Что важнее: капитальная реконструкция дороги по улице Дружбы или квадратные метры земли, ставшие родными сердцу, но не документально — самстроевцы решить пока не могут. Страсти, разгоревшиеся две недели назад, когда людям объявили, что придется пожертвовать частью палисадников, не затихли и сегодня: собравшись вновь в здании администрации на беседу с чиновниками, к конструктивному диалогу жители готовы не были.
13 метров и точка
40 человек. 5 чиновников. Один депутат.
— Хватит светить в глаз, — раздражение людей направляется на операторов, которые снимают людей. Еще до начала собрания чувствуется напряжение: женщины недовольно поглядывают на часы, то и дело доносятся обрывки фраз:
— Пусть пороют там, где закопали — денег у них нет!
— Сейчас за все спросим!
— Машины есть на что покупать, а дороги за наш счет ремонтировать будут — вон какие деньжищи отвалили на ремонт!
Узнать, о каких источниках финансирования говорят люди не удалось — заместитель главы по ЖКХ Артур Гузаиров начал собрание.
Фото Анны Неволиной
Нарочито тихо и спокойно — чтобы не провоцировать и без того взволнованную публику.
— Дорога должна быть шириной 7 метров, каждая полоса — 3,5 метра, — озвучивает ГОСТы Артур Салаватович. — Сейчас какая картина? В некоторых местах дорога сужается вплоть до 5,5 метров. Известны причины, почему разрушается дорожное полотно: нет водоотводных канав, которые необходимо сделать. Таким образом, каждая «ливневка» — это ориентировочно плюс 1,5 метра с каждой стороны. Итого мы получаем 10 м минимум по полотну. Для перемещения обязательно необходимо сделать тротуар — чтобы прекратить ДТП с пешеходами, которые сейчас иногда случаются, когда жители ходят по проезжей части. Получаем 11,5 метров. Дорога и тротуар должны быть освещены. Это еще 1,5 метра. Итого: минимальная ширина дороги 13 метров. Плюс необходимо сделать остановочные карманы…
Сколько остановок и где их планируется сделать — Артур Гузаиров не договорил: его прервал голос из зала.
— Как раньше-то жили? Раньше Дружба соответствовала ГОСТам?
— Улица Дружбы ГОСТам не соответствовала никогда, — отвечает чиновник.
— Что вы сейчас велосипед изобретаете? Ремонтируйте как раньше.
— Как раньше не получится. Дорога требует капитального ремонта. Мы можем, конечно, ничего не делать, но тогда закроем маршрутную сеть, потому что общественный транспорт должен ходить по дорогам, соответствующим нормативам.
![]()
Константин Гартман, главный архитектор:
— Есть минимальная ширина дороги —15 метров, и ни у одного человека нет права заужать эту ширину только потому, что вы построили палисадник. Мы пытаемся уложиться в 13 метров, и жители должны пойти на встречу в этом вопросе.
Это известие взбудоражило толпу:
— Пустите транспорт в другую сторону! Делайте односторонку! Дайте человек закончит, а потом же орать начнете!
— Мы провели земельный контроль, — напомнил Гузаиров, — пришли к выводу: палисадники выходят за территорию ваших земельных участков…
— Не выходят!
— Права на данный земельный участок не зарегистрированы…
— У меня зарегистрировано! — из 40 человек в зале об этом сообщили уверенно пара человек. Остальные промолчали.
— Все прекрасно знают, что происходит, — увереннее продолжил Гузаиров. — Мы предложили подойти в КУИ, чтобы узнать: у кого на сколько не соответствуют границы земельных участков.
Сносите, что ли
Жителям раздали опросные листы. По завершении собрания люди должны были высказать свое мнение: согласны ли с реконструкцией дороги по ГОСТу? Опережая события, скажем: большинство из присутствующих высказались против.
Первой задать вопрос вызвалась жительница дома №22 по ул. Дружбы Ольга Ражева:
— Есть земельное законодательство. Я его изучила. От угла дома должно быть пять метров, и это считается придомовой территорией. У меня лично палисадник не выходит за рамки пяти метров. Если вы считаете, что мы должны согласиться с вашими требованиями, что дорога должна быть шириной 13 м, а получится, что она будет прямо под окном, то сносите нас, что ли. Дома в аварийном состоянии, мой дом — Дружбы, 22 — был построен еще «Уралстальконструкцией». Расширите дорогу на метр-полметра — дома рухнут, потому что стоят на честном слове. Если мои слова как дилетанта никого не волнуют, то делайте комиссию, пусть изучит, в каком состоянии наши дома и переселяйте нас.
На это Артур Гузаиров ответил, что для признания домов ветхим и аварийным жильем существует законная процедура, для осуществления которой необходимо написать заявление.
Фото Анны Неволиной
— В прошлом году около нашего дома сбили мальчика на велосипеде — и нам поставили дорожный знак! Сколько мы просили! А тут раз — и поставили! Так может стоит одному дому рухнуть, чтобы поняли, в каких условиях мы живем? Я волнуюсь, как мой ребенок ходит в школу! Другого выхода, как сделать одностронку — вариантов нет, — продолжила Ражева.
— А где у вас ребенок ходит? — поинтересовался Артур Салаватович. — Не по проезжей ли части? Нет, у вас тротуара нет. Козья тропа есть, а тротуара нет. Вы сами ответили на свой вопрос: реконструкция нужна, чтобы ваши дети могли передвигаться безопасно. Делать односторонку не вариант — денег на вторую дорогу нет.
Юрий Переверзев, бывший глава Первоуральска, житель Пильной:
— Проблему с дорогой по улице Дружбы можно разделить на две части: текущая и долгосрочная. Текущая — поддержание дороги в более-менее приемлемом состоянии, чтобы по ней мог ходить общественный транспорт, а осенью — школьный автобус, отвозящий детей в школу №1. Надо хотя бы подлатать, что делалось из года в год. В этом году власть этого не сделала, учитывая, что лето выдалось дождливым, дорога просто «убита». Вторая часть проблемы — исторически сложившаяся. Сейчас нет юридических оснований оформить палисадники в собственность. С этой проблемой к нам приходили старшие по улицам. Люди заступили за «красную линию» — и с этим надо что-то делать. Люди успели сделать шамбо, построить даже капитальные строения — не удивлюсь, если гаражи узаконены. В свое время мы готовили изменения в правила землепользования, чтобы МВК имела право оформлять палисадники во временное пользование. Сейчас компромиссное решение найти сложно — ситуация патовая. Если администрация решит действовать без учета мнений людей, то вступит в конфронтацию с большим количеством жителей. А это значит, погрязнет в судебных тяжбах.