Александр Литвиненко более десяти лет болеет за первоуральскую команду «Уральский трубник». За это время Александр так сроднился с командой, что семь лет назад самостоятельно создал сайт «Трубнику» и по сегодняшний день его ведет.
«Городские вести» спросили у Александра, почему, несмотря на неудачи, он остается верен команде, что нужно сделать, чтобы повысить посещаемость матчей, и какие у него прогнозы на предстоящий сезон.
Игры тогда были зрелищные
Александр Литвиненко болеет за команду «Уральский трубник» с 1998-го года. В первый раз пошел на стадион с друзьями, после этого старался не пропускать матчи.
— Первый матч запомнился из-за счета — 9:0 в пользу «Уральского трубника». Это был матч с абаканскими «Саянами». Запомнился большим счетом, думал, что такие победы будут всегда, в итоге по сезону было 13-е место. Тогда мне было лет девять, — вспоминает Александр. — Тренером команды был Алексей Разуваев. Капитаном команды — вратарь Сергей Сотин, ныне состоящий в руководстве клуба. Он был моим любимым игроком. И вот с того момента почти каждый год, за исключением того, когда учиться уезжал, я посещаю матчи «Уральского трубника». Последние три года я снимаю матчи, веду трансляцию.
Самым зрелищным матчем из последних, по версии Литвиненко, был в позапрошлом году — «Уральский трубник» проигрывал один мяч «Сибсельмашу».
— На последних минутах наши вырвали победу. Когда снимаешь игру, находишься в гуще событий, следишь за мячом, всегда переживаешь. А это очень волнительный матч был, — продолжает Александр. — А самый успешный сезон на моей памяти — 2001 год, когда наша команда заняла 5-е место. Девиз был — «Сезон на отлично». Собирали всех болельщиков в Ледовом дворце, было чествование команды, встреча с болельщиками. Игры тогда все были зрелищные, даже с лидерами, что называется, «на зубах». Не давали им легко победить себя, даже выиграли у «Енисея», тогда еще чемпиона, дома. Эту очень важную игру в газетах назвали «Покорение «Енисея».
Сейчас болельщик создал свой рейтинг игроков. Мы попросили назвать трех лучших, на его взгляд.
— Безусловно, это Андрей Кислов, капитан команды. Он придает игре команды целостность. Раздает передачи, создание почти всех моментов начинается с него. Многие считают, что он уже отыграл, но мне кажется, что Андрей еще может играть и приносить пользу команде. Без него в первое время точно будет сложно, ведь надо найти адекватную замену. Найти того, кто сможет построить, а не развалить командную игру. В нынешнем составе «Трубника» сложно сказать, кто бы мог его заменить…Дмитрий Черных, может быть, — говорит Литвиненко. — Второй игрок — Александр Воронковский — отличный бортовой полузащитник. Все опасные атаки идут по его борту. Всегда обостряет игру и дает много голевых передач. Это придает зрелищности и дает результат. А Александр Морковкин — отличный вратарь. Когда он на воротах, можно быть спокойным.
— Какой у тебя прогноз на предстоящий сезон? — спрашиваем мы.
— Конкуренты по прошлому сезону, клубы, с которыми мы были на равных — «Старт», «Волга», «Динамо-Казань», усилились. Возможно, место будет ниже, чем в прошлом году, но надеюсь, что ошибаюсь. Наши игроки сделают все возможное и постараются занять либо то же самое место, либо выше. Мне кажется, им это по силам, главное, чтобы они верили в себя.
А с кричалками — проблема
В 2008 году Александр Литвиненко создал сайт команды. С того времени там появляются постоянные обновления.
— Я закончил учебу в 2008-м году и восстановил походы на стадион. Зайдя на официальный сайт команды, подумал: «Тухляк какой-то». Спросил на местном форуме, почему никто толком сайтом не занимается. Ответили, мол, сделай сам. Вызов принял и, не зная ничего, с нуля, сделал простенький такой сайт, который клуб в итоге сделал официальным, — рассказывает болельщик. — Занимаюсь сайтом, в основном, либо по выходным, либо вечером — после работы, когда есть время. Последнее обновление было в этом году, коснулось оно дизайна.
Сейчас на сайте есть турнир, где каждый пользователь может поставить прогноз на каждый матч. По мнению Александра, сейчас сайту не хватает лишь командного турнира прогнозов, в котором группы пользователей будут объединяться в команды.
— Мне кажется, это было бы очень интересно, но на это нужно много времени. Ну, и хотелось бы наполнить сайт исторической информацией, хотя бы до начала 90-х. Чтобы была вся статистика,— говорит Александр. — Придется искать в разных источниках. Пресс-атташе команды Алексей Курош, надеюсь, как закончит книгу, поможет работать с сайтом. Быть может, даже саму книгу на сайте выложим в электронном формате.
С недавнего времени в интернете можно посмотреть онлайн-трансляции матчей. Теперь многие болельщики могут не ходить на хоккей, а просто сидеть перед экраном и смотреть.
— В какой-то степени это хорошо, когда, даже находясь дома, человек болеет за команду, хотя, в тоже время, хочется, чтобы больше народу приходило на стадион. Но мне кажется, мало кто предпочтет интернет-трансляцию живому посещению стадиона. Честно говоря, трансляция у нас — не лучшего качества по картинке, и вживую вид ничего не заменит. И те, кому нравится хоккей с мячом, не уйдут со стадиона в интернет. Привыкли.
— Какие у болельщиков «Трубника» есть кричалки? — спрашиваем мы.
— А с кричалками — проблема. Они все стандартные. «Трубник, вперед», например, — говорит Александр. — Сейчас вообще нет как такого фанатского движения в Первоуральске. Был какой-то свой клуб специальный, который ездил на выездные матчи, поддерживал команду флагами, и так далее. А сейчас все сами по себе. Было бы неплохо, если бы движение возродилось, но тут нужна помощь клуба, чтобы организовать это все. Символика-то появилась только в прошлом сезоне. Были шарфы, но они выпускались только на юбилей один раз. Болельщики, в основном, сами собирают деньги, составляют списки и заказывают также футболки, шапки. Идеи есть, но сейчас особой работы с болельщиками нет. Бывают сейчас после сезона встречи с болельщиками, на которых можно задавать свои вопросы, но последние года два такого не было. Но если бы был официальный фан-клуб, допустим, то работа была какая-нибудь.
Я с ним с детства
Если верить статистике официального сайта Федерации по хоккею с мячом, раньше на игры «Уральского трубника» ходило около шести тысяч зрителей. Сейчас стало вдвое меньше. А ведь раньше хоккейная команда была одной из визитных карточек Первоуральска.
— Сейчас «Уральскому трубнику» не уделяют такого внимания, как раньше. Многие люди, не являющиеся болельщиками, считают, что те деньги, которые город выделяет на клуб, лучше было бы потратить на что-нибудь другое. И эти-то деньги не очень большие, и если их разделять на другие сферы, то будет совсем по чуть-чуть. И особо улучшений не будет. Сейчас вложения в клуб минимальные. Раньше было больше. Были результаты, когда играли легионеры, хотя это — спорная тема. Многие считают, чтобы лучше играли свои воспитанники. Но когда нужен результат, приходится брать других игроков. Многое зависит от тренировочной базы. У нас она плохая: нет большого искусственного льда, как у других клубов. Зима начинается поздно, заканчивается рано. Поэтому начать тренировки в августе сложно, приходится уезжать на сборы, либо тренироваться в Ледовом дворце на маленьком поле. А если были бы условия, то, скорее всего, можно было бы давать доигрывать «старичкам» и постоянно пополнять состав молодыми игроками.
По словам Александра, посещаемость матчей начала падать с 2009-го года, когда сократилось финансирование.
— Упали результаты, упала зрелищность. Ушли игроки, на которых строилась игра, а потом не удавалось взять игроков высокого уровня, способных претендовать на чемпионство. Все из-за того, что невозможно было обеспечить им достойную зарплату, — говорит молодой человек. — В те годы игра строилась на шведах и русских игроках, которые были на пике формы. Но после 2009-го они разошлись. Кто-то закончил играть, кто-то в другие клубы перешел. И остались свои воспитанники, игроки из Екатеринбурга.
По его мнению, чтобы вернуть людей на трибуны, нужно повысить качество пребывания людей на стадионе и серьезно заняться рекламой.
— Реклама какая-нибудь должна быть, хотя бы простенькая, наружная. А то у нас реклама только у стадиона, одна, ну, и на проходной ПНТЗ весит бумажка в углу. Да, говорят, что «Уральский трубник» — это бренд города и не нуждается в рекламе, мне кажется, это неправильно. Если о нем не упоминать, о нем забывают. Был бы новый стадион, там проблем бы не было: нашлись бы спонсоры, рекламодатели.