Маленькая месть

Блог Светланы Колесниковой

Два месяца назад довелось мне побывать в Невьянске — знаменитая Наклонная башня и усадьба Демидовых не оставили равнодушной. От переизбытка эмоций я даже снимок своих ботинок сделала на фоне чугунных плит (есть у меня коллекция фотографий знаковых мест, которые я успела посетить, с такого необычного ракурса). Но так как одна я переживать ни радости, ни печали не умею, то поделилась с одним своим хорошим знакомым фотографией, написав при этом: «Завидуй молча. Мое маленькое путешествие против твоих выходных на диване».

Товарищ молча завидовать не стал, а сообщил, что Невьянск — дело хорошее, конечно, но неплохо было бы и местной историей интересоваться. И в формате всего трех сообщений обозначил вектор моих профессиональных интересов на ближайшее время: колоссальное строгановское наследие — Свято-Троицкий храм, знаменитый театр, доменная печь… Я поняла, что «заболела» этой темой.

Болею, равно как и переживаю, я тоже коллективно, поэтому сделала несколько звонков. Один из них — прекрасному человеку Александру Гильденмайстеру, ныне занимающему пост главы Билимбая, чтобы тот помог в организации небольшой, но познавательной экскурсии по интересующим меня местам. Я не успела сказать «спасибо» Александру Юлиусовичу ни в одной из публикаций, посвященных Билимбаю, поэтому говорю сейчас — экскурсия с участием местных активистов была просто замечательной. Дальше — больше. Оказалось, что эпидемия интереса к строгановской вотчине распространилась не только на меня — несколько человек, чьи имена пока раскрывать не хочется, уже давно вынашивают грандиозные планы по восстановлению былых угодий и созданию туристического маршрута по Билимбаю. Параллельно начала читать краеведческие материалы Нины Акифьевой и Людмилы Аболенцевой (вот уж никогда не думала, что с азартом маньяка начну разыскивать книгу «Билимбай: от Строгановых до наших дней»).

Но вот незадача. Есть в Первоуральске журналист по имени Анатолий Гусев. Не знаю как у общественности, но у меня имя Анатолия Васильевича не ассоциируется с краеведением. С несколькими неудачными информационными проектами — да, со скандальными материалами — да, с псевдообличением издания, в котором работаю я, — да. Но вот с историей и краеведением — вообще нет (хотя ассоциации человека, который фотографирует ботинки на фоне исторических артефактов, наверное, не показатель).

Наверное, поэтому, общаясь с милейшими билимбаевскими экскурсоводами, у меня не промелькнула мысль задать вопрос: «Извините, что перебиваю, но уж не цитириуете ли вы, простите, известного в узких кругах господина Гусева? Узнаю почерк и экспрессию именно этого автора…».

Не спросила, но стоило. Два предложения, попавшие в речь моих экскурсоводов, а затем и в мой текст, оказалось, принадлежат не только журналу «Ураловед», откуда они, собственно, и перекочевали в текстовку, подготовленную для гидов, но и Анатолию Гусеву.

Анатолий обиделся. Обиделся настолько, что решил обвинить издание в плагиате — «везде бессовестное воровство», пишет кристально честный Анатолий Васильевич. И даже намекает на последствия — «за нарушение авторских прав будет отвечать не Гильденмайстер, а издатель, использовавший мои материалы в рекламной и иной коммерческой продукции».

Конечно, я не могла не уточнить у Анатолия Гусева, отдает ли он себе отчет в том, в чем публично меня как автора публикации обвиняет. В конце концов, плагиат в журналистском сообществе что-то вроде неприличного слова, написанного на лбу зеленкой. Ответ Анатолия Васильевича расставил все точки над «i»: действительно, Гусев обиделся. Только немного раньше — когда его детище, недавно родившийся сайт «Страницы Первоуральска» заблокировал хостинг-провайдер. И заблокировали сайт именно за то самое «бессовестное воровство».

Предыстория: авторские фотографии «Городских вестей», над созданием которых трудится целая штатная единица, — лакомый кусочек для многих изданий. Мне, как редактору сайта, приходится отслеживать использование интеллектуальной собственности издания на других ресурсах, поэтому всякий раз, когда я вижу до боли знакомую фотографию, то расстраиваюсь и сообщаю редакторам сайтов, что надо хотя бы спросить разрешение. Мы не жадные — мы просто справедливые. К нам часто обращаются коллеги из местных и областных изданий с просьбой поделиться фотографиями, и мы еще ни разу никому не отказали. Но вот тупо тырить — не комильфо.

С такой формулировкой, указав на факты «тырения», я обратилась к провайдеру, обслуживающий «Страницы Первоуральска». Тот, в свою очередь, предупредил редактора сайта, что фотографии должны быть либо удалены, либо согласованы с правообладателем. Ни того, ни другого сделано не было. Итог — блокировка. Хотя на исправление ситуации у уважаемого Анатолия Васильевича было четыре дня.

Я честно ждала реакции Гусева на блокировку, ведь гораздо менее значимые факты, такие как финансирование «Городских вестей» «фиг-знает-кем» регулярно находят отображение в блогах Анатолия Васильевича. В итоге реакция случилась чуть позже — вы плагиаторы, а я хороший.

Авторское право, особенно если оно защищено, дело хорошее и доходное. Но и репутация денег стоит: иски о возмещении вреда деловой репутации, урон которой время от времени наносит нашему изданию господин Гусев, исчисляются в свете последних изменений в законе, миллионными штрафами.