Первоуральский предприниматель Радион Гимашев хочет построить восемь гидроэлектростанций

Цель проекта «Урал-Гидро»— создать в Свердловской области сеть частных ГЭС небольших размеров. Подробности расскажут «Городские вести»

Водохранилища превращаются в болото

Как отмечает Радион Гимашев, все водохранилища являются гидроаккумуляторами — их построили для получения энергии. Однако в начале 20 века ГЭС начали демонтировать за ненадобностью, потому что были найдены альтернативные источники энергии. Но, как считает Радион — эта политика в корне неверна.

Российские предприниматели начали строить гидравлические турбины с 1872 года, причем к 1914 году заказы на изготовление принимали 28 предприятий. Общее количество гидротурбин, построенных в России с 1872 по 1916 годы составило 3 159-ть. Ввезено из-за границы с 1882 по 1913 годы — 910 турбин. Большинство турбин предназначалось для работы при напоре от 1 до 5 метров.

— Сдавать гидроэлектростанции на металлолом — не совсем правильное решение, — рассуждает предприниматель. — ГЭС — это практически бесплатный источник бесконечной энергии. Возьмем Билимбаевское водохранилище: в нем — почти шесть миллионов кубов, но водообмен идет довольно низкий — в год вытекает только 1 млн 200 кубов. Это — всего 1/5 от нужного. Следовательно, раз вода не меняется, происходит заиливание. Водохранилище превращается в болото. И такая ситуация распространена не только в нашей области, но и по всей стране.

Сейчас Билимбаевское водохранилище «стареет», если его не использовать по назначению, а оставить в том виде, в котором оно находится в данный момент, достаточно скоро вместо воды будет болотная жижа.

— Гидроэлектростанция, даже самая маленькая, систематизирует работу и останавливает процесс заиливания, — продолжает Радион. — Водообмен будет увеличен в два-три раза.

Заботу об экологии — на плечи инвесторов

Гидроэлектростанция, считает Гимашев, это еще и экологический мониторинг — на ГЭС можно поставить специальные датчики, которые будут сообщать МЧС об уровне воды. Следовательно, можно исключить возможность паводков.

Всего в Свердловской области 457 водоемов и водохранилищ
Пригодных для строительства малых ГЭС — 8
Ориентировочная мощность — 200 МВт/ч
Затраты на строительство — не более 65 тысяч рублей/кВт
Себестоимость одного кВт — 0,4-0,8 рубля
Срок окупаемости объекта — 2-6 лет

— Сейчас на дворе 21 век, такие технологии есть, — продолжает предприниматель. — Можно поставить приборы, которые будут фиксировать уровень Ph, уровень воды — насколько она поднялась. Каждый год, когда начинается паводок, Чусовая, которая протекает через Билимбай, затапливает несколько жилых дворов. У МЧС это — головная боль. Нет оперативности. Человек, который смотрит за плотиной, докладывает обо всем по телефону, а все должно быть в режиме он-лайн. Чтобы все было видно на мониторе компьютера, чтобы одним кликом можно было регулировать уровень воды. Если на ГЭС будет все необходимое оборудование, мои слова не будут казаться чем-то сказочным.

Как ни странно в кризисное время, но Радион Гимашев собирается искать для строительства станции инвесторов — государственные деньги привлекать в проект не хочет.

DSC01826

— Проект не подразумевает никаких вливаний со стороны государства, — говорит Радион. — Ни о какой щедрости речи здесь не идет. ГЭС — это всего лишь средство, возможность за счет инвестиционных денег переложить заботу о водохранилищах на плечи частников.

Стоимость ГЭС зависит от ее потенциала, но окупается она достаточно быстро — благодаря электроэнергии, которую можно использовать как в бытовых, так и в промышленных целях. Стоимость такой энергии в разы ниже.

Окунулся в историю

Муниципальные власти пошли навстречу предпринимателю, предоставили все нужные документы на плотину в Билимбае.

— Первое, что я сделал, получив документы — окунулся в историю. Местные краеведы, как правило, не расписывали подробно устройство гидротехнических сооружений, хотя они являлись почти самым главным оборудованием на заводе. Я не собирался изобретать велосипед, поэтому подробно изучил, как работали такие механизмы раньше, какое оборудование в какой период стояло. Несмотря на то, что сейчас плотина — в плачевном состоянии, оборудование там менялось довольно часто.

Плотину Билимбаевского пруда построили в 1734 году. За 281 год ее существования, плотина перестраивалась еще три раза, не считая работ нацеленных на модернизацию и замену вододействующего оборудования, которое было задействовано на Билимбаевском чугуноплавильном заводе. Три раза перестраивалась именно «тело» гидротехнического сооружения.
— реконструкция в 1806 году — расширяли плотину и водохранилище;
— реконструкция в 1950-1960-х годах — поднят гребень плотины, убран ларь;
— реконструкция в 2006 году — заменили вешняковый водосброс на бетонный водосброс.

Плотина сделана отнюдь не из глины, как написано в документах, у нее есть каркас — она значительно прочнее, чем может показаться. Необычно то, что Билимбаевская плотина, в отличие от Нижне-Шайтанской, перестраивалась, увеличивалась. За счет этого Билимбаевский пруд по объемам в три раза больше Нижне-Шайтанского.

— Просмотрев документы, наметил план, что я могу предложить, как модернизировать плотины по всей области, — говорит Радион. — Только одной модернизацией безопасности плотины можно полностью убрать проблему затопления в том же Билимбае. Да и уровень качества воды повысится, через несколько лет его можно будет довести до уровня питьевой. А воды в Билимбаевском водохранилище втрое больше, чем в Шайтанском. Получается, новые скважины бурить не надо. А то у нас как обычно происходит? Мы все, что можно, загадим, а потом начинаем тратить колоссальные суммы, чтобы пробурить новые артезианские скважины. Но это же нарушает экосистему. А думать-то особо и не надо, надо просто оглянуться назад, понять принцип работы, убрать загрязнения и наладить работу, чтобы был резервный источник воды для города.

Пока никаких конкретных планов на Билимбаевское водохранилище нет — на его примере Радион представит свой проект в Законодательном Собрании Свердловской области. Следующая стадия — работа с муниципалитетами — Радион Гимашев считает, что его предложение будет востребовано.