СМИ Первоуральска: в ожидании выборов

Блог журналиста  Александра Мосунова

Осенью начнется дележ первоуральского информационного рынка под единый день голосования 2016 года. Многие позиции и так ясны. Однако есть и неприкаянные, а еще будут и пришлые, и новые.

Я заранее прошу коллег не обижаться на мое мнение и оценки, которые прозвучат в этом материале. Более того, приглашаю тоже высказаться и их, и любые заинтересованные стороны.

Начнем с печатных СМИ. Здесь прочные позиции у двух изданий — «Городские вести»-«ГВ» и «Вечерний Первоуральск»-«ВП». Два их основных конкурента — «Вечерний Первоуральск свободный»-«ВПС» и «Новая еженедельная газета»-«НЕГ» в прошлом году покинули рынок в силу финансовых обстоятельств, но при определенных условиях могут вернуться. «ВП свободный», наверняка, понадобится КПРФ, а «НЕГ» с его историей и форматом будет востребован, например, теми, кто пойдет на выборы самостоятельно, то есть без информационной поддержки со стороны ПНТЗ и городских властей. Это не значит, что они будут противостоять ПНТЗ или городу, но предпочтут публично дистанцироваться.

Разумеется, такие кандидаты в депутаты могут воспользоваться газетой «Городские вести», которая позиционирует себя, как независимая, что ей в общем-то в какой-то мере удается. Но… Любое СМИ — это либо бизнес, который не может существовать без прибыли, а стало быть в нашем случае – должен удачно торговать своими услугами и не только под рубрикой «Реклама», либо заранее затратное, убыточное издание для имиджа (яркий пример – «Вечерний Первоуральск»). Таким образом, «ГВ» свободны в той мере, в какой редакции разрешено двигаться ее учредителем, который живя с свердловском обществе не может быть полностью свободен от этого общества, а с приближением выборов и подавно. Например, главному редактору Ольге Вертлюговой не нравится «Единая Россия» или ЛДПР, но она будет делать так, как скажет учредитель.

И раз уж мы начали говорить о «ГВ», то продолжим. Какие у газеты плюсы и минусы. Как всякий женский коллектив (Андрей Попков не в счет, так как со своими темами он не определяет общую картину, а главное – пишет так же, как дамы, то есть с мелкими подробностями, деталями, без собственного взгляда на события, без анализа), редакция исповедует репортажную стилистику. Газета старается играть на эмоциях читателей. Это хорошо, это повышает популярность. Но по большому счету, когда эмоционально взбаламученная тема со временем остынет, или ее погасят выступления конкурентов, то на поверхности остается один «пшик». У них прекрасно получаются социальные акции – бессмертный полк, приют для бездомных животных, скандалы в ЖКХ и т.д., но нет реальной городской политики и экономики. Дать слово кому-то из депутатов или представителей исполнительной власти – это играть в их, а не собственных интересах. Но дело в том, что эти интересы надо иметь и четко формулировать, понимать, куда приведет поддержка тех или иных законодательных инициатив через год или два, как действие или бездействие власти скажется на жизни города и бизнеса… А здесь уже одними репортажами не отделаешься. Нужны анализы, обзоры, журналистские расследования. А их нет. Потому что нет журналистов, которые соображают лучше, чем Ольга Вертлюгова. Возможно, здесь присутствует боязнь внутренней конкуренции. Но сильный руководитель редакции не должен этого бояться. Второй возможный вариант – отсутствие таких сильных журналистов на первоуральском рынке. Действительно, на кого можно глаз положить? Перейдем на личности.

Настоящих бойцов, действительно, мало. Любовь Милявская исчезла с информационного поля вместе с «ВПС». Андрея Казина деятели с ПНТЗ выхолостили вместе с двумя телеканалами «Евразия» и ПТВ. Не случайно он покинул эту тупую работу, подождем, где всплывет. Ольга Варганова «объелась яблок», то есть уже прикормлена партией «Яблоко» и бывшим первоуральским мэром Юрием Переверзевым. Историк и по совместительству журналист Анатолий Гусев подался в блоггеры. Наталья Березнякова нашла себя в Екатеринбурге, редактирует газету для пенсионеров. Кто еще может представлять интерес, как личность? Пожалуй, нет никого в этом ряду. А могла бы быть, например, чета Коньковых, но они, видимо, не ставят перед собой слишком амбиционных целей, главное — заработать денег, здесь и сейчас. Это не осуждение, это простая констатация фактов.

Так что стоит рассматривать, как самостоятельных игроков, которых точно приберут к рукам, Казина и Гусева. Андрей взвешенный, спокойный и осторожный публицист. Это с одной стороны хорошо, так как с ним редко проколешься в сложных темах, но с другой стороны, при работе в цейтноте, например, на выборной кампании, щепетильность и личные принципы не всегда уместны. Анатолий, как раз его противоположность. Тут принципы присутствуют только в исторических материалах, а во всем другом — напрочь отсутствуют. Гусев оперативен, скор на оценки, но экспертиза и анализ дальнейших событий не его конек. Обладая информацией, которую другие никогда не соберут, он выдает ее так, как она к нему пришла, то есть разрозненно, не строит логических цепочек, которые могли бы привести совсем к другим выводам.
Поэтому в редакции хорошо иметь и Гусева, и Казина одновременно. Но, думаю, каждый из них уже давно для себя решил, что лучше быть котом, который гуляет сам по себе. Хотя на каком-то коротком отрезке времени (например, те же выборы) все возможно при хорошей оплате труда.

В прежние годы был смысл делать анализ работы местного эфирного ТВ, но сегодня, как уже было сказано выше, оба канала — «Евразия» и ПТВ выхолощены и заточены лишь на пропаганду действующей власти, как и две газеты «ВП» и «Уральский трубник», поэтому разбирать их деятельность, а также удачи или промахи конкретных журналистов бессмысленно. В предстоящий год этот мощный ресурс должен усилить свое влияние на массы, но… этого может и не произойти, так как люди приспособились работать по принципу «чего изволите», а настоящих буйных там нет. Вполне возможно, что хозяева притащат варягов, дорогих и бесполезных как всегда. Но, с другой стороны, на местном рынке, как видим, тоже выбирать не из кого.

Конкуренцию могло бы составить им кабельное ТВ Виталия Листраткина, но оно застряло в развитии. Дело это дорогое, требующее не малых инвестиций, а работать на паях с кем-то и делиться результатами Виталий Павлович не привык. Хотя он, наверняка, понимает, что ТВ хоть и кабельное — это уже совершенно другая отрасль, чем интернет-провайдер. В свое время власти области доверили прекрасному технарю и опытному руководителю Александру Миху создать ОТВ (Областное телевидение). Он больше года мучился над формированием команды и разработкой программ, ничего не получалось, пока те же власти насильно не ввели в штат телевидения генерального продюсера и главного редактора информационного вещания и посоветовали Миху не вмешиваться в их работу. Через полтора месяца в эфире ОТВ появились первые качественные программы, которые под теми же названиями выходят до сих пор.

В самое ближайшее время, думаю, активизируются информационные интернет-порталы. Но то, что их значение в последнее время владельцы ослабили, по инерции еще долго будет сказываться на слабости данного ресурса. Раскрутить их можно только при поддержке других СМИ, если они есть в вашем багаже. Поэтому чуть легче придется в продвижении интернет-агентств и страниц в социальных сетях ПНТЗ и «ГВ», а вот блог и страница в ЖЖ Анатолия Гусева будут любопытны для просмотра только специалистам, но не широкой аудитории, поэтому большого влияния на избирательный процесс не окажут. Вообще блоггеры любопытны только для вброса какой-то эксклюзивной, а еще лучше скандальной информации, за которую ухватятся популярные СМИ, но не более того.

Несомненно, скоро начнут заполнять почтовые ящики большие тиражи боевых листков, типа «Безопасность Урала» господина Переверзева. Или «Шайтанский вестник» господина Болышева, который уже давно информационно окучивает жителей домов, объединенных под крышей УК «Даниловская». Возможно появление еще каких-то сиюминутных информационных ресурсов. Но у них есть один серьезный изъян. Выходя не на постоянной основе, а от случая к случаю, издания изначально воспринимаются, как заказные, рекламные и прочие, то есть с негативным оттенком. Многие люди их сразу отправляют в мусорное ведро или вовсе не берут домой, а если и читают, то фигу в кармане все равно держат.
Владельцы радиоканалов, работают только с рекламными вставками на ведущих радиостанциях страны, своих грамотных местных новостей они практически не создают, так как это дорогое для них удовольствие. И даже под выборы создавать не будут, но готовы что-то разместить за чужие деньги, если, конечно, грамотно зарегистрируются в качестве избирательного СМИ.

Да, информационное поле Первоуральска в последние годы сильно ужалось и потеряло в качестве. Например, политтехнологам от ПНТЗ казалось, что поле это надо максимально зачистить для продвижения своих идей, а оказалось, что с водой выкинули ребенка: СМИ ПНТЗ теряют популярность, а напрягаться и менять что-то смысла нет, так как нет реальной конкуренции в медийном пространстве. И это облегчит приход конкурентов в предстоящий интересный и не простой предвыборный период.