На Пильной выдают воду по карточкам. Жители боятся, что скоро придется платить и за чистый воздух

Раньше поселок Пильная был известен далеко за пределами области своим горнолыжным курортом. Теперь вся страна знает, что под Первоуральском можно набрать воду из артезианской скважины. Но, если еще около месяца назад это можно было сделать лишь приехав с пустой канистрой, теперь для того, чтобы испить чистой водицы, нужно приобрести электронный ключ.

Скважину под ключ

Несмотря на то, что карточную систему ввели несколько недель назад, общее состояние у колонки не улучшилось, наледь на земле так и осталась. Набирая воду, можно поскользнуться и упасть. Сельчане сомневаются, что местные власти будут следить за колонкой. Последние 30 лет жители Пильной сами чистили территорию и за свой счет меняли не раз выходивший из строя насос. Они надеются, что решение чиновников отменит прокуратура — проверка уже началась.

— Сравнивать не с чем, это первый в области случай расчета за воду по пластиковым картам. Будем выяснять, на каком основании с людей берут деньги, — прокомментировала ситуацию старший помощник прокурора Свердловской области по связям со СМИ и общественностью Лидия Смирнова.

Еще несколько недель назад к колонке выстраивались очереди. На 350 домов в поселке Пильная осталась одна колонка, и та теперь платная. Отныне вода из крана не потечет, пока к специальному окошку не поднесешь электронный ключ.

Жители района, у которых заключены договоры водоснабжения, получили специальные пластиковые карты, которые они должны использовать на «колонке». Жители Пильной заплатили за них 34 рубля. Всем остальным «Водоканал» предложил покупать такие ключ-карты за 340 рублей.

В данную сумму входит стоимость питьевой воды, рассчитанной по утвержденным тарифам ППМУП «Водоканал», расходы муниципального предприятия на содержание и ремонт скважины, оплату электроэнергии. Ключ дает право на получение 300 литров питьевой воды.

По словам жителей, раньше к колонке постоянно приезжали жители других районов — они наполняли водой многочисленные канистры и бутыли, в результате чего у скважины образовывались огромные очереди. Бывало и такое, что приезжали даже машины с цистернами. По мнению жителей поселка, вода из скважины затем поступала в розничную продажу. А из-за чрезмерной нагрузки оборудование скважины периодически выходит из строя. Причина популярности этой колонки проста —скважина проходит через кварцевую жилу, поэтому в воде даже присутствует серебро.

 

До чего обидно

На сегодняшний день договор с «Водоканалом» заключили около 30 человек. В основном это — жители Первоуральска, которые уже привыкли набирать воду для дома из артезианской скважины. Сами жители Пильной в возмущении — почему они должны платить за собственную скважину.

IMG_1564
Фото Анны Неволиной

 

Пенсионерка Валентина Сухарева уже неделю плохо себя чувствует, вызывает врача — поднялось давление. Причиной плохого состояния женщины стала пугающая новость — за воду придется платить. А ведь эту самую скважину в свое время бурил ее брат — Степан Ковков. Степан Степанович вернулся с фронта и занялся облагораживанием поселка, первое, что сделал — скважину. Потом инициативного земляка выбрали в депутаты.

— Мне-то до чего обидно. Мы же сами эту скважину делали, ухаживали за ней, — говорит Валентина Егоровна. — Теперь платить надо. Я уже старая, всю жизнь здесь прожила, но скважины своей у меня в доме нет. Что делать? Благо соседи воду мне носят.

 

В удачу поверьте

Собственная скважина есть только у 30% жителей Пильной, и то неглубокая, и вода течет глинистая, грязная, у некоторых на зиму — вовсе замерзает. Скважина артезианской воды — единственный источник жизненно необходимой жидкости на поселке.

Светлана Севак
Светлана Севак

— Ко мне пришли жители, стоят с пустыми флягами, взгляд потерянный. Пойдем, говорят с нами к колонке, видела, что там? — рассказывает председатель уличного комитета Светлана Сивак. —  А там, прежде чем налить воду, надо приложить какую-то карточку. Самое обидное, что никому ничего не сказали. Есть же старшие. А жители пришли, карточек нет, договор какой-то надо заключать. А пить-то охота. Хорошо, что мы друг друга выручаем: у кого глубокая скважина — всегда делимся водой.

Разобравшись в ситуации, Светлана Васильевна возмутилась, почему скважина вдруг оказалась на балансе «Водоканала»? По словам Сивак, жители всегда сами обслуживали свою скважину: промывали и убирали наледь.

— За воду мы никогда не платили, а вот насосы и прочее для колонки покупали на свои деньги, сама лично собирала последний раз по всему поселку, — продолжает Светлана Васильевна. — Непонятно, как наша скважина оказалась у «Водоканала» и откуда они взяли такую стоимость, из чего она складывается? Больше всего боимся, что «Водоканал» скважину нашу приватизирует и продаст какому-нибудь дяде за рубль. А тот будет продавать уже не за 30 рублей, а за тысячу. Мы уже через это проходили, у нас все забрали. Так продали пильненский клуб и нашу «Снежинку». Карты на воду мы приобретать отказываемся, будем отстаивать нашу скважину. У меня девиз «В удачу поверьте и дело с концом», поэтому думаю, что все у нас получится.

 

Электронный ключ для скважины

Валерий Хорев Фото с сайта Вечерний Первоуральск.рф
Валерий Хорев
Фото с сайта Вечерний Первоуральск.рф

Директор «Водоканала» Валерий Хорев в интервью газете «Вечерний Первоуральск» сказал, что затраты на обслуживание данной скважины целиком и полностью ложатся на «Водоканал». И затраты эти — немалые:

— В микрорайоне Пильная проживает большое количество людей. Однако число договоров между «Водоканалом» и населением равно шести. То есть формально в данном районе Первоуральска воду используют жители шести домов. Но ведь это не так. По сведениям наших специалистов, по словам местных жителей, у здешней скважины — постоянно очередь. И состоит она не только из жителей поселка, приезжают сюда и горожане. Причем несколько раз нами фиксировались случаи, когда водой из местной скважины наполнялись целые водовозы. На скважине имеется оборудование, которое потребляет электроэнергию, за которую надо заплатить поставщикам. Зимой скважину необходимо обогревать — снова затраты. Любое оборудование нуждается в обслуживании и ремонте, на проведение которых также необходимо выделить деньги.  Население не платит. Более того, многие возмущаются и выражаются примерно в том духе, что «сорок лет не платили и сейчас не собираемся». Следовательно «Водоканал» расходует свои собственные средства и средства городского бюджета. Ситуация, в общем, парадоксальная.

Руководство «Водоканала» приняло радикальное, но, по его мнению, эффективное решение: на данной скважине установили режим электронного доступа. Потребитель заключает с нами договор, после чего получает электронный ключ, который позволяет ему получать воду из данной скважины. Если человек такого ключа не имеет, то, как бы он ни бился, воды ему получить не удастся. Пока данный метод проходит своеобразную обкатку на территории микрорайона Пильная. В перспективе планируется распространить подобный порядок на территорию всего муниципального образования, где существуют скважины и колонки.
Любой житель города, который по тем или иным причинам решит брать воду из данного источника, может получить этот доступ. Для этого необходимо подъехать в офис «Водоканала» и приобрести электронный ключ. А жителям Пильной необходимо заключить с «Водоканалом» соответствующий договор.