Лесовод Василий Ивлев вырастил для Первоуральска 400 дубков

Первоуральцы привыкли к тому, что в городе растут исключительно тополя. Но Василий Алексеевич уверен, что век «аллергичных» тополей недолог — экологического толку от них мало, пуха — много. Почему нашему городу жизненно необходимы дубы — узнали «Городские вести».

 

План не выполню — посадят

До деревни Рассоха от Первоуральска километров 60. Поплутав пару часов, мы, наконец, увидели заветный указатель и оказались на приусадебном участке лесовода Василия Ивлева. Василий Алексеевич разговаривать с нами отказался, пояснив, что так дела не делаются — сначала нужно супу поесть, чаю попить, а уж потом и вести разговор. Отказаться не было никакой возможности, поэтому мы, после долгого переезда, с удовольствием умяли по тарелке похлебки со свежей картошечкой и черным хлебом, выпили чая (лесовод настаивал на травяном, но мы предпочли обычный — из пакетиков, он привычней). Пока расправлялись с обедом, Василий Алексеевич начал рассказ:

— Я родился в Оренбургской губернии, но в Советские времена наш район в силу уникальности отнесли к Башкирии. Уникальность в том, что там и степи, и леса — большие, хвойные. Мой отец работал лесником в Зилаирском лесхозе, он с малолетства брал меня с собой на работу — я ездил с ним на уход за лесными культурами, чистил лес от поросли, собирал желуди. У меня практически не было свободного времени — что-нибудь да делали с отцом.

Нельзя леса приравнивать к костюму, к машине — к вещам, которые материальны. У нас все биологические ресурсы приравняли к имуществу и распоряжаются ими, как хотят. Если люди не одумаются, то экологической катастрофы не избежать.

Василий Ивлев

Потом появился сталинский план преобразования природы. Он включал в себя создание лесополос по всем степным районам. Была государственная лесная полоса от горы Вишневая до Каспийского моря. Ее протяженность — около 700 километров. Отцу Василия Алексеевича, как леснику, был отведен государственный план — посадить полтора километра деревьев, в том числе — дубов.

— Мне надо в школу идти, а отец говорит: «Какая школа? Если я план не выполню, меня посадят!», — вспоминает Василий Алексеевич. — Вот такой порядок был при Сталине. Тогда мы с папой вдвоем заготовили 150 килограммов желудей. Всю зиму их хранили, а весной высевали на той государственной полосе. После этого любовь к дубам у меня осталась на всю жизнь.

 

Из космонавтов — в лесоводы

Василий Ивлев окончил Зелоирскую среднюю школу в 1961 году — когда вся страна ликовала по поводу первого полета в космос. Понятное дело, все парни тут же захотели повторить подвиг Юрия Гагарина и стать космонавтами.

— Мы всем классом поехали в Оренбург, но отбор в летном училище был настолько жесткий, что я не прошел, — огорченно говорит Василий Алексеевич. — Из 12 моих одноклассников прошел только один — Алексей Антонов. Но космонавтом он так и не стал, хотя дослужился до командира авиационного полка. А я прямой наводкой поехал поступать в Свердловский лесотехнический институт. Блестяще выдержал все пять вступительных экзаменов. Могу с точностью сказать, что наша сельская школа давала тогда превосходную подготовку — я набрал 23 балла из 25 возможных.

На участке Василия Ивлева растут дубы, канадские ели, кедры, ивы и даже туя, которая в годовалом возрасте достигает всего одного сантиметра в высоту

Во время преддипломной практики Василия направили в Полевской. Руководство полевского лесхоза по достоинству оценило таланты юного лесовода, и по персональному запросу Ивлева официально распределили в центральное лесничество, где молодой специалист отработал три года.

— Пригласили на собеседование к первому секретарю райкома партии, где объяснили, что меня будут рекомендовать на должность второго секретаря горкома комсомола, — рассказывает Василий Ивлев. — Я поработал год вторым секретарем, потом четыре года — первым. Стал параллельно сдавать кандидатские экзамены для поступления в аспирантуру. Гены свое дело сделали — во внеурочное время я стал заниматься проблемами, связанными с лесными ресурсами. Потом мне пришлось ставить вопрос о переходе только на научную работу.

На 70-й день рождения кедр, который растет на участке Василия Ивлева, преподнес юбиляру главный подарок — шишку. Лучшего презента, по мнению лесовода, и представить нельзя

Вплотную занявшись лесными культурами, Василий Ивлев познакомился с Александром Никитиным — директором первоуральского лесхоза. Как говорит Василий Алексеевич, он сразу влюбился в этого лесничего — настолько он обожал свою работу, напоминал Василию Алексеевичу отца.

— Мы с ним очень сдружились, много дискутировали на лесные темы, Никитин стал для меня старшим товарищем, — говорит Василий Ивлев. — Его любимыми деревьями были дубы. Когда стали готовиться к столетию Александра Михайловича, я вспомнил о его любви к этим деревьям. Поэтому сейчас в Первоуральске растут молодые дубки.

 

Вышло по Черномырдину

Сейчас Василий Ивлев ведет переговоры с главой Первоуральска Николаем Козловым о том, чтобы высадить в Первоуральске 400 молодых дубов. Как говорит лесовод, из-за глобального потепления климата именно дубы сейчас стали главной породой, которая приживается на Урале.

Василий Ивлев Фото Анны Неволиной
Василий Ивлев
Фото Анны Неволиной

— Впоследствии можно совершенно безболезненно заменить тополя, которые растут в Первоуральске, на дубы, — уверен лесовод. — Раньше тополь был просто пионером в плане пород для озеленения на всем Урале. Но тогда совершили огромную ошибку: тополь — двудомное растение, то есть у него есть мужские и женские клоны. Так вот, размножили именно женские, которые пушат. Получилось по Черномырдину: хотели, как лучше, а получилось — как всегда. На сегодняшний день у дуба я не нашел отрицательных характеристик.

Тополь, по словам специалиста, собирает очень много болезнетворных бактерий — грибных болезней и вредных насекомых. В отличие от тополя, дуб — долгожитель, он будет радовать не одно и даже не десять поколений первоуральцев.

Сейчас Василий Ивлев договорился с главой о поставке саженцев лишь в устной форме. Да и материальная сторона вопроса пока не утрясена:

— Если встать на чистую коммерцию, то для любого города покупка дубов станет накладной — саженец в 50 сантиметров стоит 400 рублей. Но я хотел отдать семилетние дубы, которые уже намного больше метра, а значит шанс, что они приживутся, возрастает в разы. Я не хочу быть коммерсантом, мне главное, чтобы к 70-летию Великой Победы в Первоуральске уже росли дубы.