Бюджет Первоуральска трещит. У кого выросли зарплаты?

Блог Юрия Переверзева

Новый 2015 год администрация Первоуральска встретила с помпой: праздничная елка, много иллюминации на улице и прочие новогодние атрибуты праздника. Однако, даже старую заповедь римских патрициев, которая, как известно, гласит, что народу нужно хлеба и зрелищ, до конца не исполнили. Показухи было много, а вот «хлеб», наоборот, стали отнимать. В последние дни уходящего 2014 года муниципальными властями было принято несколько важных решений, напрямую задевающих финансовые интересы и социальные гарантии первоуральцев.

Junge schaut sich Geldtürme an

26 декабря 2014 года сити-менеджер Дронов «поздравил» всех родителей Первоуральска, водящих своих детей в муниципальные детские сады, увеличением родительской платы за детские сады более чем на 10%, с 2500 рублей до 2750 рублей в месяц. Напомню, что не прошло и года с того момента, как родительская плата в городе была существенно поднята до 2500 рублей. Может быть, Дронов берет пример с других, более крупных муниципалитетов Свердловской области? Посмотрим на них. Среднеобластной показатель родительской платы сейчас составляет 1184 рубля в месяц. В конце прошлого года Екатеринбург поднял родительскую плату с 1950 рублей до 2150 рублей в месяц. В Каменск-Уральске, третьем по величине городе области, увеличение платы не производили и пока не планируют. Выходит, в лидеры выбился наш город? Вот что-то не припомню, чтобы за последний год так лихо зарплату на ПНТЗ рабочим поднимали, сначала на 20%, потом на 10%.

original

Незаметно для окружающих и без лишнего шума увеличились тарифы на питьевую воду в Первоуральске. Подконтрольные администрации муниципальные предприятия Водоканал и ПЖКУ «Динас» поднимут тарифы в 2015 году следующим образом. С начала года у Водоканала вода будет стоить 13,83 рубля за метр кубический, а у Динаса 15,65 рублей. Через полгода тарифы вырастут, соответственно, до 18,53 рублей и 21,3 рубля. Т.е. рост тарифа на питьевую воду в 2015 году составит от 34 до 36%!

На последнем заседании Первоуральской городской Думы (далее по тексту ПГД) в 2014 году, опять же с подачи администрации Дронова, было принято решение об увеличении платы за найм неприватизированного жилья с 6,1 рублей до 8,2 рублей за 1 квадратный метр. Депутаты ПГД дружно, за исключением депутатов от партии «ЯБЛОКО», проголосовали за повышение платы за найм (плата за найм касается тех граждан, кто не приватизировал свое жилье). Еще раньше весной 2014 года плата за найм была поднята почти в 2 раза до 6,1 рубля. Обосновывалось это принятием областного закона о капитальном ремонте, хотя реально обязательные платежи по этому закону начались лишь с ноября 2014 года. В одной из своих статей я уже писал об этом и указывал, что администрация тогда поторопилась с таким резким увеличением платы за найм, и людей зря нагружают дополнительными платежами. Да и была ли необходимость вообще увеличивать этот платеж. Тогда говорил и сейчас скажу – этого делать не стоило. Вот и сейчас, оставили бы уже ее в размере 6,1 рублей, ведь кризис на дворе, цены растут, зарплаты падают…

Алексей Дронов и Николай Козлов Фото из архива редакции
Алексей Дронов и Николай Козлов
Фото из архива редакции

В ноябре 2014 года исполнился ровно год с того момента, как стала функционировать двуглавая система управления городом. «Революцию» в городском управлении инициировал олигарх Комаров. Глава города Н.Козлов и глава администрации (сити-менеджер) А.Дронов поведали первоуральцам о своей работе, приписывая себе некоторые заслуги, к которым они имели отдаленное отношение, в особенности Козлов. А что в итоге на самом деле? Учитывая наметившиеся тенденции в городском хозяйстве на 2015 год и то, что происходило в нем в 2014 году, можно подумать, что одной из основных черт двуглавой системы в городе с ярко выраженной монополией на власть клана олигарха является умение «залезать» горожанам в карман посредством повышения платежей и тарифов. Вспомните 30% увеличение тарифа на содержание и ремонт жилья. Где обещанный властями эффект? Дворовые территории перманентно не чистятся и что, кто-то из УК (управляющие компании) стал лучше работать? Недавно СТК, подающая тепло в большинство домов города, заявила, что задолженность за тепло в городе выросла до 1 миллиарда 281 млн. рублей! Задолженность выросла более чем на 200 млн. рублей! Это как же понимать? Рапортовали ведь, что в сфере ЖКХ навели порядок, и УК больше не будут залезать в деньги естественных монополий, в угоду УКашкам даже тарифы повысили. Почему увеличивается долг? Можно с большой долей вероятности предполагать возможное увеличение тарифа на содержание и ремонт жилого фонда в 2015 году. Через несколько месяцев УК начнут стонать, что на дворе вон какая инфляция и нужно хотя бы индексировать тариф, скажем процентов на 10. Администрация и депутаты, в свою очередь, могут и пойти навстречу «трудящимся», как они сделали это в 2014 году.

Теперь хотелось бы несколько слов сказать о принятом городском бюджете на 2015 год. Сколько было трескотни в СМИ и от некоторых депутатов и чиновников о чудо-бюджете.  В своей статье, посвященной тогда еще проекту бюджета на 2015 год, я отмечал, что ни о какой сбалансированности и бездефицитности бюджета не может быть и речи. Прежде всего, доходы и расходы бюджета были слишком оптимистичны и не учитывали экономических реалий, в которых уже тогда находилась страна. Некоторые статьи расходов не отражали действительности, и некоторые цифры были явно занижены. Мне вот хочется спросить у нынешнего городского руководства, зачем было столько пафоса и нереальных цифр во время обсуждения проекта бюджета на публичных слушаниях? Ведь в итоге во втором чтении все равно пришлось показывать дефицит, показывать реальные цифры по некоторым расходам. Второй год уже «Америку открываем», пора бы и разобраться в финансах. В итоге сайт администрации ГО Первоуральск сообщил следующее: «…Трансформации бюджета привели к образованию дефицита, но при этом, сохранена его социальная направленность…». Выборочно стоит посмотреть, чего там трансформировали и на какие суммы. Предусмотрен дефицит городского бюджета в сумме около 90 млн. рублей (источник финансирования дефицита бюджета – изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета). Вероятнее всего, снижение многих расходов во 2 чтении по отношению к 1 чтению, и появление дефицита бюджета обусловлено внесением в бюджет расходов на строительство новых детских садов (в сумме 193,6 млн. руб. за счет средств местного бюджета). В 1 чтении они не были предусмотрены. Ну, не посчитали, как следует, понадеялись на кого-то и не включили изначально 190 млн. на строительство детских садов (!?).

По отношению к 1 чтению уменьшились расходы на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог на 16,5 млн. рублей (в 1 чтении они составляли 53,4 млн. рублей, во 2 чтении составили 36,9 млн. рублей), т.е. произошло снижение на 30%. Насколько мне известно, город не вошел в программу на 2015 год по капитальному ремонту дорог,  губернаторских щедрот хватило только на один год. Таким образом, дороги планируется нынче ремонтировать за муниципальный счет. Правда, администрация рассчитывает получить бюджетный кредит в размере 49 млн. рублей на ремонт дорог, хотя в такие «пряники» от областного Минфина верится с трудом.  Скорее всего, не будет уже вхождения в программы по строительству лыжной базы, по газификации, ремонту кровли Ледового дворца, причем эти тенденции наметились еще ранней осенью 2014 года.

У меня сильные сомнения в социальной направленности нынешнего бюджета. Траты увеличились явно не в ту сторону. По сравнению с 1 чтением увеличены расходы на оплату труда Главе городского округа на 238,4 тыс. руб. (в 1 чтении составляли около 2 040 тыс.руб. в год, во втором чтении – 2 278,4 тыс. руб.), депутатам на 499,3 тыс. руб. (в 1 чтении составляли 2 682,0 тыс. руб., во 2 чтении – 3 181,3 тыс. руб.). Н.Козлов и сотоварищи проголосовал за повышение себе зарплаты на 11%. По грубым расчетам, в месяц расходы на выплаты главе будут составлять около 190 тысяч рублей. Депутатам на освобожденной основе Сафиуллину и Вольхину увеличили зарплату на 18% и теперь расходы на них будут по 132 тысячи рублей в месяц каждому.

Тут вспомнилось, как на последнем заседании ПГД в 2014 году Козлов и Сафиуллин доказывали, что если не будет поднята плата за наем неприватизированного жилья до 8,2 рублей, то придется сворачивать социальные программы. Видимо, под социальными программами они понимали свое увеличение зарплат. Вообще депутаты от партии «Единая Россия» в нашей Думе своеобразно понимают антикризисные меры (а вышеназванные депутаты все единороссы) и в связи с этим мне вспомнилось четверостишье Леонида Филатова «Про Федота-стрельца…»:

Утром мажу бутерброд

Сразу мысль: а как народ?

И икра не лезет в горло

И компот не льется в рот!

Кстати, депутаты-яблочники за этот бюджет не голосовали. И правильно сделали. Думается, что к исполнению городского бюджета в этом году придется вернуться еще не раз, уж больно много подводных камней он содержал с момента подготовки и обсуждения и содержит до сих пор. Обещанный Дроновым «эффективный менеджмент» в действии, что тут поделаешь.

Более подробно хотелось бы остановиться на строительстве трех новых детских садов, деньги на которые запланированы в городском бюджете 2015 года. Представители городской администрации обещали все-таки исполнить соответствующий Указ Президента РФ и построить детские сады.  Напомню, в конце 2014 года в Первоуральске должны были быть введены в эксплуатацию 3 новых детских сада по 350 мест каждый. Итого – 1050 новых детсадовских мест. Деньги были выделены из областного бюджета, также деньги были предусмотрены и в местном бюджете, в общей сумме на это выделялось около 630 млн. рублей. Как известно, детские сады построены не были и те из родителей, кто должен был получить путевки для своих детей уже в январе этого года, не увидят эти путевки, как минимум, еще год. А если учитывать ту информацию, которая будет приведена ниже, путевки они могут и вовсе не получить. Какова же текущая ситуация по строительству вышеназванных детских садов?

Юрий Переверзев Фото из архива редакции
Юрий Переверзев
Фото из архива редакции

Предварительно отмечу, что в нижеследующей приведенной информации пользовался только открытыми источниками. Три муниципальных контракта на строительство детских садов «под ключ» были заключены администрацией в начале 2014 года (февраль, март и апрель), начальная цена каждого составляла по 210 млн. рублей. Заказчиком  по данным контрактам выступало первоуральское муниципальное учреждение «Управление капитального строительства» (далее УКС). Два контракта выиграл подрядчик ООО «Строительная фирма «Генстройурал»», один контракт ООО «Спеццемремонт». Вышеназванные подрядчики может и были готовы приступить к строительству, но все помнят эпопеи дроновской администрации с земельными участками. То они хотели строить в Корабельной роще у прудков, потом собрались строить в городском парке культуры и отдыха и в городском парке у поликлиники УТТС… В результате нигде пока не построили. Осенью 2014 года УКС обратилось в арбитражный суд с требованием расторгнуть вышеназванные муниципальные контракты. Чудесным образом, в суде с вышеназванными подрядчиками были заключены мировые соглашения, по которым были сдвинуты контрольные сроки выполнения работ на 2015 год и изменены еще некоторые условия. Ознакомление с этими мировыми соглашениями дает понимание, где на самом деле администрация Первоуральска собирается построить детсады. Вот три адреса: 50 лет СССР п. Динас (этот участок фигурировал всегда), ул. Мира, 2 (Самстрой, возле нового детсада №95) и ул. Народной стройки (пойма реки Чусовой вдоль ул. Трактовая). Учитывая отсутствие инженерной инфраструктуры по ул. Народной стройки, вероятен новый подбор земельного участка. Кроме п. Динас, места для детсадов выбраны крайне неудачные, как с точки зрения инженерной инфраструктуры, так и с точки зрения удаленности от самих детей (основной дефицит мест-то в городе). Как ни крути, а место в Корабельной роще у Дома пионеров (ныне Центральный дом творчества учащихся) было самым оптимальным, но Дронову помешала тогда политика и неосведомленность о реальном положении дел с земельными участками в городе. Политика политикой, а люди из-за этого страдать не должны.

В одном из мировых соглашений с ООО «Строительная компания «Генстройурал»» был предусмотрен аванс в размере 60 млн. рублей. Это с каких пор муниципальная казна стала выдавать такие преференции подрядчикам? Дело в том, что по устоявшимся правилам, госструктуры и муниципальные структуры крайне редко идут на авансы. Во-первых, можно остаться без аванса. Во-вторых, может быть коррупционный фактор. Перечисли ли эту сумму подрядчику, мне неизвестно, но недоумение сей факт вызвал. У Дронова что, денег свободных на остатках много? Думаю, на заводе по отношению к подрядчикам он столь щедр не был. Итак, по одному из контрактов проектно-сметная документация с положительным заключением госэкспертизы должна быть уже готова. Ждем официальной информации.

Надо полагать, что исполнение вышеназванных муниципальных контрактов вкупе с мировыми соглашениями в 2015 году будет проблематично исполнить и ввод в эксплуатацию этих трех детских садов имеет пока неясные перспективы. Дело в том, что за последние месяцы наблюдается большой рост цен на все товары. Особенно он усилился в связи с обвальным падением рубля по отношению к другим свободно конвертируемым валютам. Более того, рост цен продолжается, поскольку помимо валютного кризиса включились внутренние факторы, такие как удорожание банковского кредита, налоговая нагрузка и т.д. В общем, цена на строительство детского садика в начале строительного сезона 2014 года и в начале сезона 2015 — это две большие разницы. Смогут ли подрядчики приступить к стройке детсадов по ценам конца 2013 года, большой вопрос. Мне известно, что в деловых кругах обсуждается внесение изменений в законодательство о госзакупках, где имелась бы возможность увеличивать стоимость ранее заключенных контрактов до 30%. Однако, все это маловероятно, а значит, возможны сюрпризы со стороны подрядчиков.

Делать нужно было всё вовремя и с чувством ответственности!