В Первоуральске тестируют новую программу, позволяющую следить за качеством пассажирских перевозок

Заменой старых остановочных комплексов на новые конструкции хозяйственники решили не ограничиваться. Опоздание автобуса на остановку на несколько минут, преждевременные старты с конечных остановок, превышение скорости, хамоватые кондукторы — в Первоуральске решили, что пора с этим бороться. А то некрасиво получается: остановки новые, а нарушения старые. Причем следить за пассажироперевозчиками в транспортном отделе администрации намерены глобально — через спутник.

«Городские вести» побывали в гостях у Валерия Муравьева, начальника отдела транспорта и связи, в тот момент, когда он постигал премудрости новой программы.

Никита Щипанов — представитель компании "Ультрастар"(слева) и начальник отдела транспорта Валерий Муравьев обсуждают возможности программы слежения за транспортом Фото Анны Неволиной
Никита Щипанов — представитель компании «Ультрастар»(слева) и начальник отдела транспорта Валерий Муравьев обсуждают возможности программы слежения за транспортом
Фото Анны Неволиной

— Вот смотрите, нажимаем вот сюда — и появляется отчет, в какое время автобус начал движение по маршруту, в какое время он должен подъехать на конкретную остановку, с какой скоростью ехал… Выбираем маршрут — автоматически появляется, кому из перевозчиков принадлежит данное транспортное средство, его марка и госномер, — мы попали в самый разгар диалога между Никитой Щипановым, представителем компании «Ультрастар», и начальником отдела транспорта и связи Валерием Муравьевым. — Здесь же можно посмотреть и инциденты — не сошел ли автобус с линии, проехал ли весь маршрут до конца или решил «срезать» и так далее.

Оказывается, на каждом транспортном средстве пассажироперевозчика, будь то автобус, микроавтобус или ГАЗель, установлены приборы ГЛОНАСС — в обязательном порядке, как того требует договор.

— Пассажироперевозчик устанавливает систему ГЛОНАСС за свой счет — это обязательное лицензионное требование, — комментирует Валерий Анатольевич. — Администрация муниципалитета может предложить пересмотреть обязанности перевозчика по предоставлению мониторинговой информации в администрацию города для контроля выполнения договоров. То есть информация с ГЛОНАССов сбрасывается на определенные серверы, а администрация просто говорит перевозчику: хочешь работать — делись этой информацией, туда сбросил и нам сбрось.

Никита Щипанов
Никита Щипанов

По словам Никиты Щипанова, система контроля за транспортом успешно работает в Краснодаре и позволяет реально навести порядок: например, избежать подмены вместительного транспорта на более компактные и экономичные ГАЗели. Перевозчику хорошо — люди мерзнут на остановках в ожидании транспорта. Озвучить стоимость заказа Никита Сергеевич отказался.

— На основании заявки, поступившей нам со стороны администрации Первоуральска, подготовили автоматизированное рабочее место, предоставляем его в тестовом режиме, бесплатно, для ознакомления с работой системы, для понимания ее возможностей, для формирования своего видения, какая система подобного рода нужна администрации, — говорит Щипанов. — Окончательная стоимость сформируется из конечных «хотелок». Например, мы можем не только предоставить систему управления отделу транспорта, но и оборудовать остановки вандалостойкими табло с электронным расписанием движения автобусов, а также таймером прибытия конкретного маршрута на остановку. Кроме того, можно разместить на популярном городском ресурсе карту города с движением транспорта в режиме он-лайн: человек заходит со смартфона, например, на сайт и смотрит, когда удобно подойти на остановку или почему задерживается автобус.

В тестовом режиме отслеживают два маршрута — №№10 и 8у.

Валерий Муравьев Фото Анны Неволиной
Валерий Муравьев
Фото Анны Неволиной

— Они не считаются какими-то проблемными, мы просто решили попробовать, чтобы получить полную, достоверную картину, — объясняет выбор Валерий Муравьев. — У нас на маршруте №10 работает четыре автобуса всего, для сравнения: на маршруте №3 их работает девять. Это в течение всего дня. А еще в течение дня эти автобусы меняются, одна смена уходит, приходит другая. Очень большой объем информации. Вот мы и решили взять маршруты, где не так много машин. Попробуем на маленьком, чтобы оценить новинку, а потом уже перейти к большему объему. В городе по одному пути движутся от трех до пяти маршрутов, они накладываются друг на друга. Благодаря информации, которую позволит получить эта программа, мы можем скорректировать маршруты именно на участке наложения. Чтобы не было такой проблемы, что три автобуса прошли за раз по проспекту Ильича, а потом 10 минут ни одного не было.