Этому городу нужны выборы

Почетный гражданин Первоуральска Александр Бунаков уверен,
что перемены у власти ни к чему хорошему не приведут

Первоуральск на пороге очередной смены системы управления. Хорошо это или плохо — покажет время. А пока депутаты первоуральской думы разделились во мнениях: одни активно голосуют за принятие поправок, другие упираются, руководствуясь то ли убеждениями, то ли расчетом. На последнем заседании первоуральских парламентариев разгорелись нешуточные баталии, среди которых никто не обратил внимание на голос разума: депутат Владимир Валькер предложил пригласить тех, кто уже работал при так называемой «советской системе» управления. «Давайте пригласим Александра Бунакова, который был председателем совета народных депутатов, и спросим — что такое хорошо, а что такое плохо». Предложение повисло в воздухе, в итоге так и осталось не принятым к сведению. «Городские вести» решили, что справедливости ради надо дать слово почетному гражданину Первоуральска. Несмотря на состояние здоровья, Александр Федорович выделил час своего времени на общение с прессой.

Не хотел, но пришлось

— Вы знаете, я ведь не хотел идти работать в горисполком, — начал беседу Александр Федорович. — Дюже не хотел. Почему? Я отвечу: я был успешным инженером, в 29 лет стал начальником цеха КИПиА на Новотрубном — серьезная и ответственная работа. Потом меня отправили работать на завод технологического оборудования: женский труд организовывать. Через полгода этот завод начал производить телевизионное оборудование. Потом вдруг меня решили перевести на работу в Москву…

— Почему не поехали?

— Москва — тяжелый город. И люди, я скажу, там довольно паршивые. Ну, так вот. Тогда председателем горисполкома избрали Владимира Кучерюка. Полгода он продержался, в 1988 году настала необходимость выбирать нового. От пришлых тогда Первоуральск устал — то из Москвы управленец, то из Ростова-­на- Дону…

— Кем вы тогда были?

— Я был первым председателем совета директоров в Первоуральске, возглавлял комиссию по промышленности и товарам народного потребления. Виктор Васильцов (первый секретарь Первоуральского горкома КПСС) мне тогда и говорит: поехали, говорит, в обком партии съездим, вызывают. Я согласился, а тот и говорит: машину не бери, на моей поедем. Смекнуть еще тогда надо было, что что-­то замышляют (смеется). Приехали. И давай меня таскать по секретарям, а те уговаривают: вставай у руля, и все тут. Я отказываюсь. Нет, не цену себе набивал, просто наблюдения показывали, что живет себе человек, работает, а только во власть залезет, как сразу делается самым умным, самым грамотным, самым сведущим. Это — не дело. А потом, при Горбачеве, отменили 6-­ю статью Конституции, где партия является руководящей силой. Васильцов после этого сразу ушел обратно на завод, меня заставили стать председателем вместо Вовы [Кучерюка]. Пришел с одной знакомой посоветоваться. Она говорит: помнишь, что ты сказал 31 декабря 1984 года? Мне тогда операцию делать решили. Ты сказал: твоя жизнь принадлежит медикам. Себе ты не принадлежишь, иди куда посылают.

Народ умеет выбирать

— Сложно было?

— 53 года мне тогда было. Начал разбираться в делах— е-­мое. Одно, второе… Людям помогать надо было: носить нечего, обуть нечего. О насущном думали.

— Как с Портновым сработались? Говорят, ругались…

— Всякое было, но договаривались. Порт­нов — он же хозяйственник, а решения за депутатами были. Тогда и без личных взаимоотношений проблемы были: тяжелый период. Весь 1989 год придумывали законы по перестройке. У нас было 360 депутатов. Надо сокращать. Сократили до 200. Как что — бегут в горком.

— Как считаете, двуглавая система себя оправдала у нас в городе?

— Я попал в ту категорию людей, которая была воспитана социализмом. Главный принцип: кто не работает, тот не ест. Хотя при социализме были неработающие люди. А у коммунистов была отличная система подготовки резервных кадров. Хотел, не хотел — через такое горнило проходил, мало не покажется. Отличные управленцы. А как «козловы» проскакивают? Это сейчас он поднаторел, опыта набрался, но все через ошибки, которых могло и не быть. Из­-за него была введена система власти, при которой мы с вами живем. Он должен был проявить жесткость. Вы знаете, я считал, считаю и буду считать, что выборная система — самая политически выверенная система.

—  А как же разговоры о том, что люди не в состоянии выбирать? Что к власти таким образом приходят политиканы?

— Это бред. Опыт с Переверзевым показал, что люди выбирать умеют — они показали свою позицию. Другой вопрос, что выбор не понравился. Вот и начали свои порядки наводить. А что сейчас? Снова перемены. В Китае говорили, когда желали несчастья: «Желаю вам жить в эпоху перемен». Так же и сейчас: барин должен меняться, но не настолько часто, чтобы быть тормозом городу.