В Билимбае представили макет легендарного истребителя БИ-1. Фото

Некогда безмолвное пространство у стен Свято-Троицкого храма в Билимбае сегодня гудит и волнуется. Самые шумные гости торжественного мероприятия — школьники. Они с любопытством рассматривают очертания самолета, о котором так много говорили, но так мало показывали, под яркой оранжево-черной драпировкой угадывают очертания и пихают друг друга в бок:

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Смотри, смотри, видишь — крыло, на нем звезда нарисована!

— На таком самолете Гагарин летал…

— Сам ты Гагарин! В школе же говорили: истребитель сегодня покажут, его испытывал Бахчиванджи…

15 мая 1942 года в воздух поднялся первый реактивный истребитель-перехватчик под управлением Героя Советского Союза Григория Бахчиванджи — 3 минуты 9 секунд длился полет первого реактивного двигателя. Тогда, глядя в небо, авиаконструктор Виктор Болховитинов, под чьим руководством проводились конструирование и строительство самолета, говорил: «Для нас, стоящих на земле, этот взлет был необычным. Непривычно быстро набирая скорость, самолет через 10 секунд оторвался от земли и через 30 секунд скрылся из глаз. Только пламя двигателя говорило о том, где он находится. Так прошло несколько минут. Не скрою, у меня затряслись поджилки. Наконец, Бахчиванджи возвратился и сел на аэродром».

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Спустя 73 года уже никто не вспоминает о такой мелочи, как поджилки, и говорят о другом — о новой эре, которую открыли люди, в годы Великой Отечественной войны, эре реактивных самолетов и полетов в космос.

15 мая 2015 года на площадке Свято-Троицким храмом появилась точная копия легендарного самолета БИ-1 — в натуральную величину. Организатором презентации выступил Евразийский фонд национального наследия «Строганофф». Ребята-основатели фонда — Андрей Моисеев и Станислав Могила — в один голос говорят, что воплощение БИ-1 сегодня — это не игра в самолетики, а первый шаг для создания туристического маршрута регионального значения. Порыв фондовцев поддерживает администрация городского округа:

— Территорию, каждый сантиметр которой пропитан историей, мало где встретишь, — Билимбай одна из них. У нас есть чем гордиться — историей, но придется еще поработать, чтобы наши потомки могли гордиться нами: восстановили мемориал, презентовали самолет, но это лишь подготовка к масштабной реконструкции Свято-Троицкого храма, — отмечает глава администрации Алексей Дронов.

IMG_2427
Один из почетных гостей — Александр Тизяков, член экспертного совета при правительстве Свердловской области, генеральный директор-научный руководитель НПО «Машиностроительный завод им. М.И.Калинина» с 1974 по 1991 гг Фото Анны Неволиной

Еще много хороших слов сказали гости, специально приглашенные на демонстрацию исторической ценности Билимбая: Мария Шепель, заслуженный учитель РФ, основатель музея Бахчиванджи в Екатеринбурге, напомнила слова Гагарина, который сказал, что «без полетов Бахчиванджи, быть может, и не было бы 12 апреля 1961 года»; заслуженный архитектор РФ Александр Долгов отметил, что работа грядет колоссальная — опыт архитектора-реставратора ему об этом говорит, а начальник отдела по продвижению туристических маршрутов «Центра развития туризма Свердловской области» Ксения Литвиненко лишь развела руками от удивления и заявила журналистам, что Билимбай  — территория уникальная, и имеет все шансы стать отличным туристическим маршрутом выходного дня, например.

IMG_2443
Отец Михаил освящает новую достопримечательность Билимбая Фото Анны Неволиной

Спустя 47 минут торжественных речей покрывало общими усилиями сбросили: на фоне стен «Собора Сибирской Богоматери» (так в шутку называли Свято-Троицкий храм в годы ВОВ) показался красавец БИ-1. Настоятель храма, отец Михаил, освятил истребитель и выразил надежду, что «с божьей помощью удастся восстановить чудесный храм».

Самолет порадует публику совсем недолго — его уберут до тех пор, пока не будут оформлены необходимые документы.

[nggallery id=377]