Бывший вице-мэр Геннадий Зверев рассказал, в каком настроении покидает пост и в каком состоянии оставляет Первоуральск

Слухи о том, что первый вице-мэр Геннадий Зверев намерен покинуть ряды чиновников администрации начали расползаться еще в прошлом году. Все это время Геннадий Николаевич стойко отбивался и постоянно заверял — он никуда не собирается. Но весной уже этого года слухи стали реальностью: перед майскими праздниками Зверев официально подтвердил — он увольняется.

В свой последний рабочий день Геннадий Зверев дал интервью нашему изданию.

 

По другому не умею и не хочу

— Геннадий Николаевич, это все-таки произошло — вы уходите…

— Ухожу. Вот, даже трудовую книжку могу показать (смеется).

— Можете озвучить настоящую причину вашего увольнения?

— Я уволился по собственному желанию. Это исключительно мое решение, которое я принял руководствуясь своими жизненными принципами.

—  Можете сейчас сказать — что вы считаете своими достижениями на этой должности?

Фото из архива редакции
Фото из архива редакции

—  Считаю, что говорить о каких-либо достижениях не правильно. Безусловно, я пришел с определенными целями, планировал решение конкретных задач. Будем объективны – удалось далеко не все.  Но за год с небольшим достичь каких-то грандиозных результатов, кардинально перестроить город — невозможно.  Я смог найти общий язык с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями — меня слышали, понимали, когда были проблемы — шли навстречу. Да, меня считали слишком жестким, слишком требовательным. Но что делать, у меня такой стиль. В работе я со всеми одинаково строг, по-другому не умею и не хочу.

Уже известно, что на ваше место будет назначен нынешний начальник УЖКХиС Артур Гузаиров. Как считаете, достойный преемник?

— У Гузаирова хороший потенциал, он вникает в проблему, знает город. В период моего отсутствия он исполнял обязанности, справлялся,  всегда сам принимал решения. На данный момент его назначение не вызывает у меня никаких опасений, а там — время покажет. ЖКХ — настолько обширная область, что с чем-то он мог просто еще не сталкиваться. Но обязательно столкнется.

— Дела уже передали?

 Нет, это в администрации не принято.

 

Почему не гранит?

Давайте поговорим все-таки более подробно о некоторых итогах вашей работы. В каком состоянии оставляете город?

— В состоянии стайера на старте марафона (смеется). Город осознал необходимость перемен, и даже начал движение к порядку и красоте. Но как быстро и как далеко сможет продвинуться — покажет время. Перемены это всегда непросто, порой даже болезненно, но это всегда совместный труд — и власти, и горожан. При этом для успешного и скорого процесса важно, что все участники идут в ногу и в одном направлении. В Первоуральске, к сожалению, жители чаще ждут что власть пойдет им навстречу семимильными шагами, а простые граждане в лучшем случае  постоят в стороне без движения, а в худшем  — своим равнодушием, а порой и откровенным вандализмом сведут на нет все работу. Поверьте, мне есть с чем сравнить.  Отпуск я провел в Башкирии, побывал в нескольких таких же небольших городах как Первоуральск. Проблемы у них абсолютно те же. Но чистота! Потому что люди к своему городу относятся иначе.

Фото из архива редакции
Фото из архива редакции

— Ну, первоуральская администрация тоже пытается заниматься благоустройством — дороги ремонтирует, клумбы разбивает, бордюры устанавливает…

—Когда мы с Алексеем  Ивановичем [Дроновым] обсуждали масштабные планы по ремонту дорог, то понимали что необходимо объять необъятное. Городские улицы были притчей во языцех и не критиковал власти только ленивый! Наши благие намерения были ограничены суммой бюджета и выбор стоял сложный: меньшие объемы с более дорогими материалами, такими как гранитные бордюры, или большие площади асфальтового покрытия с применением стандартных бетонных бордюров. Решение было принято в пользу асфальтирования максимально возможного количества городских улиц, уж слишком плачевным было их состояние. Возможно это решение не верное, но так или иначе не ошибается только тот кто ничего не делает!

 

Один в поле не воин…

— Вернемся к менталитету горожан. В обсуждениях на нашем сайте часто звучит мнение — пока не будут наказывать за то, что человек гадит, толку не будет.

— Безусловно, чтобы обеспечить жителям комфортное и безопасное проживание в городе необходимо не только благоустроить его территорию, но и сохранить результаты этой работы. Да, для этого необходим системный контроль со стороны администрации. Одна из мер в рамках организации такой работы — это внедрение института «квартальных». Такая структура могла  бы профессионально решить многие проблемы по благоустройству и должному содержанию городской территории. Квартальный — это муниципальный служащий, который наделен правами и обязанностями. Это — «хозяин» определенной территории. Он знает сколько у него домов, какие управляющие компании обслуживают эти дома, сколько магазинов на территории, кто их владельцы, сколько и какие объекты социальной сферы. Со всеми  контактирует, ведет прием граждан по личным вопросам. Территория должна быть такой, чтобы он за день мог всю ее обойти, посмотреть в каком она состоянии, оперативно отреагировать – сделать фото фиксацию выявленных нарушений, составить акт для привлечения  к административной ответственности. Это бы дисциплинировало и жителей, и тех, кто хозяйствуете на данной территории, ведет свой бизнес.

Фото из архива редакции
Фото из архива редакции

— Почему не ввели, когда работали здесь?

— Подготовительную работу провели, рассмотрели возможные юридические механизмы для реализации планируемых полномочий. Но увеличить штат администрации на 10 единиц не позволила ограниченность бюджетных средств.  Тем не менее, по предложению Алексея Ивановича (Дронова) внедрена «система работы с неоптимальностями», которая требует от сотрудников администрации ежедневно обращать  внимание на нарушения правил благоустройства и содержания городской территории и оперативно сигнализировать ответственным специалистам для их устранения.

Но повторюсь снова: один в поле не воин, власти могут прилагать титанические усилия пять дней в неделю, а жители за два выходных дня способны свести к нулю всю проделанную работу. И, к сожалению, делают это с завидным постоянством! Вот посмотрите на аллею улицы Папанинцев: днем там мамы с ребятишками гуляют, бабушки на лавочках молодость вспоминают….А воскресным утром результаты «культурного отдыха»  горожан: пивные бутылки, шелуха от семечек….Или опять тот же вандализм о котором уже упоминали. Еще раз отмечу, что только личное бережное отношение каждого жителя к своему городу, двору, подъезду определит как скоро Первоуральск станет чистым, зеленым и красивым.

 

Поднятие платы — непопулярная мера

— Одним из самых жестких шагов во время вашего руководства, было наверно повышение тарифа на содержание жилфонда.

— Да действительно,  мера это крайне непопулярная, но остро необходимая. Что обычно жители говорят об УК: « деньги гребут, а ничего не делают!». Я не буду  защищать управляющие компании, но давайте будем справедливы и объективны: кто-то хоть раз анализировал, что на самом деле делают «управляшки» на эти средства? А между тем фактически в 2014 году сделано в разы больше, чем в 2013-м и более ранние годы.  Откуда это все взялось? Манна небесная упала? Нет. Увеличили размер платы населения на содержание жилья. Согласен, что при этом необходим контроль со стороны собственников за использованием этих средств. Сами жители должны наконец осознать свою ответственность за свою же частную собственность.

Тот размер платы на содержание жилья, который я лично представлял на Думе, по проекту был разбит на три года. За три года планировалось довести его  до экономически обоснованного — 21-22 рубля. В один год делать этого не стали, понимая насколько тяжело финансово это будет для жителей.

— Недавно стало известно, что администрация направила в Думу письмо о снятии вопроса об установлении стоимости содержания муниципального жилфонда. Администрация больше не хочет рассматривать изменения стоимости содержания?

— Вот это как раз — вопрос профессионализма. Я понимаю — тяжело говорить жителю, что денег нужно больше. Сейчас администрация на это не пошла. Не знаю, что повлияло, может, то, что кризис в стране. Но это неизбежно ухудшит и так непростую ситуацию на жилищном фонде.

 

«Водоканал» — пример хорошего руководства

— За повышение тарифа на воду вас тоже сильно критиковали…

— Нельзя было по-другому. Может, меня будут осуждать. Но нельзя купить дешево, чтобы потом долго было красиво и хорошо. Та несбалансированность тарифа, которая была в предыдущие годы, крайне губительно влияла на положение дел в «Водоканале». Все подорожало — энергоносители,  транспорт. Как услуга могла не подорожать?

Сегодня «Водоканал» вышел из депрессивного состояния. На мой взгляд, предприятию повезло — сейчас у него есть адекватный руководитель, который понимает, что нужно делать. Конечно, его можно и даже есть за что критиковать. Но руководитель — это, прежде всего, менеджер, он грамотно организует процесс, подбирает и стимулирует работу команды. Я думаю, что там процесс идет.

Фото из архива редакции
Фото из архива редакции

— Но потери «Водоканала» до сих пор гигантские!

— Да, в пределах 30%. Условно: мы добыли 100 кубических метров воды, 70 продали, а 30 — вылили. Такой огромный объем в большинстве случаев объясняется бездоговорном потреблением. Сейчас оно ненамного, но сократилось — это результат грамотного руководства.

Нельзя бесконечно дотировать, лучше эти деньги вложить в развитие и модернизацию производства. «Водоканал» сейчас идет по этому пути. Но проблема в финансировании, нужно искать инвесторов, потому что в бюджете денег нет, в областную программу попасть — это как рулетка: ставишь на красное, а выпадет зеро. Уверенности нет, включат ли в программу наши проекты.

— Какой выход из этой ситуации?

— Нужно  все проекты делать заранее.  И необходимо менять систему включения муниципалитетов в программы. Чтобы органы местного самоуправления знали наверняка, когда и на реализацию какого конкретно проекта выделят средства. Толковый грамотный проект  требует тщательной профессиональной подготовки проектного задания, немалых финансовых средств и времени. При этом не факт, что когда ты прошел весь этот процесс и потратился, область обратит на нас внимание. А если обратила, мы бежим, делаем кособокий проект, который совершенно не функционирует. Поэтому я еще раз говорю — сделать меньше, но лучше! Это облегчит  работу муниципалитету, и пользы больше.

— Вернемся к неплательщикам.

— Собираемость по Первоуральску за минувший год не превысила 85%. Куда делись 15%? Жители не заплатили. Попользовались, и не заплатили. Представляете, вы зашли в магазин, взяли товар на 100 рублей, заплатили 85, а 15 — потом занесу. Вам позволят покинуть магазин с этим товаром? Никогда. А тут — в порядке вещей.

Я анализировал группу неплательщиков. Есть категория, которая проживает за чертой бедности, но это максимум 0,5%. Пенсионеры исправно платят. Богатые люди и средний класс — вот самые неплательщики. Накапливаются долги, и нужно что-то с этим делать.

 

Загубить компанию можно быстро…

— В настоящее время Первоуральск стоит на пороге очередной коммунальной войны, одним из участников которой является муниципальная УК ЕРЦ, которая сегодня активно заходит на жилфонд, где, по словам собственников,  уже состоялся выбор УК. Не боитесь, что в город вернутся двойные квитанции?

— Если кто-то считает, что конкурс прошел с нарушениями, пусть идут в ФАС, суды, доказывают.

На мой взгляд, одна из серьезнейших проблем — коммуникация с УК. Я не могу понять историю этой «болезни». Либо тут всегда так было — «мы не находили общего языка», либо это амбиции руководителей УК и руководства города?

— Нам очень часто приходится выслушивать жалобы жителей, которых обслуживает УК ЕРЦ. У меня реально существуют опасения, что УК ЕРЦ может повторить печальный опыт УК «УТТС-Сервис», за который администрация в свое время также ратовала, и которая очень быстро ушла с рынка, оставив кучу проблем.

— Я не скрываю, что работая в администрации лично советовал жителям УК ЕРЦ. Мощность компании нужно было увеличить, чтобы улучшить экономику предприятия, увеличить оборот средств. Сегодня жилфонд ЕРЦ вырос кратно и у меня тоже есть опасения, насколько компания к этому готова.  Насколько профессионален коллектив, технически оснащена ремонтная служба, есть ли понимание у руководства о предстоящих объемах работ и возможных сложностях при их выполнении, в том числе финансового характера? Может, нужно было по-другому подойти: объективно оценить свои внутренние резервы и часть производственных функций и  работ отдать на аутсорсинг (заключить договор оказания услуг) специализированным организациям.  Тут нужно очень внимательно смотреть. Компанию загубить можно очень быстро.

 

Я — «свободный агент»

— Чем запомнился Первоуральск?

— В любом случае провел время с пользой (смеется). А если серьезно, то приобрел дополнительный опыт в части организации работы коммунального хозяйства муниципального образования, взаимодействии с органами исполнительной власти субъекта, выстраивании профессиональных и человеческих взаимоотношений, работе в команде.

— Сейчас ходит слух, что вам предложили возглавить областное предприятие по обращению с ТБО. Это правда?

— Озвучивать свои планы и перспективы считаю преждевременным. И не из суеверия. Если мне предложат, я соглашусь, мне это интересно.

— Получается, вы ушли в никуда?

— Получается так, с завтрашнего дня я — свободный агент (смеется). Есть пара интересных предложений по  реализации моего профессионального опыта, в том числе и в Первоуральске. Я сейчас их рассматриваю.

— Руки у вас не опускаются?

— Посмотрим на ситуацию объективно: я  профессионально востребован  — и это радует, и с завтрашнего дня не связан какими-либо должностными обязанностями — и это не пугает. Я — оптимист.