В каком состоянии находится лифтовое хозяйство Первоуральска

Когда в Первоуральске упадет первый лифт, и что необходимо для предотвращения возможных трагедий — в интервью директора лифтового хозяйства Василия Минюка.

Трубников, 36. Стою на 8-­м этаже высотки и нажимаю слегка подплавленную кнопку. Про себя отмечаю, чем обладал человек, испортивший единственно возможный вариант вызова лифта — пытливым умом или кармой будущего уголовника? Размышления прерывает недоброжелательный скрип открывающихся дверей — прохожу в кабину лифта и почему-­то сразу обращаю внимание еще на пару подпорченных кнопок — вызов диспетчера и остановка лифта. Легкий холодок под ложечкой и ненавящевое чувство тревоги не уберегли от нажатия кнопки первого этажа. Через 10 секунд в адрес юного поджигателя полился поток ненормативной лексики — лифт ухнул и встал, так и не доехав до первого этажа, а оплавленное связующее звено с внешним миром признаков жизни не подавало. Все фобии сразу промелькнули в моей голове, несколько судорожных нажатий кнопки первого этажа, и лифт тронулся. Пулей выскочила на лестничную площадку, пережив натуральный шок.

Вы знаете, что такое лифт?

Василий Минюк встречает журналистов «Городских вестей» в дверях офиса — девятиэтажка на пр. Ильича, 1в. Сразу отмечает: в этом доме лифт поменяли в прошлом году — удалось попасть в областную программу по замене лифтового оборудования. В этом году так не повезло — денег на замену лифтов нет, хотя пора. На сегодняшний день в замене нуждаются 75 лифтов.

Директор компании «Первоуральск­лифт» Василий  Минюк Фото Анны Неволиной
Директор компании «Первоуральск­лифт» Василий Минюк Фото Анны Неволиной

— Давно работаете в этой сфере?

Василий Павлович слегка удивляется вопросу, приготовившись отвечать на заранее высланные вопросы по списку, приподнимает бровь и улыбается:

— Порядком. C 1980 года. Начал с механика, затем, в 2000 году, перешел на работу в дирекцию единого заказчика, потом вернулся в лифтовое хозяйство.

— Получается, о лифтах знаете все?

— Конечно, раз с механика начинал.

— Тогда дайте оценку профессионала — как обстоят дела с лифтовым хозяйством сегодня?

— В жилфонде Первоуральске в настоящее время функционирует 285 лифтов. На сегодня в замене нуждаются 75 лифтов. К 2017 году эта цифра возрастет до сотни. Что это значит? Это значит, что нормативный срок эксплуатации в 25 лет эти старожилы уже выработали. А значит, гарантий по их безопасности не может дать никто.

— А какие это требования?

— Это разработанный перечень тех условий на не один десяток страниц. Старые лифты некоторым требованиям не отвечают. Но, несмотря на их моральный и физический износ, лифты мы поддерживаем в рабочем состоянии. Вообще, вы знаете, что такое лифт?

— Примерно, да.

— А я думаю, нет. Лифт состоит из механических и электрических блокировок. То есть приборов безопасности, которые способствуют предотвращению несчастных случаев с людьми. Все­-таки как не крути, а лифт, как и любая техника, объект повышенной опасности для человека. Правда, садясь, например, в машину, мы не задумываемся об этом. Так же и поездка в лифте не должна быть сопряжена со стрессом. Этим и занимается наша компания — поддерживает узлы в рабочем состоянии, ведь если какой-­то узел не будет работать — это травмоопасно, речь идет о жизни людей.

Телевидение и лифт — что важнее?

— Вы сказали, что в прошлом году поменяли лифт в этом доме. Попали в программу?

— Да, в том году попали в областную программу, заменили 17 лифтов. Нет, не фирмы OTIS — «американцы» стоят дорого. Лифты отечественного производства. Один лифт в среднем — 1,6 млн рублей.

А вообще, хочу сказать не о том, как мы обслуживаем лифты, а об отношении людей к общему хозяйству. У нас ведь как — вышли из квартиры, дверь закрыли, все — дальше не мое, хоть огнем гори. Никто не пресекает вандализм в отношении общедомового имущества — ни сами не вмешиваются, ни полицию не вызывают. Недавний пример: Емлина, 21. Двери лифта рубили топором — никто не шелохнулся, хотя все знают, кто и когда рубил. А сейчас возмущаются, звонят в лифтовое хозяйство — мол, ремонтируйте. А там абсолютно новый лифт!

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— В этом году будут менять лифты?

— Нет, дело в экономическом положении — сами знаете, что в стране происходит. Тем более о вхождении в программу надо было беспокоиться до формирования бюджета, а бюджет на этот год уже сформирован. Я знаю, что управляющие компании «Даниловское» и «Дом Плюс» отправили письма в адрес министра ЖКХ Свердловской области, директору фонда капитального ремонта, а также главе администрации Первоуральска с просьбой скорректировать планы капитального ремонта на 2015-­2017 годы в пользу неотложных статей, одной из которых является замена лифтов. Для справки: замена одного лифта обходится от 1,5 до 3 млн рублей.

— Сколько стоит обслуживание лифта в месяц?

— В среднем — 3000 рублей. Есть подтвержденные расчеты, куда входят техобслуживание, аварийное обслуживание, операторы, связь с лифтами и запасные части. Итак, 3000 разделим на 36 квартир в средней девятиэтажке. Получается, 86 рублей с квартиры. За кабельное телевидение мы платим, в среднем, 150 рублей. Несколько лет назад мы считали оптимальную цифру обслуживания лифта — порядка 8000 рублей. Готовы ли люди платить больше за то, от чего зависит их безопасность? Конечно, нет. А за телевидение — готовы.

— Как работаете с УК, которые обанкротились?

— Больше 4 млн пропало вместе с УК «Агрострой», «Наш город», ПЖК. И это при том, что зарабатываем мы 700 тысяч в месяц по городу. Суды с «управляшками»­банкротами, конечно, были, но мы не в первой очереди кредиторов. Да и чем может расплатиться УК, у которой, кроме ручки и компьютера, ничего нет?

Не прыгать, не курить, не толпиться

— А жители первых этажей платят за лифт?

— Отдельной строки за обслуживание лифта в данный момент вообще нет. С изменениями в Жилищный кодекс расходы на обслуживание лифта включены в строку содержание и ремонт жилого фонда. Получается, что платят. Но хочу отметить, что если происходит сбой в работе лифта по любым причинам, и лифт не работает более суток, мы делаем перерасчет управляющим компаниям. Даже за сутки простоя.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Сколько вызовов в сутки?

— Если учесть данные по всем диспетчерским, то получается, что в сутки по всему жилому фонду происходит 10 остановок лифтов.

— Это много, мало, оптимально?

— В пределах нормы. Процентов 10 — технические причины. Остальное — неправильная эксплуатация. Например, подставили ногу, чтобы двери не закрывались, 8 раз они сработают, а потом заблокируются. Придется выезжать специалисту.

— Те лифты, которым больше 25 лет, стоят на особом контроле?

— Нет разделения. Нам важно, чтобы любой лифт был безопасен для пользования. Нет такого, что одному лифту уделяешь внимание, а другому не уделяешь.

— Когда я захожу в лифт, не вижу правил пользования — чего делать нельзя. Дайте рекомендации, каким образом надо вести себя в лифте.

— Если вы едете вниз, и ваши дети задумают попрыгать в лифте, то сработает так называемая система ловителей, — лифт заблокируется и прекратит движение. Помните кадры из фильмов, где обрываются канаты, и лифт летит в тартарары? Это фантастика: хоть все три каната обруби, лифт пролетит 15-­20 см, и «сядет» на ловителе. Кабина будет висеть.

— Что будет, если зайдет больше, чем 320 кг живого веса?

— Сейчас — больше 400 кг. Если лифт новый, то просто не поедет, если зафиксирует перегруз. Если старый лифт — может и двигатель сгореть.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Что будет, если еду в лифте и курю?

— Отдельная тема. Очень опасно. Для того, чтобы выгорела целиком вся кабина, требуется всего 3­5 минут. Вот и подумайте, стоит ли курить в лифте.

— Не было несчастных случаев в лифтах?

— Боже упаси. Кабины лифтов жгли вандалы, но внутри людей не было. Вообще, рекомендую жителям быть внимательнее. В почтовых ящиках скапливается много макулатуры — листовки, газеты, которые домой люди нести не хотят. А предпочитают сбрасывать в приямок (щель в лифте — ред.). По договору с УК раз в год идет очистка этих приямков. Представляете, сколько там набивается бумаги? А теперь представьте, что будет, если кинуть окурок.

— А если что-­то нужное упало? Ключи, например?

— Позвоните в лифтовое хозяйство.

— Давайте подведем итог: стоит бить тревогу и говорить, что замена старых лифтов — первостепенная задача?

— Посудите сами: до 2017 года заменить нужно 100 лифтов. Нужны деньги, нужны программы — самим жителям такие деньги не потянуть.