«Семейный альбом»: о чем рассказали фотографии четы Козловых

albom1

У Натальи Козловой в семейном альбоме много интересных старинных фотографий, и к каждой из них есть своя история. Но самый любимый и старый снимок 1917 года — портрет бабушки и дедушки. Историю о предках рассказал Наталье ее отец. А она, в свою очередь, читателям  «Городских вестей» в рамках акции «Семейный альбом»:

— На снимке мои бабушка и дедушка — родители отца. Родом они из Мордовии, деревня Расчисляевка. Дед мой Николай Маркелович Козлов  в детстве не любил закон божий, сбегал постоянно с уроков. Прибежит домой, а отец — мой прадед — его спрашивает:

— На уроке «Закон Божий» был?

— Был, — отвечает сын.

— Что учили?

— Молитву. Но я ее не запомнил. Помню, что кончалась она на «Аминь».

Бабушка моя Прасковья Николаевна родилась в соседней деревне. Женились они с дедушкой по любви. Прадед дал добро на этот брак.

Буквально из-­под венца дед мой был демобилизован царским правительством еще накануне Первой мировой войны. Отправили их на Восток в Манчжурию на китайскую восточную железную дорогу.

Бабушка последовала за ним. Жили они на частной квартире, дед мой работал поездным кондуктором. Бабушка всю жизнь была домохозяйкой, но там, в Манчжурии, одно время ходила работать в молочное хозяйство, доить коров. Она была девушкой деревенской, работой этой владела хорошо. Но 10 сентября 1917 года у нее родился сын Петр, мой будущий отец.

Затем началась Первая мировая война. Железнодорожников демобилизация не коснулась, поэтому мой дед в армию не попал. Бабушку же всегда интересовала только семья. Ее занимал исключительно ребенок, и любые перемены в стране заботили только тем, как это отразится на семье.

albom

Когда в Манчжурии при революции все начало разваливаться, дед засобирался обратно — домой в Мордовию. Тогда бабушка и уговорила деда сделать это фото в 1917-­1918 году. Мой отец здесь присутствует за кадром. А вскоре у них родился и младший сын.

Дед мой так и вырос не верующим ни в бога, ни в черта. Но вместе с тем оставался человеком: нищим подавал, никого не обижал. Затем мобилизовали его все­-таки в Красную армию. Там он заболел степным тифом, на фронт его не отправили, а прикрепили к конному отряду милиции. Был он ранен, едва не убит. В одной перестрелке пуля раздробила его левый локтевой сустав. В 1922 году дедушка вернулся к родным в деревню, где его выбрали председателем сельского совета.

В итоге дед прожил недолго, а вот бабушка еще с внуками успела поводиться. Умерла Прасковья Николаевна в 1987 году в Киргизии, а эту фотографию завещала моему папе.

Из Киргизии моя семья переехала в Казахстан, затем попали мы в Первоуральск, где я и родилась.

Если и вы хотите поучаствовать в конкурсе «Семейный альбом», то сделать это очень просто! Покопайтесь в домашних архивах, отыщите фото, которое вызывает у вас теплые чувства, и принесите его в редакцию. Мы отсканируем фотографии и сразу же вернем вашу семейную реликвию. Будем благодарны также, если вы пришлете снимок с описанием в электронном виде по адресу:promo@gorodskievesti.ru

На конкурс принимаются старые (и очень старые) семейные фотографии — начиная с первой половины 19 столетия и до конца 20-го. Прекрасно если кроме людей на снимках будут присутствовать узнаваемые места. Это желательно, хотя необязательно. Главное чтобы вы знали людей, запечатленных на фотоснимке, и могли что-то рассказать о них, об их судьбах и о том времени. Рассказ может быть очень маленьким, но должен быть интересным.

Фотографию с рассказом мы опубликуем. По итогам каждого тура, ежемесячно, выберем победителя. Хозяев самых интересных снимков ждут призы.

Приносите свои старые снимки по адресу: пр. Космонавтов, 15, редакция газеты «Городские вести» (спросить Олесю Глушкову). Задать уточняющие вопросы можно по тел. 6-39-39-0.