Аркадий Спевак: «Уровень кулуаров не обсуждаю»

Директор первоуральского филиала СТК  опроверг слухи о передаче теплосетей муниципалитету

Разговоры о том, что коммерческое предприятие СТК, которое арендует муниципальные теплосети, намерено прекратить работу в Первоуральске, ходят уже месяц. Одной из причин такого решения называют высокую степень изношенности сетей, требующих глобальных ремонтов в ближайшее время. «Городские вести» встретились с Аркадием Спеваком сразу после коммунального совещания в администрации, чтобы узнать, насколько слухи соответствуют действительности. О предстоящих ремонтах, качестве горячей воды и возможной смене собственника — в нашем интервью.

 

Ремонтировать надо больше

— Давайте сначала поговорим о ремонтах. Сколько километров труб планируете отремонтировать в этом году?

— В этом сезоне мы планируем провести ремонтные работы протяженностью 10,5 км. В деньгах это 40 млн рублей. Цифры примерно такие же, что и в том году. В этом году большой упор сделан на внутриквартальные сети. Будем ремонтировать две крупные трассы в районе Трубников — это четырехсотка и пятисотка.

— Основная головная боль — это несогласованность ремонтов на сетях и дорожных работ. Зарытые деньги. В этом году ремонтные карты с администрацией согласованы?

Мы получили письмо за подписью Артура Гузаирова (на тот момент начальника УЖКХиС — ред.), в котором были указаны основные ремонты на дорогах. Из этого перечня мы выбрали шесть участков, где у нас проходят трубы, чтобы сделать капитальные ремонты.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Поконкретнее сориентируйте. 

— Пересечение  Ленина, 13 с Ленина, 6. Чкалова, 13, переход в районе «Стройинтерьера». Далее у «Стройинтерьера» и у ЗЭТРОНа вплоть до «Мельницы». Ул. Трубников, 33/20, Ватутина, 34-36. Совместно с администрацией было принято решение заменить трубы, которые уже служат давно. Дай бог, скоро забудем и о плохих трубах, и о плохих дорогах.

 — Какой оптимальный срок службы одной трубы?

— 20-25 лет.

— Какой срок эксплуатации тех труб, которые есть сейчас?

—  Есть участки, которые не менялись порядка 40 лет. По этой причине на некоторых участках увеличена аварийность. По плану нужно менять 14 км в сезон. Мы меняем 10-11 км. Это с учетом того, что все трубы нормальные. А так как в определенный период времени труб менялось меньше, то мы запаздываем. Мы не догоняем. Не улучшаем. Процент изношенности как есть 70%, так он и сохраняется. Если ремонтировать в режиме 14 км, то в порядке 5 лет проблемы решить должны.

— Есть какая-то смета идеалиста, которая позволяет понять, сколько денег надо, чтобы заменить все теплосети в городе?

— Прикинуть это все можно.

— Какой порядок сумм?

— Суммы большие. Я бы не хотел оперировать абстрактными суммами — речь идет о сотнях миллионов. Но это деньги не в пустоту — затраты позволят людям экономить впоследствии. Бонусы в виде нормальной температуры теплофиката.  Но я хочу отметить, что надо менять и ремонтировать не только теплосети — до жителей воду доносят внутридомовые коммуникации. Во многих районах они в плачевном состоянии. Да что говорить, если относительно новый район Береговая-Бульвар Юности у нас построен порядка 30 лет назад. Нужны капитальные ремонты на домах.

 

 Творческие отношения

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— В интервью нашему изданию в 2009 году вы говорили об электронной карте теплосетей города. Сделали?

— Сделали. Мы обладаем программой, на которой в электронном виде нанесены все сети и теплопункты. Она создана для удобства управления. На 30-ти бойлерных есть телеметрия. Мы полностью видим параметры по теплоснабжению и ГВС, чтобы вовремя принимать решения. Следующий шаг — это управление с пульта диспетчера задвижками. По принципу электросхемы. Такой опыт есть в Екатеринбурге: диспетчер отсекает поврежденные участки, где есть закольцованные участки, и направляет по другим трубам. Инцидент вычленяется. Можно производить ремонты, не ограничивая подачу воды на дома. Мы к этому стремимся — затраты большие. Главное, что отслеживаются параметры — расход, давление и температура, то самое, что определяет качество теплоснабжения и ГВС.

— В редакцию часто звонят люди и жалуются на недостаточную температуру горячей воды. Сколько в городе теплопунктов? Почему вода недостаточно горячая?

— В настоящее время 49 центральных теплопунктов и порядка 180 индивидуальных теплопунктов в домах, за которые отвечают управляющие компании. Не хочется отвечать на вопрос известной присказкой: все умеют лечить и все умеют учить. Мало грамотных людей, которые в состоянии просчитать количество необходимой тепловой энергии на дом в зависимости от подъездности и этажности.

На теплопунктах есть приборы учета?

— Да, конечно.

Есть какой-то контролирующий орган, который следит за температурой воды, которая уходит в город?

— Пока только мы отслеживаем температуру. Единой диспетчерской службе (структура администрации) мы передаем параметры по электронной почте. Те параметры, которые мы можем передавать — мы передаем.

 — А как у вас сейчас складываются отношения с администрацией?

— У нас всегда хорошие отношения. Я бы сказал, творческие.

— Что-то творите или вытворяете совместно?

— Творим. К ремонтам вот приступили сообща в этом году. Мы же понимаем, что можно закатать дорогу, и что будет, если сломается инженерия, на нашем жаргоне — «кишки». Вот и творим сообща на благо города. Очень плотно работаем с управлением ЖКХ.

 

 Требуйте с УК

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Кого винить в том, что из крана бежит вода цвета шоколада? Люди даже шутят: «горячий шоколад».

— За качество услуги перед жителем отвечает тот, с кем заключен договор. Договор на ГВС и отопление заключен с управляющими компаниями — соответственно, она и несет ответственность.  В свою очередь, если претензии есть у УК, то она решает их с нами или «Водоканалом». Жители проблемы с СТК не решает. Вообще на глаз сложно определить норматив воды.

— По-моему, не надо обладать особой зоркостью, чтобы понять — чистая у меня вода или нет.

— На самом деле, надо. Соглашусь, проблема очистки воды в Первоуральске — серьезная проблема. Но я не буду рассуждать на эту тему — должен быть соблюден статус кво. Критиковать или хвалить чужую работу я не буду.

 Один из показателей качества тепловых сетей — уровень подпитки. Как он изменился за время работы холдинга в городе?

 

Подпитка. ТЭЦ нагревает специально подготовленную воду (с химическими добавками) и отправляет в городские теплотрассы. Это теплоноситель. Теплоноситель, нагрев батареи и теплообменники (для ГВС) возвращается обратно на ТЭЦ. Поскольку в сетях есть прорехи, возвращается не все. Поэтому надо постоянно добавлять воду, чтобы восполнить потери. Чем больше прорез, тем больше нужно подпитывать. 

— Слава богу, второй год работаем на нормативной подпитке, она не превышает 170-180 тонн/час. Это норматив.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— А как было до этого?

— Порядка 250-260. В пиковое время доходило и до 400. Благодаря грамотно проведенным ремонтам, места которых формировались не методом тыка, а исходя из наблюдений, мы вышли на нормативную подпитку.

По информации «Городских вестей» ООО СТК прекращает свою работу  в Каменск-Уральском с 1 июля. Какая именно форма собственности теплосетей будет там — пока неясно.

 — На предпоследней думе сити-менеджер Алексей Дронов озвучил вопрос о дебиторской задолженности, которую собираются передавать «Сверловэнергосбыту». Уже передали? Есть окончательная цифра дебиторки?

— Передали, они работают. Цифру озвучить не могу — вопрос к «Сверловэнергосбыту».

— Вопрос об экономическом состоянии первоуральского филиала тоже не по адресу?

— У любого предприятия есть коммерческая тайна. СТК не исключение. Говорить о рентабельности или нерентабельности я не буду.

—А что скажете насчет слухов? Говорят, СТК намерено отказаться от обслуживания Первоуральска…

— Где говорят? В кулуарах? Уровень кулуаров я обсуждать не буду — официальной информации на этот счет у меня нет.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

 

Может, концессия?

Геннадий Зверев, бывший вице-мэр Первоуральска:

Геннадий Зверев,  Фото из архива редакции
Геннадий Зверев,
Фото из архива редакции

— Я не слышал о возможной передаче теплосетей Первоуральске ничего. На сегодняшний день есть договор аренды, на комитетах, потом на думе, в апреле, рассматривался вопрос о выполнении договора аренды и инвестпрограмм. Алексей Дронов сказал, что это — правильно. Если есть инвестпрограмма, то есть и инвестнадбавка. Это сумма, составляющая тариф. Есть арендная плата, есть договоренность, что эта плата пойдет на ремонты объектов, которые принадлежат муниципалитету. Но стоит помнить, что это — еще и деньги жителей, которые вкладывают свою копейку. Если денег не хватает, инвестпрограмма не освоена.

На мой взгляд, проблема отношений города и СТК в том, что не могут сесть и поговорить, причем, по вине СТК. Мы встречались с руководством СТК, пытались найти взаимопонимание, но с их стороны все время звучат какие-то непонятные цифры: администрация должна миллиард рублей. Мы говорим: согласны, покажите документы, расчеты, докажите. Ничего нет, все эфемерно. Я понимаю, откуда берутся цифры. Система простая — объем газа, объем выработанного пара, объем поданного теплофиката, объем реализованного. И тут идет большая разница, а им же нужно потери покрывать. Откуда взять? Из кармана населения. Допустим, по нормативам у нас — идеальный город, и построен он с идеальной сетью. Чтобы эта сеть долго находилась с высоким уровнем надежности, надо в год менять 4% сетей, потому что они выходят из строя. По первым годам, конечно, меньше, а от пяти и более лет — 4%. Но когда в течение длительного периода менялось 0%, уровень износа достиг 65-75%. А в некоторых случаях — больше 90%. И чтобы снизить этот уровень, нужно менять уже не 4% в год. 4% — ты останешься на том уровне, на котором стоишь. Чтобы снизить износ, нужно менять 10-15%. Если уровень износа — 90%, то минимум пять лет нужно менять по 10-15%, чтобы уйти из критической зоны, сделать ее ниже 50%.

В течение зимы за счет арендных платежей они устраняют аварии. Там поменяли кусок в три метра, там — в три метра. Потом это все суммируют и говорят, что поменяли 20 км. А эффекта нет. Потому что это — не замена. Она растворяется.

Можно понять СТК — вкладывать средства не в свое имущество не имеет никакого интереса. У нас были неоднократные разговоры с руководством СТК. Я им говорил — ну, предлагайте варианты. Может, не договор аренды, может — концессия, может, создание совместного предприятия, куда пойдут и бюджетные, и внебюджетные инвестиции с долей вложения 80/20. 80 — внебюджетные, 20 — бюджетные. Думал, возникнет интерес у СТК. Никаких предложений, к сожалению. Понимаете, люди, которые принимают решения, находятся не то, что не в Первоуральске, они могут находиться даже не в Екатеринбурге. А мы же привыкли, что наши вопросы должны решаться на местах.