«Ахиллесова пята» электросталеплавильного комплекса ПНТЗ или концы в воду? Видео

К нам, в редакцию газеты «Общественная безопасность-Урал», обратились жители ул. Красных партизан, что расположена в поселке Шайтанка, по соседству с филиалом ПНТЗ (с видом на мазутный отстойник). Как поняли со слов «краснопартизанщиков», несколько дней к ряду груженные доверху 20-ти-тонные КАМАЗы  через заводскую проходную возят мелкодисперсный серо-черный порошок непонятного происхождения, который выгружают возле городских очистных сооружений, в непосредственной близости от нашей, хоть и порядком загаженной, но все еще «красавицы-Чусовой». В момент разгрузки пылища стоит такая, что за черной ее завесой света белого не видно. Кроме того, обратившиеся к нам жители жаловались на аллергические реакции в виде внезапного покраснения лица, шеи, рук. «Вышел во двор поработать, полчаса не прошло, как сначала руки покраснели, потом лицо огнем заполыхало, — рассказывает один дедок. — Прежде такого не бывало».

http://www.youtube.com/watch?v=9QeJAnjcj-8&feature=youtu.be

Мы отправились в указанное место складирования странного порошка. Пять 20-ти-тонных КАМАЗов, опорожнившись от груза, выстроились в караван. Пока «камазисты», сидя в сторонке, курят, тракторист ровняет с землей привезенный груз. Помимо мелкодисперсной, есть фракции и покрупнее. Пока один, особо бдительный, водитель КАМАЗа вызывает заводскую охрану, торопимся взять пробы для лабораторного анализа, используя вместо перчаток случайно оказавшиеся (а не предусмотрительно захваченные!) в сумке пакеты, стараясь при этом избегать непосредственного контакта порошка с  кожей рук. Минут через пять руки становятся красными и горят, будто кипятком ошпаренные. «Огнем заполыхали», как выразился тот дедок. Не перестаю удивляться образности, смысловой емкости и безупречной точности народных выражений.

 «Черные люди ходят по черным дорогам в черном городе»

И тут вспоминаю, как несколько моих знакомых этой зимой после пребывания на улице жаловались на подобные симптомы, которые, кстати, исчезли, как только тротуары перестали посыпать реагентом непонятного происхождения, в миг выкрасившего город в черный цвет. Кто-то в Интернете пошутил по поводу маслянисто-жуткого окраса: «…черные люди ходят по черным улицам черного-пречерного города. Полная депрессуха». Как только народ активно включился в обсуждение — город выскребли от черноты. Все факты связались в моей голове воедино, выстроившись в причинно-следственную цепочку: вещество, активно использовавшееся муниципальными властями  нынешней зимой в качестве противогололедной подсыпки, и порошок, что сегодня выгружают КАМАЗы в непосредственной близости от Чусовой, вызывают одинаковую аллергическую реакцию, что наводит на мысль об однородности их происхождения. Поскольку идущие со стороны города КАМАЗы проходят через проходную филиала ПНТЗ и разгружаются на заводской площадке (в непосредственной близости от городских очистных сооружений и берега Чусовой), то груз явно имеет отношение к ПНТЗ. И не надо быть специалистом в области сталеплавильного производства, чтобы понять, что это шлаки ЭСПК ПНТЗ. Вышеописанные аллергические реакции кожи лица и рук вполне могут быть вызваны кислотами, в большом количестве содержащимися в отходах заводской сталеплавилки. Тем более что ряды аллергиков в Первоуральске (при нашей-то экологии!) множатся в геометрической прогрессии.

 Миссия выполнена?

В заключение Главной Государственной экспертизы проекта «ЭСПК по производству трубной заготовки ПНТЗ» (2008 год) есть пункт 4.7.4. «Обращение с отходами», где сказано следующее: «При работе проектируемого ЭСПК будет образовываться 161,6 тыс. тонн отходов в год (в основном, 4-го и 5-го класса опасности). Основную их часть (включая железосодержащие отходы) в количестве 153,3 тыс. тонн (95% от общего количества) намечено повторно использовать на заводе и (или) передавать другим предприятиям на переработку. В составе ЭСПК принято лишь сооружение участка временного хранения шлаков».

Затрудняюсь сказать, что мы наблюдали на ул. Красных партизан накануне паводка в непосредственной близости от городских очистных сооружений: повторное использование, временное складирование или момент передачи другому предприятию?

За комментарием обратилась к депутату Первоуральской Думы от партии «Яблоко» экс-директору городского экофонда Владимиру Плюснину:

—Хранение шлаков сталеплавильного производства может носить только временный характер на специально отведенных для этого площадках, согласованных с контролирующими органами.

Но как показывает опыт общественных экологических инспекций 2012 года, именно хранение и утилизация шлаков являются «ахиллесовой пятой» ЭСПК ПНТЗ. В протоколах общественных инспекций (которые, замечу, до сих пор не подписаны, хотя прошло более двух лет) эти вопросы были нами поставлены, но ответа мы так и не дождались. И дождемся ли? Насколько мне известно, шлаки передаются сторонним организациям. Видимо, руководство ПНТЗ считает, что на этом его миссия выполнена».

— Учитывая актуальность вопроса, — подчеркнул Владимир Плюснин, — будем обращаться в контролирующие органы.

Насколько мне известно, работники очистных сооружений поставили в известность о происходящем у них под носом  нынешнего руководителя муниципального «Водоканала» (в структуру которого входят очистные сооружения) Валерия Хорева. Реакции не последовало. Не будем забывать, господин Хорев — бывший новотрубник. Как, впрочем, и нынешний глава городской администрации Алексей Дронов.

Напомню, в конце января Управление Роспотребнадзора по Свердловской области обвинило в заражении жителей Первоуральска острой кишечной инфекцией местный «Водоканал».

Как думаете, если на чаши весов поставить корпоративные интересы и муниципальные, что перевесит? И не для того ли был отстранен от власти законно избранный мэр, чтобы беспрепятственно творить подобные дела: сначала город шлаком засыпали? Теперь, накануне паводка, валят его возле Чусовой? Чтобы с талыми водами все отходы в реку смыло? И концы в воду? Пардон, но это уже похоже на геноцид против населения города…