В центре ФСИН под Первоуральском «подавили бунт зеков»

В свердловской области около 30 тысяч заключенных, считая женщин, подростков и заключенных под стражу в СИЗО. Большинство зеков — сидельцы колоний. Колония в 2500 заключенных считается большой. «Бунт обычно возникает из разногласий между отрядами, — говорит работник одной из колоний с 15-летним стажем Александр (фамилия не называет согласно инструкциям ФСИН). — Заключенные редко хотят бежать, обычно они требуют смягчения режима содержания, всяческих послаблений. Мы на это не идем, массовые беспорядки подавляем».

 

Сомкнуть щиты

Сотрудники ФСИН обещали журналистам, что взбунтовавшиеся по сценарию «заключенные» будут одеты в лагерные робы. На самом деле десять человек в оранжевых касках, телогрейках и штанах цвета хаки, что усиленно махали черенками от лопат, больше походили на разнорабочих со стройки. Когда за служебной машиной, оснащенной, словно бульдозер, ковшом, пошли, сомкнув щиты, сотрудники ФСИН и СОБРА, в них полетели пустые покрышки. «Зеки» норовили ударить палками между щитов, по ногам бойцов, наскочив на приближающуюся стенку, сразу отбегали. В итоге их прижали к стене здания, скрутили, невежливо наступая ботинками на спины, и увезли. В реальной схватке с ними бы поступили более жестко, да и вместо покрышек в головы омоновцев полетели бы камни, арматура и палки.

— Операцию по ликвидации массовых беспорядков, выдвижение сборного отряда, элементы боевого порядка оцениваю на «удовлетворительно», — говорит начальник управления охраны инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения ГУФСИН России по Свердловской области полковник Алексей Штраух. — Замечания есть, но идеального ничего нет. Это не экзамен, а тренировка, потому будем стремиться к лучшему — к слаженности действий. Подобные беспорядки в реальной жизни вспыхивают не часто. В этом году таких примеров в области не было. Последний случай это Копейск, колония №6 в Челябинской области.

Подобные учения с привлечением всех средств и сводных отрядом проводятся в системе ФСИН не реже одного раза в квартал, а тактико-строевые занятия — не реже одного раза в месяц.

 

Не стрелять!

В России не только самый гуманный суд в мире, но и самая гуманная пенитенциарная система.

— Применение боевого оружия при подавлении бунта запрещено, — говорит работник колонии Александр. — Исключения составляют: особые распоряжения начальства, например, когда огнестрельное оружие попало в руки самих заключенных. Также огонь на поражение открывают при пересечении спецконтингентом линии охраны учреждения.

Потому заключенных не отстреливают, а «отжимают». В мае 2013 года полторы тысячи заключенных взбунтовались в колонии № 46 под Невьянском (90 км от Екатеринбурга). Осужденные отказались выходить из бараков, завтракать и работать. Вывесили простыни в окнах с надписями «Помогите, беспредел» и «Мы готовы на крайние меры». В колонию прибыл отряд спецназа, после чего заключенные простыни из окон убрали, а бараки открыли.

В ноябре 2012 года в Копейске зеки захватили вышку на территории колонии и объявили голодовку, требуя выпустить из штрафного изолятора нескольких заключенных. Несмотря на то, что бунт был подавлен ОМОНом, при этом ни один из заключенных не погиб.