Галина Долгих: «Думала, что бисер — не мое»

Искусство бисероплетения требует массы терпения.

Галина Долгих — одна из самых известных рукодельниц Первоуральска. Разные виды творчества подвластны Галине Васильевне: шитье, вязание, вышивание крестиком и бисером, чердачная кукла и, конечно, ее «разлюбимейшая» текстильная народная кукла. Не так давно мастерица освоила еще одно направление рукоделия — плетение гайтанов из бисера.

О технике плетения гайтанов Галина Долгих узнала на мастер-классе в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала. Там же начала плести свой первый гайтан.  На мастер-классе Галине Васильевне удалось сплести лишь небольшой кусочек — больше не успела. Неоконченная работа несколько месяцев ждала своего часа, потому что к бисеру у героини нашей публикации отношение было весьма прохладным.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Все думала, что бисер — это не мое, — делится Галина Долгих, — посмотрю на бисерные цветы, восхищаюсь умением, трудолюбием, мастерством, но они меня не греют. Бисерные цветы мне кажутся тяжелыми, громоздкими, не ароматными. Но это я не в обиду мастерицам. А тут как начала делать, как у меня пошло.

Существует несколько техник плетения гайтана. Во-первых, мозаика, когда при плетении чередуется бисеринки первого и второго рядов. Во-вторых, техника ажурного плетения, когда соединяются бисеринки из разных рядов, создавая ажур, воздушность. В-третьих, техника ручного ткачества, когда каждая бисеринка последующего ряда пришивается швом назад иголку к бисеринке предыдущего ряда. Именно ее и предпочитает Галина Долгих, две первых — пока не начинала осваивать.

Для того чтобы делать гайтаны в этой технике нужна лишь игла для бисера, специальная прочная нить для бисероплетения, ткань для рассыпания бисера (в использовании специальных подложек Галина Долгих не видит смысла, с ее точки зрения, обычная ткань ничуть не хуже) и, само собой, бисер.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Бисер Галина Васильевна предпочитает чешского производства. Говорит, что он более калиброванный и достаточно ровненький.

Детали гайтана плетутся отдельно, а потом соединяются воздушными цепочками. Когда элементы ровные, соединить их легко: набираешь одинаковое количество бисерин и все.

— А когда здесь мыс, а тут еще два мыса, и бисер не всегда одинаковой толщины, приходится прикалывать к картонке элементы, а потом соединять их опытным путем, — уточняет Галина Долгих.

Галина Васильевна говорит, что техника ручного ткачества не сложная, но кропотливая. А еще требующая терпения и выдержки:

— Бывает, что бисерины лопаются. И лопаются они, естественно, не в том ряду, который плетешь, а в предыдущих. Приходится распускать. Характер у меня очень терпеливый, всегда любила кропотливую работу, поэтому, когда приходиться распускать, меня это не раздражает, нет желания все бросить. Конечно, обидно, — признается Галина Васильевна, — но сама виновата, потащила не так ниточку, а бисер не виноват.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Можно плести гайтаны с геометрическим или с природным орнаментом. Первые плести проще, поскольку схему плетения можно смотреть с любой стороны.

—  Стоит дойти до половины ряда, он повторяется в обратном порядке, — поясняет Галина Долгих.

А вот схемы с растительным орнаментом можно смотреть только в определенном положении.

Гайтаны можно делать не только из мелкого бисера, но и крупных бусин. Так работа продвигается быстрее, но изделие теряет изящество.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

Плести гайтаны у Галины Васильевны вдохновение есть всегда.

— Включаю на компьютере нескончаемый сериал и могу сидеть хоть до четырех утра, — говорит она.

Носить гайтаны лучше с однотонной одеждой. С ней они смотрятся выигрышнее.

Свои гайтаны Галина Долгих дополняет браслетами. Из браслета и гайтана получается отличный гарнитур.

Всю эту красоту мастерица дарит близким: один внучке, второй коллеге по работе, другой предназначается институтской подруге. Для себя Галина Васильевна мечтает сплести гайтан в форме пера жар-птицы.

— Я его вижу, оно у меня в голове, он у меня перед глазами, он всеми цветами сияет, а на бумагу пока не ложится, ведь, чтобы сделать форму пера, надо сделать запуски, чтобы здесь овальное, а тут вытянутое, — мечтательно рассуждает Галина Долгих.

Галина Долгих, верная своей обстоятельности, не просто плетет необыкновенно красивые украшения из бисера, она еще и заинтересовалась их историей.

Слово «гайтан» пришло из древнегреческого или древнелатинского языков и обозначало «шнурок» или «плетешок». Гайтанами называли украшения на Руси и в Белоруссии, в Украине то же самое украшение носило название «гердан». Гердан — измененное с тюркского: шея, украшение на шею.

Когда Галина Долгих начала заниматься плетением гайтанов, она предполагала, что разные названия обозначают разные виды гайтанов. Но разбираясь в вопросе, пришла к выводу, что это просто разные названия одного и того же украшения.

Первые гайтаны на Руси представляли собой крестик с плетеным тонким шнурком (до сих пор в православии гайтанами называют шнурки, на которых носят крестики). Но женщина во все времена была женщиной, поэтому постепенно гайтаны стали не только оберегами, но и украшениями.

Классически гайтан должен доходить до пупка, так как носит обережную функцию.

Гайтаны можно плести из ниток, шнурков, стекляруса. Но самые красивые гайтаны получаются из бисера.