«Мама обрадовалась и заплакала» — об отце-фронтовике рассказала Людмила Торопова

«Городские вести» продолжают публиковать материалы, посвященные 70-летию Победы, юбилею, который россияне отметят уже в этом году. На страницах газеты о своих ушедших на фронт отцах, братьях, о военных годах проведенных семьями в тылу, рассказывают родственники — участники всероссийской акции «Бессмертный полк». Людмиле Тороповой повезло, ее отец Сергей Ватолин вернулся с фронта живым, но преждевременно ушел из жизни.

Отправили ночью

Сергей Ватолин родился в 1907 году в Екатеринбурге, в большой семье. Закончив в 1934 году Пермский техникум физкультуры, молодой человек по распределению попал в Первоуральск. Сначала работал инструктором физкультуры на Новотрубном, затем — военруком в ремесленном училище №6, где и застала его война. На фронт 34-летний Сергей Петрович уже семейный ушел 23 июня — на следующий день после нападения на СССР гитлеровской Германии.

— Папа работал физруком в пионерском лагере, оттуда и мобилизовали, — говорит пенсионерка Людмила Торопова. — Он был лыжник. Мне было три года, и как он ушел на фронт, я не помню. Это было ночью, а потом: нет папы, и нет папы.

Первые военные впечатления маленькой Люды: большой дубовый шкаф, пустой, она прячется в него, играет в нем. Часто голодная.

 Лопухи на пляже

Ватолин воевал на Ленинградском фронте.

— Писем с фронта я почему-то не видела, — вспоминает Людмила Торопова. — Мама мне их не показывала, я знала только, что папа в маскхалате и на лыжах. Позже узнала, что они прорывали блокаду Ленинграда.

Семейный архив Людмилы Тороповой
Семейный архив Людмилы Тороповой

Семья Ватолиных жила в двухэтажном доме по улице Чкалова. Их еще называли «ворошиловскими домами». Мама Лидия Ватолина и трое детей: ее дочь и два младших брата Лидии Федоровны школьники восьми и 10 лет.

— Есть было практически нечего. Самое вкусное было корни лопуха, — говорит Людмила Сергеевна. — Нам казалось, они были такие сладкие!

Позже, уже после войны, будучи замужем, с детьми, Людмила Торопова предложила жене брата: «Слушай, давай попробуем лопухов!» Женщины отправились загорать на Нижний пруд, заодно выкопали лопух. Корни оказались совсем невкусными и совсем не сладкими. То, что приводило детей войны в восторг — разочаровало в мирное время.

— Мама не работала и, чтобы как-то нам прокормиться, она, когда папу забрали, пошла в военкомат просить какой-нибудь домик с землей, — рассказывает Людмила Сергеевна.

И Ватолиным выделили дом с огородом на улице Ударников.

 Органы НКВД

Сергей Ватолин был в действующей армии до 1943 года. Затем у рядового сильно заболел желудок, его комиссовали по состоянию здоровья: отправили в Свердловск служить в органы НКВД (народный комиссариат внутренних дел — ред.)

Сергей Ватолин (1)

— Отец не часто, раза два в месяц, но приезжал к нам в Первоуральск, привозил свой сухой паек, — вспоминает Людмила Сергеевна. — Нас с мамой поддержать. Обычно привозил банку сгущенного молока. Это был праздник! С братом пробьем гвоздем дырку, налью, разведу водой. Сама попью и брату дам попить водичку молочную.

И еще были радости у детей в тылу.

— Нам выдали американские подарки, — вспоминает пенсионерка. — Обуви не было никакой, а мама принесла ботиночки. «Пока их не надевай, — говорит. — На улице грязно». Но мне так хотелось их надеть, я ослушалась и побежала на огород. И утонула в грязи! Мама очень меня ругала.

В 1944 году у Людмилы родился еще один младший брат.

Руки за спину

Мама Лидия Ватолина о Германии, Гитлере детям особо не говорила, на счет фашистов не злословила, видимо, решив домашних лишний раз не пугать. Тем более, что старший из детей, четвероклассник, все время порывался сбежать на фронт. Уже после войны он поступил в летное училище, затем несколько лет отслужил в армии.

Военное детство было тяжелым. Обычно мама, оставив в доме кусочки хлеба, предупреждала: «Это на целый день. Приду вечером с огорода, тогда поедим». Нельзя было детям трогать «хлебушек», хотя и очень хотелось. Однажды к Люде пришла в гости старшая соседская девочка лет пяти. То, что дальше произошло, об этом Людмила Торопова будет помнить всю жизнь, так врезалось в память.

Вы можете вписать истории своих героев на полковом сайте http://moypolk.ru

— Играли в прятки, — говорит Людмила Сергеевна. — Подружка спрячется, я ее ищу, потом она ищет. И вдруг она руки назад сделала и говорит: «Я домой пойду». И ушла. Мама приходит: «Давай, будем есть», поглядела туда, где кусочки лежат и спрашивает: «Ты почему хлеб съела?» Я говорю: «Я не ела» — «Ну, как не ела?!» — «Да, не ела я, мама!» Она, конечно, рассердилась, что я ее обманываю. Готова была меня даже ударить. Уставшая, наработавшаяся женщина, а тут… И только тогда я поняла, почему Рая руки за спинку спрятала и так, пятясь, пятясь, ушла.

Хлебные карточки отменили только после окончания войны, но положение с продовольствием в городе сильно не изменилось.

— Ни хлеба, ни денег, ночью мама отправляла меня занимать очередь в хлебную лавку (сейчас пересечение улиц Ленина и Береговой — ред.), — рассказывает Людмила Торопова.

Ходил без наград

— В день Победы 9 мая, я помню, мы еще спим. По улице бежит соседка, стучит в окно: «Победа! Победа!», — вспоминает пенсионерка. — Мама обрадовалась и заплакала.

Если вы хотите рассказать нам историю своего героя, звоните в редакцию 6-39-39-0.

Сергея Ватолина демобилизовали только в 1946 году. Вернувшись в Первоуральск фронтовик работал военруком в школе № 7. Тогда школа находилась в старом здании у проходной № 2 Новотрубного. Через два года Ватолина избрали председателем городского комитета по делам физкультуры и спорта, который он возглавлял до конца жизни.

Вся актуальная информация Бессмертного полка размещается  так же в группах «Бессмертный полк. Первоуральск» в социальных сетях Одноклассники, ВКонтакте,  Facebook.

— Отец очень уважительно относился к людям. Ценил их, был всегда внимателен. Те, кто его знал, всегда отзывались о нем с теплом и благодарностью, — говорит Людмила Торопова. — О войне он не рассказывал. Не было разговоров. Из военных наград у отца была медаль «За победу над Германией». Он никогда ее не надевал. В то время, в первые десятилетия после войны, фронтовиков никак не выделяли. Не чествовали. Была война и была.

Сергей Ватолин умер в 1964 году еще нестарым человеком, не дожив до 60 — остановилось сердце. Его жена Лидия Ватолина прожила 72 года.