пока времени даже на какие-то иные вопросы, — говорит в телефонном разговоре тренер лыжной секции Наталия Тарбеева. — Но, конечно, все заявления о заработке на детских секциях — бред. У нас нет даже лыжной базы в городе, о каких допуслугах мы можем говорить, что сдавать в аренду? Моя задача — тренировать детей, и я этим занимаюсь. Зарабатывать хотят — тогда без меня.

Лыжники Первоуральска тревогу пока не бьют, но уверены: детский спорт и заработок — вещи несовместимые.
Лыжники Первоуральска тревогу пока не бьют, но уверены: детский спорт и заработок — вещи несовместимые.

После того, как стало понятно, что понимания сути новой ситуации нет — мы попытались связаться с руководителем ДЮСШ «Старт» Владиславом Пуниным. От общения он не отказался, но явно дал понять, что в его бурной деятельности нет даже просвета на какие-то комментарии прессе.

— Я соберу всех тренеров, и разъясню, что к чему, — пообещал он в телефонном разговоре. — Вы позвонили во время совещания мне. Позвоните мне в понедельник (при том, что на дворе — разгар вторника — ред.), а лучше — через секретаря договоритесь на время, когда у меня не будет совещаний.

Экс-руководитель «Старта» Александр Люлинский прояснил ситуацию лишь отчасти:

— Время диктует свои условия, и рыночные отношения, увы, сейчас везде. О том, что пора зарабатывать, говорится давно. И у «Старта» есть своя внебюджетная часть — по прошлому году это 16 млн рублей. Это расходы на содержание и текущие ремонты всех объектов, 30% коммунальных платежей, проведение спортмероприятий. То, что касается помещений муниципального учреждения «Старт», то мы все, что могли — выжали. Мы сделали прокат на коньках, задействовали все внутренние площадки. Платить или нет родителям за занятия детей именно в секциях? Разумнее платить, но подходить к этому нужно осторожно и индивидуально, не называя сумм с тремя нулями. Деньги ведь пойдут на этих же детей: на мероприятия, на форму, на инвентарь.

Зарабатывать с подвалов — неправильно

kofmanАнатолий Кофман, экс-начальник управления культуры Первоуральска:

— Хорошие, крепкие учреждения сами заинтересованы быть автономным и зарабатывать деньги. Другое дело, как это правильно внедрять в их жизнь. Прививочки надо делать постепенно. Можно требовать с них, урезать финансирование, наказывать, но такое давление сверху не приведет к хорошему. Должна быть инициатива снизу. И при этом нельзя забыть об укреплении материально-технической базы. Если дети платят, то мы должны предоставлять услуги не только преподавателей и тренеров, мы должны вложиться в помещения. Никто в подвал никогда не пойдет за деньги. А мы пытаемся с подвалов начать зарабатывать. Утрирую, конечно, но так оно и есть.

Народ к культуре не притянут

В ДК Ленина заработать уже стараются. По неофициальным данным, всей «Централизованной клубной системе» из администрации выдана разнарядка — сколько денежных средств вне бюджета необходимо получить. К примеру, выставочному центру на Вайнера дано задание зарабатывать на билетах и на аренде. Только пока это невозможно. Как говорит, директор центра Наталья Цалер — в ближайшее время на выставочных площадях проходят в основном мероприятия по программе ДНК. Программа федеральная и в ней заявлено — посещение и участие бесплатное.

— Да и не реально у нас пока зарабатывать, — говорит сотрудник центра Вячеслав Овчинников. — У нас народ к культуре не притянут, он не готов за это платить деньги.

— Мы на те же киноклубы чаем с печеньками народ заманиваем, — улыбается Наталья.

Пойдут ли в Выставочный центр первоуральцы потоком, если вход вдруг окажется платным? Пока на сей счет есть сомнения.
Пойдут ли в Выставочный центр первоуральцы потоком, если вход вдруг окажется платным? Пока на сей счет есть сомнения.

Вячеслав Овчинников — музыкант по профессии — побывал с концертами во многих странах, и уверен, что невозможно в России заработать на культуре, потому что идет тотальное ее уничтожение.

Понятно, что идет это на уровне государства. Город наш — это лишь частность, — говорит Вячеслав. — В Японии, например, классическая музыка звучит в каждом туалете. Они понимают, что без культуры, невозможно говорить о здоровой экономике страны. За границей культура живет на самоокупаемости — для нее созданы все условия. У нас — нет. И выставочный центр не будет зарабатывать, пока администрация города не начнет в него вкладывать. Я готов и могу привести сюда людей, готовых платить, но они не должны брезгливо смотреть на стены, с опаской идти по коридору — нужно здание в порядок привести. Я никогда в жизни не заработаю на необходимый ремонт.

Согласен с этим и музыкант группы «Запасной выход» Дмитрий Жильцов. С середины 2000-х годов несколько рок-групп репетируют в подвале ДК Ленина. И это — единственный оплот рок-музыки в Первоуральске. На днях их попросили заплатить аренду.

— Мое мнение: платить за сарай, который каждую весну топит — это глупо. Да, мы готовы возмещать затраты на электроэнергию, но говорить об аренде без условий аренды — неправильно. Особенно, когда речь идет не о коммерции. 20 лет мы играем, представляя город на фестивалях, в том числе зарубежных, привлекаем молодежь, даем им возможность писать и играть музыку. Я считаю, что это не совсем правильный подход к зарабатыванию.

Уже полгода в подвале ДК Ленина репетируют школьники. Они создали свою группу — "Высокое напряжение". Если бы не старшие товарищи (группа "Запасной выход") о своем увлечении ребятам в скором времени пришлось бы забыть — платить аренду им не из чего.
Уже полгода в подвале ДК Ленина репетируют школьники. Они создали свою группу — «Высокое напряжение». Если бы не старшие товарищи (группа «Запасной выход») о своем увлечении ребятам в скором времени пришлось бы забыть — платить аренду им не из чего.

Хотя лидер группы «Инди Небо» Ратмир Аминов ничего плохого в плате за подвал не видит. Все справедливо — уверен он:

— Мы используем свое помещение исключительно в личных целях, поэтому какие могут быть вопросы? Это нормально. Мы здесь с 2005 года, ничего хорошего не делаем в знак благодарности. Да, мы можем говорить, что за свой счет провели здесь ремонт, потратили порядка 150 тысяч рублей, чтобы иметь возможность что-то делать, но я не могу претендовать на возмещение затрат, потому что использую помещение в своих целях. Самоокупаемость — это значит, что этот клуб — одна большая семья. Так давайте внесем вклад, раз возникли такие условия, чтобы существовать здесь.

Пока власти города молчат, разговоры «между собой» только набирают обороты. Как выразился один из наших собеседников: «Переходим от социального мировоззрения чисто к практическому». Грубо говоря, раньше скворечники делали бесплатно, но потом поняли, что их изготовление — это бизнес, поэтому за кружок по скворечникам необходимо заплатить. К этому надо привыкнуть. «Городские вести» продолжат следить за развитием ситуации.