Опасные профессии: футбольный арбитр

Задумывались ли вы о том, что кассир — опасная профессия? Или трудовые будни почтальона часто сопряжены с риском? Вот и мы не задумывались, пока один раз не получили письмо от представителя такой, казалось бы, мирной профессии, как футбольный арбитр.

В «Городских вестях» — премьера рубрики. Мы вместе с нашими читателями посмотрим на известные всем профессии под новым углом.

Футбольный арбитр — профессия престижная, но очень неблагодарная, а иногда даже опасная. За желтую карточку можно и пострадать. Отношения между футболистами и арбитрами достаточно напряженные. Какова жизнь футбольного арбитра? Какие испытания выпадают на его долю? Об этом «Городским вестям» рассказал арбитр Владимир Гук, который обслуживает летние и зимние турниры по футболу и мини­футболу в Первоуральске.

 

Убегать я не привык

В Первоуральске с 2006 года существует общественная организация «Федерация футбола города Первоуральска» и под ее эгидой в городе проходят летние и зимние турниры по футболу и мини­футболу. В соревнованиях принимают участие до 30 городских команд, игры которых обслуживают местные арбитры. На этом радостная картинка и сходство с тем, что мы обычно видим по телевизору, заканчиваются.

В «Городских вестях» побывал один из арбитров «Федерации» Владимир Гук.

guk
Владимир Гук: «Еще будучи игроком я и сам кричал на судей бессчетное количество раз, когда считал, что они ошибались. Но я тогда абсолютно не понимал, как же это сложно — судить, как один человек может уследить за всем в течение 90 минут на огромном поле».

— В нашем городе футбольные арбит­ры, которые только вступили на этот нелегкий путь, так и те, кто судит футбол десятилетиями, — рассказывает Владимир. — До недавнего времени лишь мне каким-­то образом везло, и лишь я из всей судейской коллегии оставался небитым.

Теперь же и этот «пробел» заполнен. На одном из матчей между командами «Горняк» (Магнитка) и «Спутник» (Доломитовый) досталось Владимиру Гук.

— Помню, первой тогда забила команда «Спутник», потом «Горняк» сравнял счет. Затем команда гостей забила второй гол. Вратарь команды хозяев поля, в ворота которого и был забит гол, с решением судей оказался не согласен, — вспоминает тот день Владимир. — Он сначала что­то кричал, возмущался, потом вижу, что на меня бежит. А я убегать не привык, поэтому остался стоять на своем месте. Он особо разбираться не стал, тут же на поле во время игры нанес мне удар лбом в область носа, сломав его. Игру, естественно, остановили, потому что далее обслуживать игру у меня не было возможности. А игроку этого показалось мало, он побежал к машине, после чего раздались выстрелы из травматического пистолета в сторону судейской бригады.

 

Тот же спорт, только по ногам не бьют

Владимир Гук работает контролером в «Водоканале», сам с пяти лет играет в футбол, но после многочисленных травм врачи сказали, что пора уже «завязывать» с футболом. Спортсмен решил, что расстаться с любимым спортом не готов, поэтому, выучившись на арбитра, сейчас в свободное время подрабатывает на данном поприще.

— Тот же спорт, только по ногам не бьют, но вот по носу иногда прилетает, — говорит, улыбаясь, Владимир.

После злополучной игры Владимир попал на неделю в больницу, где врачи диагностировали ему открытый перелом носа со смещением и сотрясением мозга средней тяжести, на больничном в общей сложности арбитр провел 47 дней.

— За это время практически никто из коллег моим здоровьем не интересовался, потому что никого особо эта история не задела — достается регулярно всем, — продолжает Владимир Гук. — Теперь имею рваный шрам на носу, частые носовые кровотечения, головные боли, и существенно ухудшилось зрение. Нос искривлен, одна ноздря не дышит. Заявление я написал. Но особо «хулигана» вряд ли накажут, по суду только моральный да материальный ущерб взыскать удастся.

Немало игроков в городе уже имеют пожизненную дисквалификацию и отстранены от футбола за неоднократное рукоприкладство, но находятся те, кто старается пополнить когорту изгнанных.

— Это уже не первый случай, когда этот игрок нападает на арбитра, в прошлый раз он сломал челюсть моему коллеге. Его временно дисквалифицировали, отстранили от всех турниров, но позже вновь разрешили принимать участие в городских футбольных баталиях. Что будет сейчас с игроком, я не знаю, — пожимает плечами Владимир. — В чемпионате Первоуральска он участвовать уже не будет, но может поехать в Ревду, Екатеринбург и играть там.

 

Никогда пальцем никого не трогал

Немудрено, что юные судьи, видя такое к себе отношение, заканчивают с данной профессией при первых признаках опасности, и их можно понять, поскольку рисковать жизнью и здоровьем за мизерную плату (за каждый матч помощник арбитра получает в среднем 400 рублей) согласится далеко не каждый.

— Еще будучи игроком я и сам кричал на судей бессчетное количество раз, когда считал, что они ошибались. Но я тогда абсолютно не понимал, как же это сложно — судить, как один человек может уследить за всем в течение 90 минут на огромном поле. Кричал и не соглашался с арбитрами часто, но никогда никого даже пальцем не трогал. А теперь игроки творят, что хотят. Увы, в федерации эта проблема никак не решается. Да и можно ли её как­то решить, я не знаю. Даже болельщики в этом плане более культурные, чем игроки, они могут покричать, пошуметь, но никто на поле не бежит, арбитров не избивает, — говорит Владимир. — Самое обидное, что я как арбитр не имею права дать сдачи обидчику. Понимаю, что профессия опасная, и неприятно терять здоровье из­за подобных случаев, но и совсем бросать спорт не хотелось бы.

В конце каждой игры тренеры обеих команд подписывают протокол игры. В случае, если игроки не согласны с тем или иным решением судей, в протоколе в разделе «замечания» тренер может написать протест. Потом уже — на президиуме федерации — этот случай будет рассмотрен отдельно. Результат любой игры можно оспорить, если на то есть веские основания. В редких случаях результат игры может быть аннулирован или назначена переигровка.

russkin
Игорь Русскин, председатель общественной организации «Федерация футбола города Первоуральск»

Это — издержки работы

Игорь Русскин, председатель общественной организации «Федерация футбола города Первоуральск»:

— Случаи нападения на арбитров бывают, но нечасто. Зависит все от характера человека, который распускает руки, может, у него дома какие-­нибудь проблемы, или с утра не с той ноги встал. Да и каждый игрок или болельщик видит ситуацию по-иному, нежели арбитр. Тем более судья принимает решение в эту же секунду, у него нет времени на раздумывания. Поэтому люди, которые не могут себя сдерживать, выходят из себя, злятся, как следствие — распускают руки.

Такое поведение больше характерно для игроков, болельщики у нас в годе спокойные. Не было такого, чтобы с ними были проблемы. А отдельные игроки могут выйти за рамки дозволенного. Но для пресечения хулиганств у нас создан перечень санкций — от пропуска игр до дисквалификаций из турнира.

Конечно, наши арбитры от этого не защищены. Но они знают, на что идут. А игроки кроме дисциплинарного наказания могут получить и уголовное. В этом году у нас была пара инцидентов, но судьи карьеру не заканчивают. И у меня за десятки лет работы всякое было, и агрессивное поведение, и нападение. Потом, после матча, некоторые футболисты подходят, извиняются. У каждой работы есть свои недостатки, у нас, к сожалению, такие травматичные. Люди просто горячие попадаются, не заканчивать же из-­за этого с судейством.