Медики обсуждают запрет на закупку импортного медоборудования

В середине марта наши чиновники вдруг придумали запретить на бюджетные деньги покупать медицинские изделия, которые произвели в какой-­либо стране, за исключением членов Таможенного союза (Россия,  Белоруссия, Казахстан). В списке запрещенных приборов оказалось 67 наименований: от антисептических салфеток и хирургических игл до устройств для переливания крови, инкубаторов интенсивной терапии для новорожденных, рентгеновских аппаратов и маммографов. Две недели законопроект находился на этапе общественного обсуждения и успел вызвать массу негативных отзывов. Однако первоуральские врачи поводов для паники не видят, отмечая, что тотальный запрет в современных условиях невозможен, а предпринятый шаг наконец­-то подтолкнет к развитию собственного производства.

www.bnkomi.ru
Фото с сайта www.bnkomi.ru

Получится, как с автопромом

Проект закона появился «в целях защиты внутреннего рынка РФ» в качестве ответа на возможные экономические санкции со стороны Евросоюза и США из-­за присоединения Крыма. Между тем, как отмечают врачи, сегодняшнее оснащение больниц — это 80-­90% импорта. А по данным Росстата, в первые два месяца 2014 года в нашей стране было произведено медицинских изделий на 3,5 млрд рублей. Всего за год в России производится таких товаров на 30­-33 млрд, при этом только государство закупает в год медизделий примерно на 130 млрд рублей.

— Запретить — это одно, — рассуждает врач первоуральской станции переливания крови с большим стажем Анатолий Соловьев, — нужен переходный период, программа мероприятий для того, чтобы не допустить потерь в связи с таким запретом. Что­-то есть, конечно, отечественное сегодня, но этого недостаточно. Импортное точнее, работает лучше. Когда отечественное достигнет этих же параметров, тогда будет отлично. Я тоже за российское, чтобы не зависеть ни от какой Америки, ни от других зарубежных друзей и их прихотей. Но нельзя рубить сгоряча. А то может получиться, как с автопромом… сколько бы его не баловали, не поддерживали, он все равно в убытке.

Изучить и проработать

Вступление нового закона в силу планировалось аж на 1 апреля, но переход на отечественное медицинское оборудование все же решили отложить. Минпромторг взял дополнительное время, чтобы детально проработать перечень — окончательный список запрещенного импортного оборудования появится не ранее чем через 3­4 месяца. К тому же в министерстве подчеркнули, что речь не идет о тотальном запрете: будет запрещен ввоз только тех изделий, аналоги которых производят в России.

Сергей Цыб
Сергей Цыб

— Пока проект проходит лишь первую стадию — публичное обсуждение, — заявил журналистам замминистра промышленности и торговли Сергей Цыб 27 марта. — После обработки всех замечаний и предложений мы проведем его согласование с другими министерствами и ведомствами. Полагаю, что эта работа займет весь следующий квартал.

Замминистра также подчеркнул, что проект не затрагивает вопросов закупки расходных материалов, запасных частей и сервисного обслуживания прежде приобретенной техники — все это будет закупаться в прежнем порядке.

Хороший рывок нам необходим

— То, что сейчас происходит, даже немного радует, — комментирует инициативу законотворцев главврач больницы №3 Александр Цедилкин. — Наконец-­то руководство нашей страны поймет, что пора развиваться самим. Я не вижу на сегодня никакой большой беды. Во­-первых, закон еще не работает — и все это слова. Во-­вторых, история не раз доказывала, что когда нас прижимают, мы делаем очень хороший рывок. Он нам необходим. Не можем же мы жить на одном сырье, на одной нефти. Надо производить. Без новых технологий любой стране конец.

Александр Цедилкин
Главный врач ГБ№3 Александр Цедилкин

Александр Федорович не разделяет пессимистичных высказываний о том, что закон может ухудшить состояние медицины в России:

— Сегодня все проходит через аукционы или госзакупки. К примеру, необходимо мне оборудование для глазного отделения, мы выставляем на конкурс техзадание, а под них выставляется и китайское, и корейской, и немецкое оборудование. Конечно, немецкое — это здорово, но оно дорогостоящее. А мы должны взять, кто даст меньшую цену. Чаще берем аппаратуру именно китайского производства, потому что они готовы снижать цены. И я бы не сказал, что мы выигрываем. Я за то, чтобы развивать наше медпроизводство. Пускай совместное, как собирают машины Ford.

Тем не менее, критика в адрес нового законопроекта не утихает, весь ее смысл саркастично выразил главврач многопрофильной клиники имени Н.И. Пирогова Сергей Сингаевский, обратившись к чиновникам с просьбой: «Я бы хотел, если это будет принято, к этому проекту записать один правильный пункт — все те, кто причастен к этому законопроекту, должны лечиться на том, что они приняли».