Сегодня Хэллоуин. Первоуральцы рассказывают страшные истории. Видео

Сегодня мир отмечает Хэллоуин. В этом странном празднике переплелись кельтская традиция чествования злых духов и христианская — поклонения всем святым.  Хэллоуин интригует загадочностью, своей мифической значимостью. Этот праздник — попытка понять связь между нашим и потусторонним мирами.

Это переход, ворота из одного мира в другой. Как сичтали древние кельты, эти ворота, как и любые другие, парадоксальны. Находясь между двумя мирами, они принадлежат в одно и то же время им обоим — и ни одному из них.

В Хэллоуин принято заниматься различными «мракобесиями», например, зажигать Светильник Джека (полую тыкву с вырезанной злобной рожей), в память о неприкаянной душе ирландского кузнеца, которую не взяли на небеса, переодеваться в костюмы загадочных существ и пугать людей, вызывать странных обитателей потустороннего мира, а также рассказывать «страшилки».

«Страшилки» — это короткие мистические рассказы, как правило, с ужасным концом. В детстве мы  пересказывали друг другу истории про «гроб на колесиках», «красную руку» и «черные занавески». Слушать эти кошмары было жутко и интересно одновременно, несмотря на то, что чаще всего мы знали, чем все это закончится — страшная развязка была неотвратима.

Сегодня в канун Хэллоуина мы предлагаем вспомнить о том, как дрожали в детстве. А пугать нас будут Аделина Рамазанова, Марина Быкова, Наталья Коновалова и Олег Кушнарев.

 

Аделина Рамазанова, студентка ЕГТИ:

—  В детстве мы с подружками постоянно вызывали Пиковую даму. Боялись до жути, тряслись ужасно, но продолжали ее вызывать. Хотелось узнать — придет или нет. Хотя были уверены, что если Пиковая дама придет, поубивает нас всех к чертовой бабушке. Но было очень интересно узнать, как она выглядит. Как-то раз вызывали Русалку. Делали это так — нужно воду поставить и четыре каких-то предмета положить и запомнить, как они лежат. Если Русалка придет, то она поменяет местами эти предметы. Заходим мы в комнату и — о, ужас! — предметы не на своих местах! А еще и рыбой пахнет! Она приходила! А потом мы узнали, что это младшая сестра нашей подруги так вот над нами подшутила.

Но я до сих пор верю, что какая-то нечистая сила есть. Иначе про нее бы так много не говорили.

 

Марина Быкова, психолог:

— Я росла в благоприятных условиях, с психической точки зрения — в семье главного психиатра просто не было других вариантов. Так что дома взрослые мне страшных сказок не рассказывали. А в лагере, да, было дело: зеленый глаз», «красная рука», «черная простыня» — просто элементы обязательной программы. Но это так, чисто похихикать. Не помню, чтобы кого-то эти «страшилки» особо пугали. А меня вообще крайне сложно было чем-то напугать.

Почему детей привлекают такие мистические истории? В этом проявляются переживания, связанные со страхом смерти. Как правило, первый кризис приходится на 7-8 лет, когда ребенок начинает осознавать что такое смерть.

А вот первые страхи темноты появляются раньше, в районе трех лет. Именно в три года, когда у ребенка появляется «самость», желание противостоять, ребенок начинает понимать, что с него спрашивают за его поступки. Он не может уже подойти треснуть, укусить, отобрать игрушку. Он должен это свое внутреннее «я» контролировать. Так как он занимается самоконтролем, то у него возникает, соответственно, тревога на фоне внутреннего напряжения. Логически же понятно, что не из-под кровати, не из шкафа никто не вылезет, не выглянет. Получается, что ребенок боится и пугает сам себя. Он боится своего «я», которое контролирует. Известно, что потом, когда какая-то серьезная стрессовая ситуация происходит, у нас тревога тоже обостряется. Например, когда мы теряем близких, обостряется страх темноты.

У людей вообще есть такая особенность, особенно в деревнях или маленьких городках — они в подробностях рассказывают, как умер человек, как в гробу выглядел. Обычно это пересказывают женщины, причем с выпученными глазами, шепотом. С точки зрения психологии, человек так прорабатывает собственный страх смерти. Проговаривая, он снимает собственное напряжение. У нас так психика устроена — сколько раз проговорила, столько раз протерапевтировала. Человеку свойственно интересоваться смертью. До сих пор никому доподлинно неизвестно, что там. Все мы знаем, что нам придется через этот опыт пройти рано или поздно. Поэтому смерть — это то, вокруг которого много чего вертится.

 

Наталья Коновалова, исполнительный директор Союза малого и среднего бизнеса в Первоуральске:

— Да чем меня можно было испугать, если я в Хэллоуин, 31 октября, родилась! Вызывали, конечно, в пионерлагере и Пиковую даму, и гномов разных. Потому друг другу пересказывали, как вызывали. Обязательно привирали, что и дама и гномы приходили, видели, что еды нет — и уходили. Фильмов ужасов-то в наше детство было мало, вот и пугали друг друга. Восполняли недостаток именно таких эмоций.

Из «ужасного ужаса» могу вспомнить, что лет в 9-10 боялась до потери пульса ванну принимать после просмотра фильма «Челюсти» — все ждала, что акула сейчас башку как высунет! Просто немела от ужаса, когда смотрела старую гэдээровскую сказку «Карлик Нос» — ведьма больно жуткая была!

Одна моя подруга говорит так: «Счастье — это когда ты ночью в темноте добежал до кровати, и тебя никто не съел». Я в детстве очень боялась, что ночью рука из-под кровати меня всенепременно схватит. До сих пор боюсь.

 

Олег Кушнарев, актер театра «Вариант»

— Я ни разу в детстве не был в пионерском лагере. Поэтому увлечение «страшилками» и вызыванием всяких демонических личностей прошло как-то мимо меня.

Будучи маленьким, очень боялся темноты. Вечером, когда мама укладывала меня спать, и пока был вот этот переход от яви к сну, бывало очень страшно. Мерещилось всякое… Бывало, просил маму оставлять включенным ночник —  со светом засыпать было как-то не так жутко.