Первоуральская хоккеистка Оксана Афонина не дерется на поле и скучает по каблукам

Первоуральск славится женским хоккеем. Известный тренер Владимир Копытов подарил этому виду спорта не одну «звездочку»: неоднократно выступавшие на Олимпиаде капитан российской команды Екатерина Смоленцева, ассистент капитана Александра Капустина, защитник Алена Хомич. Не менее талантливая хоккеистка Оксана Афонина тоже прошла первоуральскую хоккейную школу. На Олимпиаде еще не выступала, но считает, что все впереди, а пока играет в основном составе сильнейшего клуба России — дмитровского «Торнадо» — на позиции цент­рального нападающего. Что заставило девушку взять в руки клюшку, узнали «Городские вести».

Ты же девочка

Семнадцать лет назад первоуральский тренер по женскому хоккею Владимир Копытов ходил по школам Первоуральска в поисках новых воспитанниц. Заглянул он и в школу, где училась Оксана Афонина.

— У меня начиналось все, как у большинства, в детстве перепробовала разные секции. Играла в баскетбол, ходила в театральный кружок, посещала цирковую студию, — рассказывает Оксана. — Когда Владимир Александрович пригласил, пришла на каток, покаталась, мне понравилось. Домой вернулась с клюшкой. Родители не поняли сначала. Конечно, сказали, что это не женский вид спорта. Не думали, что я так серьезно зай­мусь хоккеем. А дедушка меня сразу поддержал, он тоже хоккеист.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Вместе с подругами Оксана решила попробовать себя в этом мужском виде спорта, просто из любопытства. Впоследствии одноклассницы бросили хоккей из-­за тяжелых тренировок, а она осталась.

— Я всегда росла с мальчишками, мяч во дворе гоняла. Меня привлек игровой вид спорта —  борьба, эмоции. То есть ты не просто катаешься, но и играешь, забиваешь голы. Я отличалась от своих одноклассниц, они все равно были поспокойнее, с детской непосредственностью, — вспоминает спортсменка.

— А мне пришлось рано забросить куклы, я играла, ходила постоянно со спортивной сумкой больше меня и клюшкой.

Зарплату нам тогда не платили, давали каждый день деньги на питание где-­то 10­-30 рублей. Помню, свои суточные я копила, хотела купить себе футболку хоккейной фирмы какой-­то, она тогда дорого стоила.

Правда, были в жизни хоккеистки периоды, когда она собиралась завершить свою карьеру, но этого не допустил тренер.

— Были травмы, ушибы серьезнее, но никогда не забуду, как еще ребенком упала на копчик. Вот тогда хотелось все бросить. Тренер переубедил.

Владимир Александрович — очень сильный и чуткий. Он сразу видит тех, кому дано. Упорно занимается с нами, не жалеет. Почему таких звезд он выпускает? В Первоуральске сильная школа, потому что он живет этим, предан своему делу.

У него есть такая фразочка: «Что ты, как чайник?». Всем так говорил, наверно, а сейчас смешно, конечно. Когда мы начинали играть в Первоуральске, в стране почти не было детских женских команды, и мы играли против мальчиков. Первые года два мы от них огребали, конечно, по полной. А потом стали выигрывать, собрали все возможные награды. И нам было смешно, когда мальчики плакали, что их обыграли девочки. Теперь, когда приезжаю в отпуске в Первоуральск, Владимир Александрович зовет меня, я провожу мастер­-класс для девочек.

Не, не слышал

Первоуральск — Екатеринбург — Челябинск, этот путь проделывали многие хоккеистки, в том числе — выступающие в сборной России. Не стала исключением и Оксана Афонина. Она перешла из местной «Уралочки» в екатеринбургский «Спартак­Меркурий».

— В Первоуральске мы играли до 16 лет, к этому времени уже закрепились в профессиональном спорте. В Екатеринбурге я окончила спортивный колледж, — вспоминает Оксана. — Второй тренер — Андрей Анисимов — был нашим вторым «папой». Когда мы почти полным составом перешли в Челябинск, он уехал с нами. Андрей Геннадьевич всегда поддерживал.

Следующей остановкой стало екатеринбургское «Динамо», где Афонина задержалась всего на сезон — с 2010 года Оксана защищает цвета челябинского «Факела». В составе южноуральской команды Оксана Афонина взяла свою очередную бронзу чемпионата России.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Хоккеистка, выступающая на позиции центрального нападающего, сейчас играет в команде «Торнадо» в городе Дмитров, Мос­ковская область. Оксана Афонина — неоднократная участница  молодежного чемпионата мира, Евротура, Универсиады.

— В «Торнадо» играют люди, у которых по три Олимпиады за спиной. Я на Олимпиаде, к сожалению, пока не была. Жалко, конечно, но все еще впереди.

Все всегда удивляются, когда я рассказываю, что занимаюсь хоккеем. Спрашивают, а что, такое есть? — говорит Оксана. — Женский хоккей же вообще непопулярный вид спорта. У нас в стране, может, хоккеисток 100, команд всего девять. Есть и женские команды, которые не заявляются на чемпионат, потому что нет финансирования. Есть смешанные команды, где девочки играют в одной команде с мальчиками.

На играх не дерусь

Оксана относится к хоккею, как к работе. Признается, что она, скорее, трудяга, но добавляет, что и талант тоже присутствует.

— Я — центральный нападающий, тренер поставил на эту позицию, — говорит Оксана. — Был перелом голеностопа. Я играла с этой травмой, гипс мне не накладывали. Играла на уколах. Это привычное дело для спортсмена.

Как и у любого спорт­смена, у Афониной есть свои кумиры, как в женском, так и в мужском хоккее.

— Конечно, первоуралочка Катя Смоленцева — наша звезда, она — капитан сборной России по женскому хоккею. У нее уже семья, двое детей, она все равно хочет вернуться, играть дальше. А из мужчин­хокеистов нравится игра Александра Овечкина, Александра Радулова.

В женском хоккее, как и в мужском, есть драки. Афонина признается, что у нее самой не такая жесткая игра, как у кумиров. Вообще она такой игрок, которого трудно вывести из себя.

— Меня будут бить, но я буду терпеть. Я лучше буду команде пользу приносить, чем удаления зарабатывать. Иногда драки бывают, есть неадекватные люди. Но за волосы не тянут, толкают обычно, — говорит Оксана Афонина. — У нас все так же, как у всех. Есть спортивные суеверия, мне, например, важно надевать конек с левой ноги. Тщательно следим, чтобы на поле мы выходили по очереди, которая сама собой создалась и сейчас нами соблюдается строго. Перед игрой настраиваем себя. Кто-­то не разговаривает перед игрой, кто­-то слушает музыку в наушниках, мне, например, надо похохотать с кем­-нибудь. После выигрышей у нас особая атмосфера. Включаем музыку в раздевалке, танцуем. У нас играет все — от девчачьей попсы до рока. Вообще, женский коллектив — это отдельная история. Девочки помоложе сплетничают, обсуждают постоянно что-­то. Тем, кто повзрослее, уже не до этого. Мы хорошо общаемся, дружим, поддерживаем друг друга. Без этого никак.

Сейчас Оксана играет под номером 10. Это — ее дата рождения. Начинала играть под номером 17.

— Получилось так, что у нас был детский хоккейный праздник. Приехал как раз девчонки с Олимпиады в Солт­Лейк­Сити. Они подарили нам клюшки, сшили новую хоккейную форму и мне дали номер 17. Под этим номером играла Катя Смоленцева. В «Меркурии» я играла под номером 89. Это красиво смотрится на майке и в сумме дает 17.

Мечтаю о семье

По Оксане Афониной так сразу и не сказать, что она уже около семнадцати лет занимается хоккеем. Девушка пришла на интервью в коктейльном платье цвета малахит и на высоких каблуках.

— На самом деле много красивых девушек­-хоккеис­ток. Зря все думают, что мы такие мужланы здоровые. Когда идет сезон, по платьям скучаю. Мне настолько надоедает спортивный костюм, кроссовки, что я потом на каждые тренировки хожу в платье, нарядная, как на праздник, — говорит Оксана. — Но ради хоккея платьями можно и пожертвовать. Горжусь, что меня привлекают в сборную, и я могу защищать честь своей страны. Мурашки по коже бегут, когда ты стоишь на зарубежной арене, и играет российский гимн.

Кроме хоккея, смеется Оксана, она ничего не умеет делать. Азарт эмоции — все затягивает.

— Многие девочки уже обзавелись семьей, но все равно возвращаются в команду. Обычно играют, пока здоровье позволяет. В Челябинске у нас в команде мама с дочкой играли. Я бы, наверное, закончила с хоккеем, если бы вышла замуж. Но спортсмену найти вторую половинку сложно. Не каждый человек захочет ждать со сборов, тренировок, — размышляет спортсменка. — Не знаю, что было, если бы я не занималась хоккеем. А если помечтать, то уже вышла бы замуж, занималась бы семьей.

Я бы вот свою дочку в хоккей играть не отдала. Это сложно. Сборы, жара 35 градусов, предсезонная подготовка. Ты бежишь кросс, язык на плечо. Нет. Пусть лучше в танцы идет.

Оксана говорит, что и сама с удовольствием бы занималась танцами, но времени категорически не хватает.

— Ты приходишь с тренировки домой и уже ничего неохота. Сил не остается. Кино смотрю, с друзьями встречаюсь. Хоккей — моя работа, я  полностью отдаюсь делу, — говорит Афонина. — Хочется на Олимпиаду съездить. Это — самая высокая планка для спортсмена. А еще мечтаю о счастливой семье, последний год все чаще.