В Первоуральске появится новое химическое производство

Публичные слушания по новому производству «Полипласта» переносились уже два раза, сначала они должны были пройти 17 октября, потом — 31 октября. Причина переноса неизвестна, в назначенное время представители «Полипласта» просто не появлялись. По неофициальной информации, руководство предприятия решило провести данную процедуру в соответствии с нормами закона, а две предыдущие попытки уже на старте не отвечали этим требованиям — не были соблюдены сроки размещения объявления о слушаниях в СМИ.

В итоге слушания прошли в ДК им. Ленина 30 января. Несмотря на то, что и у жителей, и у экологической общественности Первоуральска было время, чтобы серьезно подготовиться к слушаниям, отстоять чистое небо над Талицей не удалось — большинство пришедших проголосовало за строительство нового химического производства.

Наша совесть чиста
Как гласило объявление в газете «Вечерний Первоуральск», слушания назначили на 19 часов. За день до проведения слушаний эколог-общественник Владимир Терехов позвонил в редакцию и сообщил, что регистрация на публичные слушания начнется за три часа до начала.

Общественник Владимир Терехов Фото из архива редакции
Общественник Владимир Терехов
Фото из архива редакции

— Мои источники с предприятия передали, что регистрация начнется в 16:00. Я предполагаю, что всем неугодным людям, типа меня, жителей Талицы и журналистов, просто не хватит мест, — говорит Владимир Терехов. — Руководство предприятия посадит в зал своих людей, а простые люди просто не успеют зарегистрироваться, потому что придут к 19:00.

Так же накануне на сайте gorodskievesti.ru был добавлен комментарий, который сообщал, что по техническим причинам общественные слушания переносятся на 7 февраля.

Комментарий на сайте "Городских вестей"
Комментарий на сайте «Городских вестей»

Уже ни в чем неуверенные журналисты «Городских вестей» отправились в ДК им. Ленина к 16:00. В одно время с нами к ДК подошли восемь охранников и несколько пенсионеров.

— Зачем мы так рано пришли? — обращается к подруге Людмила Сулейманова.

— Главное, пришли. Наша совесть чиста, — отвечает ей Валентина Сафронова.

К пяти часам автобусы забитые работинками «Полипласта» так и не приехали, зато продолжали приходить жители Талицы и Хромпика — за час их набралось уже около двадцати человек. И всех их интересовало одно — когда начнется регистрация на слушания.

житель Талицы Валерий Очев
Житель Талицы Валерий Очев: «Ладно, нас пенсионеров, не жалко. А дети? Тут прихожу в школу, говорят, что двадцать детей заболело. Весь город слег, только не от воды, а просто, потому что люди живут и дышат в нашем городе» Фото Анны Неволиной

— Я всю жизнь живу в Талице, 25 лет работал на «Хромпике». Я здесь все знаю от и до. Сейчас на пенсии, работаю в школе № 28, там же дышать невозможно. Ладно, нас пенсионеров не жалко. А дети? Тут прихожу в школу, говорят, что двадцать детей заболело. Весь город слег, только не от воды, а просто, потому что люди живут и дышат в нашем городе, — говорит житель Талицы Валерий Очев. — Так еще и новое производство хотят построить! Чтобы мы совсем загнулись? С северной стороны у нас газовая станция, Новотрубный завод со своей белой металлургией, с Запада — «Хромпик», «Полипласт». С востока — завод горного оборудования, СУМЗ нас травит. Кругом одна химия. С юга только мы нюхаем совхозный навоз, хоть на этом спасибо.

— Строительство жилых домов в нашем районе запретили давно уже, потому что промзона, — поддерживает соседа Мария Прошина. — Значит, других людей селить нельзя, а мы должны там доживать, как хотите. Нас же откровенно травят.

Лишним места нет

Время шло, но регистрировать участников никто не торопился. Некоторые пришедшие начали уходить, не дождавшись слушаний. Регистрация же участников мероприятия началась в 18 часов, когда в ДК им. Ленина заметно сменился контингент, на смену пожилым людям начали приходить молодые мужчины и женщины.

Валерий Очев тут же заметил, что от пришедших людей пахнет нафталином.

— Это рабочие «Хромпика», — говорит Валерий Михайлович. — Я этот запах ни с чем не перепутаю.

За час фойе ДК полностью наполнился людьми. Как оказалось, подавляющее большинство пришедших, были сотрудники «Полипласта».
За час фойе ДК полностью наполнилось людьми. Как оказалось, подавляющее большинство пришедших, были сотрудники «Полипласта». Фото Анны Неволиной

— Мастер сказал, что даст два отгула, если придем. А если приведешь еще одного человека, то плюс еще один отгул, — признался «Городским вестям» один из работников «Полипласта», пожелавший остаться неизвестным. — Премий больших не обещали. Нас же регистрировали, то есть знают, кто пришел, поэтому даже не было мысли не ходить, вдруг накажут потом. Все полипластовские, и с «Русского хрома — 1915» люди, еще какие-то незнакомы были, наверно, семьи привлекли. Вообще то, что они сейчас делают это намного хуже того, что планируют построить.

Ровно в семь часов, когда зал был полон, слово взял замдиректора по производству «Полипласта» Алексей Вахрамеев:

— На часах 19:00. По регламенту у нас четко ограничено время, поэтому регистрацию я вынужден прекратить и двери закрыть. И лишних людей у нас больше не будет.

С приветственной речью Алексей Вахромеев
С приветственной речью замдиректора по производству «Полипласта» Алексей Вахрамеев: «Лишних людей в зале не будет» Фото Анны Неволиной

Кто оказался лишними — неравнодушные жители Талицы или не успевшие вовремя освободиться со смены работники «Полипласта» — мы уже не узнаем, потому что в это время сидели в зале. И выйти в фойе можно было только с концами.

— Я бы хотел извиниться перед вами за то, что не состоялись два предыдущих слушания, — продолжил Алексей Александрович. — Сегодня мы все-таки собрались, как бы тяжело нам не было, какие бы препятствия с разных сторон нам не выставлялись. Спасибо, что посвятили сегодняшний вечер нам, я вижу, что вы придерживаетесь активной жизненной позиции и то, что происходит сейчас в городе вам не безразлично.

Собравшиеся по привычке похлопали руководителю.

Всего на слушаниях зарегистрировалось 203 человека, из них, по нашим подсчетам, только девять — талицкие пенсионеры, которые изначально стояли на позиции: никакого нового производства вблизи их микрорайона быть не должно.

IMG_7828
Председателем слушаний выбрали Алексея Вахрамеева Фото Анны Неволиной

— Тема публичных слушаний — строительство нового цеха по производству стирол¬акриловых и поливинилацетатных дисперсий на «Полипласте». Сегодня у нас предусмотрен только один докладчик, один содокладчик — больше никто не зарегистрировался, — сказал Алексей Вахрамеев. — Поэтому слушатели имеют право только задавать вопросы, но не более одной минуты.

Заместить импорт

Перед участниками слушаний выступил куратор производства стирол¬акриловых и поливинилацетатных дисперсий на «Полипласте» Михаил Яковлев, который постарался изложить суть вопроса. В своем выступлении Михаил Николаевич коснулся истории возникновении идеи постройки этого комплекса, рассказал, почему цех будет строиться именно здесь.

— История началась с 1993 года, когда образовалось научно-производственное объединение по производству дисперсий. В 1999 году образовалась компания «Полипласт». Компания занимается изготовлением добавок для бетона. В 2006 году научно-производственное объединение вошло в компанию «Полипласт», получилось отдельное направление — синтетические клеевые материалы, — говорит Михаил Николаевич. — Основные продукты, которые мы собираемся производить — это клей ПВА, дисперсия ПВА, стирол акриловые дисперсии, генезис водных дисперсий полимера.

куратор производства стирол¬акриловых и поливинилацетатных дисперсий на «Полипласте» Михаил Яковлев
Куратор производства стирол¬акриловых и поливинилацетатных дисперсий на «Полипласте» Михаил Яковлев Фото Анны Неволиной

Михаил Яковлев отметил, что сейчас основной производитель диспресий — Европа, и «Полипласт» хочет заместить импортные дисперсии своими. Кроме того компании важно развивать технологии, обучить часть персонала, создать отдельное направление синтетических материалов, привлечь молодых специалистов.

— Работа над проектом длилась три года. Комплекс по производству полимеров находится в области промышленной санитарной защитной зоны «Русский хром — 1915», диаметр защитной зоны — километр. Это специально отведенное промышленные земли. Санитарно-защитная зона — триста метров. Площадь общей застройки 4,5 Га. 23 здания — это серьезный комплекс, — продолжает Яковлев. — Экологическая безопасность будет реализовываться по принципу замкнутой системы. Это когда мы используем воду в технологической системе, очищаем ее и опять возвращаем в процесс. Все производство проходит под давлением азотной подушки. Азотная подушка не дает парить веществам, кроме того, это определенная техника безопасности. Это сейчас общепринятая мировая практика. Так и удобней работать, на самом деле.

Это спектакль

После выступления основного докладчика, за строительство нового производственного комплекса выступили шесть человек — как нам показалось, данные выступления были подготовлены заранее.

Владимиру Терехову полноценно выступить не дали: по положению об общественных слушаниях — зарегистрироваться как докладчик или содокладчик он должен был до 20 января.

Владимир Терехов: "Мне вообще слова не дадут?"
Владимир Терехов: «Мне вообще слова не дадут?!» Фото Анны Неволиной

— Вы хотите сказать, что я, придя на общественные слушания, не имею право выразить свое мнение и несогласие? — удивляется общественник Владимир Терехов. — Мне вообще слова не дадут?

— Вы можете передать свой вопрос в письменной форме и высказать в конце слушаний. На это у вас будет одна минута, — невозмутимым голосом отвечает секретарь слушаний Екатерина Кан возмущенному Терехову.

Попыталась уложиться в одну минуту активная жительница Талицы Ольга Зимина, перед последним и решающим вопросом на голосовании, она попробовала переубедить собравшихся.

Жительница Талицы Ольга Зимина
Жительница Талицы Ольга Зимина: «Талица — это район экологического бедствия» Фото Анны Неволиной

— Талица — это район экологического бедствия, мы тут уже себе столько болезней хронических заработали — не сосчитаешь, — говорит Ольга Зимина. — У нас дети, внуки — у них постоянные болезни, хронические простуды, ребятишки на антибиотиках сидят. Вот как нам не выступать, со всех сторон душат, а тут еще один промышленный комплекс. Если уж они собираются делать Талицу промышленной зоной, то пусть выделяют нам жилье.

— Где мы живем? В помойке! Вокруг одни отходы. Теперь мы строим дополнительное производство. Мы не против «Полипласта». Пусть будут новые производства. Мы против того, чтобы они строились там, где мы живем. И подтверждение тому — 2500 тысячи подписей, это жители Талицы. Учтите их, пожалуйста, — говорит Лидия Южанина. — Жаль, что вы не думаете о своих детях. Мы дожили до пенсии, потому что росли в экологически чистой среде. У ваших детей такого детства не будет. Подумайте об этом, прежде чем голосовать.

Выслушав последнюю речь, председатель слушаний Алексей Вахрамеев озвучил последний вопрос:

— Кто за то, чтобы одобрить, проект прошу голосовать.

Единогласно "За"
Единогласно «За» Фото Анны Неволиной

Вверх поднялись сотни желтых карточек.

— Это спектакль! — последовала ожидаемая реакция общественников.

После слушаний общественник Владимир Терехов заявил, что он этого просто так не оставит — намерен писать заявление в прокуратуру.

Общественник Владимир Терехов заявил, что он этого просто так не оставит
Общественник Владимир Терехов заявил, что он этого просто так не оставит Фото Анны Неволиной

— Самое главное, нарушили правила — оставили людей за дверью, были пустые места. Потом будем собирать подписи «против», — подытожил Владимир Геннадьевич.