Мало кто знает о том, что Билимбай — родина первого советского реактивного самолета БИ-1. В годы Великой Отечественной войны именно здесь не только осваивали технологию отливки боеприпасов, но и занимались инновационными разработками летательных аппаратов под руководством авиаконструкторов Виктора Болховитинова, Александра Березняка, Алексея Исаева.
Историки пишут, что на берегу Билимбаевского пруда в тесной дощатой постройке проводились испытания первого жидкостнореактивного двигателя. Здесь работали конструкторы Березняк и Исаев — создатели первого советского истребителя БИ-1. 15 мая 1942 года самолет под управлением летчика-испытателя Григория Бахчиванджи совершил свой первый полет с аэродрома Кольцово. Именно его впоследствии отметит Юрий Гагарин: «Без полетов Бахчиванджи возможно бы и не было 12 апреля 1961 года».
Полет продолжался 3 мин 9 сек. За 60 сек работы ракетного двигателя была достигнута высота 840 метров, при максимальной скорости 400 км/ч и максимальной скороподъемности 23 м/с.
Вот как вспоминает первый полет БИ-1 авиаконструктор Виктор Болховитинов:
«Для нас, стоявших на земле, этот взлет был необычным. Непривычно быстро набирая скорость, самолет через 10 секунд оторвался от земли и через 30 секунд скрылся из глаз. Только пламя двигателя говорило о том, где он находится. Так прошло несколько минут. Не скрою, у меня затряслись поджилки. Наконец, Бахчиванджи возвратился и сел на аэродром.
…Машина вела себя совершенно не так, как другие самолеты того времени, изза этого летчик не полностью выполнил заданную программу, но главным было то, что он осуществил этот полет и благополучно возвратился».
Возрождение Билимбая как культурноисторического центра — задача, которую поставил перед собой Евразийский Фонд национального наследия «Строганофф». 15 мая, в годовщину первого полета Героя Советского Союза Григория Бахчиванджи, мы станем свидетелями первых шагов на пути к восстановлению исторической славы Билимбая и созданию туристического маршрута регионального значения. Фонд «Строганофф» представит макет самолета БИ-1.
Место презентации — мемориальный комплекс напротив СвятоТроицкого храма — выбрано не случайно, ведь в годы Великой Отечественной войны забыли об истинном предназначении святыни и в стенах храма разместили эвакуированный из Москвы завод №293. Дочь авиаконструктора Надежда Михайловна Миль вспоминала: «В Билимбае автожирный (вертолетный) завод располагался в помещении церкви, которую мы в шутку называли «собором Сибирской Богоматери».
— Годовщина полета — первый шаг в реализации задуманного проекта возрождения культурноисторического Билимбая, — комментирует председатель фонда «Строганофф» Станислав Могила. — Вчера был восстановлен мемориал павшим в ВОВ воинам, сегодня — мы презентуем макет легендарного истребителя. Но все это — подготовка к воплощению главной цели проекта — восстановлению архитектурного памятника Свято-Троицкого храма и созданию культурно-исторического центра.
Уже получено благословение Епархии, без которого приступить к работе с храмом было бы, по меньшей мере, не правильно. Мы понимаем, что без поддержки власти, епархии, меценатов нам не обойтись. Поэтому и был создан Фонд как инструмент для выстраивания диалога и схемы работы с различными структурами, который будет выступать объединяющим центром.