Первоуральские дайверы побывали в одной из самых длинных и опасных подводных пещер

Уже много лет аквалангисты клуба «Капер» погружаются в таких местах, к которым нормальный человек и близко не подойдет. В первые дни осени — 6 и 7 сентября — «подводники» облюбовали для очередного погружения Ордынскую пещеру. Подробности — в материале «Городских вестей»

С веревками — нельзя

Ордынская пещера расположена в Пермском крае, она по праву считается одной из самых опасных — углубление полностью залито водой, то есть всплыть и подышать, если что-то случилось, не получится. А еще в пещере — кромешная тьма.

В экспедиции участвовали начальник Первоуральской службы спасения Андрей Воропаев в компании с работником МУП «Водоканал» Михаилом Акуловым, участником первоуральского клуба аквалангистов «Капер», а также трое свердловчан.

— Помногу людей в пещеру не пускают — она очень узкая и длинная — вторая по длине в России, — рассказывает руководитель клуба «Капер» Владимир Костицын. — Говорят, что где-то 26 километров, но до конца, я думаю, никто и не доплывал.

kaper1
Руководитель клуба «Капер» Владимир Костицын Фото Анны Неволиной

Погружение в пещеры называется дайвингом в замкнутых полостях. Правила не только погружения, но даже передвижения там совсем иные — нужно плыть не как обычно, а «фрогом», то есть по-лягушачьи, чтобы не баламутить воду и случайно не столкнуть какой-нибудь камень.

— С своими веревками, как подо льдом, в пещерах не ходят, — продолжает Владимир Аркадьевич, — потому что можно запутаться и остаться в этой пещере навсегда. Аппаратура должна быть совсем другая — компенсатор идет крылом, а не жилетом, как обычно, берется по два баллона с воздухом, на случай, если один замерзнет — вода там всего +4 градуса, все снаряжение дублируется — даже фонариков приходится брать не один, как всегда, а пару — аккумуляторы быстро садятся. Вывешиваться под водой приходится очень тщательно. В пещере натянуты ходовики — канаты — чтобы если что-то случилось, тебя могли вытянуть назад. Пещера сама по себе неширокая. Такие дыры есть, в которые со снаряжением и не пролезешь — приходится снимать акваланг, его проталкивать, а уже только потом самому проплывать.

 Никто не спасет

Дайверы «Капера» погрузились в подобную пещеру в первый раз. Опыт плавания в ограниченном пространстве у ребят есть — несколько лет назад команда первоуральцев погружалась в Доминиканской республике, но условия там, по сравнению с Пермским краем, просто божественные — вода прозрачная, теплая, особой опасности нет, в потолке есть отверстия, через которые проходит не только солнечный свет, но и воздух.

Антураж клуба "Капер" Фото Анны Неволиной
Антураж клуба «Капер»
Фото Анны Неволиной

— В Ордынскую пещеру может попасть далеко не каждый, нужно пройти специальное обучение, — говорит Владимир Костицын. — Сигналы, которые подают друг другу ребята, отличаются от обычных. Даже фонарем посветить нельзя, чтобы не ослепить товарища, иначе он может растеряться, мотнуться в сторону и обрушить какую-нибудь глыбу. Хотя в Орде погибло не так много дайверов. Любопытных пускают только до воды — просто поглазеть, а сама пещера затоплена. У входа есть столы, на которых аквалангисты переодеваются, а потом ныряют под воду. Погружение платное. Тащить снаряжение для подобного рода дайвинга очень тяжело, поэтому есть специальные помощники, которые за деньги помогают спустить весь необходимый инвентарь.

Фото предоставлено клубом "Капер"
Фото предоставлено клубом «Капер»

Как говорят аквалангисты, погружаться очень страшно, потому что в пещере — темно и холодно. Сравнить можно разве что с погружением под лед, но из-подо льда товарищи вытащат, если что, а в пещере, в ограниченном пространстве, где кислород рассчитан до доли секунды, помочь не сможет никто. Несмотря на это, мужчины погружались целых два раза.

В Ордынской пещере нет ни животных, ни растений. Из-за особенностей камней, которые образовали тоннель, и температуры воды живность пещеру своим домом делать не собирается. Там отсутствует звук, можно услышать только, как лопаются пузырьки воздуха.

— Пещера обследована далеко не вся, там есть отводы в разные стороны, в которые мало кто заплывает, — говорит Владимир Аркадьевич, — наши ребята ходили пока что просто на разведку — погружались на 18 метров, никакими исследованиями не занимались. Живые вернулись, и то хорошо.