От разнообразия пирогов глаза разбегаются, но главное на столе блюдо — бешбармак. Традиционное мясное горячее блюдо кочевых тюркоязычных народов. Готовится бешбармак на жирном говяжьем мясе, чтобы бульон вкусный был.
«Городские вести» наведались на семейный обед к руководителю студии цыганского искусства Gipsy Art Надежде Ивановой, на себе прочувствовали цыганское гостеприимство, узнали о законах этой нации и развеяли стереотипы о кочевом народе.
Главное — чаем напоить
— Мы родом из Казахстана, бешбармак там — одно из самых популярных блюд, и мы его привезли как традицию сюда — на Урал, — рассказывает глава семьи Николай Иванов. — Переехали из Казахстана в 1994 году, Союз распался, мы тяготели больше к России. Да и родственников у нас здесь много.
Сегодня за столом собралась далеко не вся большая цыганская семья Ивановых: бабушка Матрена Васильевна, мама Люба, папа Коля, старшая сестра Раиса со своей семьей, средняя сестра Наталья с мужем и детьми, и младшая сестра Надя с супругом Павлом. Всего мы насчитали девять взрослых и шесть детей.
— Я богат тремя дочками и тремя зятьями, пятью внучками, и одним внуком, — рассказывает свою семейную арифметику Николай Алексеевич. — Живем мы все рядом — родители, дочки с семьями. Всегда хотелось, чтобы дети близко жили, внуки рядом бегали…
— Для цыган главное, чтобы было, с чем чай попить. Поэтому печем ватрушки, булочки, шаньги, — говорит мама Любовь Александровна. — Если кто‑то приходит в гости, обязательно надо чаем напоить — это главнее еды. Народ у нас очень гостеприимный, всегда накрываем на стол, неважно — званый гость или нет.
Родителям почет
— Когда собираетесь вместе, наверняка, не только за столом сидите? — спрашиваем мы.
— Конечно! Сперва хорошенько покушаем, наговоримся, потом уже и поем, и танцуем! Алкоголь у нас только по праздникам и в пределах разумного, он нам петь помогает, — улыбается Надя. — Папа у нас в молодости играл на гитаре, баяне и аккордеоне в цыганском ансамбле, ну и, конечно же, прекрасно пел. Песни у нас и на русском, и на цыганском есть. В ночные клубы цыганским девушкам ходить нельзя.
— У нас дискотека одна — цыганская свадьба. Туда надевают все самое дорогое и красивое, в том числе, и драгоценности — продолжает Надя. — Родители как раз на свадьбах и присматривают невесту для сына, потом сватаются.
Ивановы — православные цыгане, ходят в церковь и широко отмечают христианские праздники.
— У нас чтят взрослых, дети должны прислушиваться к родителям обязательно, — перечисляет Николай Алексеевич. — Раньше родители сами с детства сватали дочек и необязательно за цыгана. Конечно, бывало, дети вырастут, влюбятся в других, но родителям не перечат и замуж выходят за тех, кого им сосватали.
— Я, например, вышла замуж, как сказали родители, — рассказывает старшая сестра Раиса. — Надюшка у нас уже сделала по‑своему, но все равно поговорила с родителями, получила их благословение.
Выходить замуж в 18 лет в этой семье рано, но в 25 лет девушка считается уже старой девой.
— 21 год — самое то. Надо же, чтобы девочка выучилась, получила профессию, — говорит Николай Алексеевич.
Зачем нам чужие дети?
Вокруг цыган всегда было много стереотипов. Мы спросили, с какими предрассудками чаще всего встречаются представители цыганской диаспоры.
— Люди, когда видят девушку в платке и длинной юбке, сразу ставят на ней клеймо — цыганка, и на работу не берут, — говорит Надя. — На работу девчонки идут устраиваться, снимая платок и надевая джинсы.
— Я — кондитер по профессии, работала в Екатеринбурге в пекарне, отпускать меня не хотели, потому что хорошо работаю, очень трудолюбивая. Переехала в Первоуральск и долго не могла устроиться на работу, хотя у меня есть профессия, трудовой стаж, — вспоминает Раиса. — Я нашла работу только по знакомству. Цыганам не доверяют.
— Такое недоверие, конечно, неспроста. Есть случаи, когда цыгане обманывают людей — говорит Надя. — Но нас же с детства учили: не кради, не бери чужого!
— Стереотипы есть и их сложно пересилить, — соглашается с дочками Любовь Александровна. — Но, пообщавшись с нами, многие меняют мнения о нашем народе. Сейчас, например, люди не ведут себя дико, не отдергивают детей, когда видят цыганку. Внучки у меня спокойно учатся в школе, никто их не обижает.
— У всех такие ассоциации, что цыгане могут взять чужое, но нам этого не надо, у нас и своего добра хватает. Раньше детей пугали, мол, далеко не ходи, цыганка пойдет, тебя украдет. Да зачем нам чужие дети? Своих девать некуда, — смеется Раиса.
Строгие законы
Пока взрослые члены семьи пили чай, общались с журналистами, пятеро внучек развлекались сами по себе, играли, пели, плели друг другу косы.
— Короткие платья можно носить девочкам до 15 лет, потом должна быть надета длинная юбка. Девочки у нас воспитываются в строгости, — говорит мама семейства Любовь Александровна. — Волосы девочкам подстригать нельзя. Должна быть красивая длинная коса. Незамужние могут с распущенными ходить, а когда выходишь замуж — волосы в пучок и платок на голову.
— А какой самый строгий закон? — спрашиваем мы.
— Самый строгий закон — это невинность незамужней девочки и верность замужней, — говорит Любовь Александровна. — Нарушение закона карается.
— А как карается? — с осторожностью интересуемся.
— Налысо бреется, — засмеялась Раиса.
Мы так и не узнали, шутка это или нет.
— В обществе ей уже можно не показываться, глаза свои она уже замарала, это позор на всю семью, — говорит мама Люба. — Потому что когда будут говорить, будут стыдить весь род. С этим у нас очень строго.
— А если изменит мужчина? — не унимаемся мы.
Тут семья разводит руками:
— Разводы случаются, но это — нежелательно, — говорит Николай Алексеевич.
— Почему для женщин такие строгие законы, а для мужчин — нет?
— Потому что мужчина — главный в семье, он кормит семью. Но он не должен перегибать палку, — говорит старшая сестра Раиса. — Поэтому мы и хотим, чтобы мальчик рождался. Ему легче.
По цыганскому закону, мальчик — продолжатель рода. Девочка, когда выходит замуж, формально уходит в другую семью. А сын, наоборот, приводит невесту в родительский дом и остается жить с родителями.
По словам Николая Алексеевича, законы у всех православных одинаковые. Но цыгане соблюдают их строже.
— Думаешь иногда, может, наши законы, правда, диковаты. А с другой стороны — так спокойнее, все воспитанные и знаешь, что тебе делать и как жить.