Болельщик «Уральского трубника» рассказал, чего не хватает первоуральскому хоккею

Александр Литвиненко более десяти лет болеет за первоуральскую команду «Уральский трубник».

Александр Литвиненко более десяти лет болеет за первоуральскую команду «Уральский трубник». За это время Александр так сроднился с командой, что семь лет назад самостоятельно создал сайт «Трубнику» и по сегодняшний день его ведет.

«Городские вести» спросили у Александра, почему, несмотря на неудачи, он остается верен команде, что нужно сделать, чтобы повысить посещаемость матчей, и какие у него прогнозы на предстоящий сезон.

Игры тогда были зрелищные

Александр Литвиненко болеет за команду «Уральский трубник» с 1998-­го года. В первый раз пошел на стадион с друзьями, после этого старался не пропускать матчи.

— Первый матч запомнился из­-за счета — 9:0 в пользу «Уральского трубника». Это был матч с абаканскими «Саянами». Запомнился большим счетом, думал, что такие победы будут всегда, в итоге по сезону было 13-­е место. Тогда мне было лет девять, — вспоминает Александр. — Тренером команды был Алексей Разуваев. Капитаном команды — вратарь Сергей Сотин, ныне состоящий в руководстве клуба. Он был моим любимым игроком. И вот с того момента почти каждый год, за исключением того, когда учиться уезжал, я посещаю матчи «Уральского трубника». Последние три года я снимаю матчи, веду трансляцию.

Александр Литвиненко Фото Анны Неволиной
Александр Литвиненко Фото Анны Неволиной

Самым зрелищным матчем из последних, по версии Литвиненко, был в позапрош­лом году — «Уральский трубник» проигрывал один мяч «Сибсельмашу».

— На последних минутах наши вырвали победу. Когда снимаешь игру, находишься в гуще событий, следишь за мячом, всегда переживаешь. А это очень волнительный матч был, — продолжает Александр. — А самый успешный сезон на моей памяти — 2001 год, когда наша команда заняла 5­-е место. Девиз был — «Сезон на отлично». Собирали всех болельщиков в Ледовом дворце, было чествование команды, встреча с болельщиками. Игры тогда все были зрелищные, даже с лидерами, что называется, «на зубах». Не давали им легко победить себя, даже выиграли у «Енисея», тогда еще чемпиона, дома. Эту очень важную игру в газетах назвали «Покорение «Енисея».

Сейчас болельщик создал свой рейтинг игроков. Мы попросили назвать трех лучших, на его взгляд.

— Безусловно, это Анд­рей Кислов, капитан команды. Он придает игре команды целостность. Раздает передачи, создание почти всех моментов начинается с него. Многие считают, что он уже отыграл, но мне кажется, что Андрей еще может играть и приносить пользу команде. Без него в первое время точно будет сложно, ведь надо найти адекватную замену. Найти того, кто сможет построить, а не развалить командную игру. В нынешнем составе «Трубника» сложно сказать, кто бы мог его заменить…Дмит­рий Черных, может быть, — говорит Литвиненко. — Второй игрок — Александр Воронковский — отличный бортовой полузащитник. Все опасные атаки идут по его борту. Всегда обостряет игру и дает много голевых передач. Это придает зрелищности и дает результат. А Александр Морковкин — отличный вратарь. Когда он на воротах, можно быть спокойным.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Какой у тебя прогноз на предстоящий сезон? — спрашиваем мы.

— Конкуренты по прошлому сезону, клубы, с которыми мы были на равных — «Старт», «Волга», «Динамо­-Казань», усилились. Возможно, место будет ниже, чем в прошлом году, но надеюсь, что ошибаюсь. Наши игроки сделают все возможное и постараются занять либо то же самое место, либо выше. Мне кажется, им это по силам, главное, чтобы они верили в себя.

А с кричалками — проблема

В 2008 году Александр Литвиненко создал сайт команды. С того времени там появляются постоянные обновления.

— Я закончил учебу в 2008­-м году и восстановил походы на стадион. Зайдя на официальный сайт команды, подумал: «Тухляк какой­-то». Спросил на местном форуме, почему никто толком сайтом не занимается. Ответили, мол, сделай сам. Вызов принял и, не зная ничего, с нуля, сделал простенький такой сайт, который клуб в итоге сделал официальным, — рассказывает болельщик. — Занимаюсь сайтом, в основном, либо по выходным, либо вечером — после работы, когда есть время. По­следнее обновление было в этом году, коснулось оно дизайна.

Сейчас на сайте есть турнир, где каждый пользователь может поставить прогноз на каждый матч. По мнению Александра, сейчас сайту не хватает лишь командного турнира прогнозов, в котором группы пользователей будут объединяться в команды.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Мне кажется, это было бы очень интересно, но на это нужно много времени. Ну, и хотелось бы наполнить сайт исторической информацией, хотя бы до начала 90-­х. Чтобы была вся статистика,— говорит Александр. — Придется искать в разных источниках. Пресс-­атташе команды Алексей Курош, надеюсь, как закончит книгу, поможет работать с сайтом. Быть может, даже саму книгу на сайте выложим в электронном формате.

С недавнего времени в интернете можно посмот­реть онлайн­-трансляции матчей. Теперь многие болельщики могут не ходить на хоккей, а просто сидеть перед экраном и смотреть.

— В какой-­то степени это хорошо, когда, даже находясь дома, человек болеет за команду, хотя, в тоже время, хочется, чтобы больше народу приходило на стадион. Но мне кажется, мало кто предпочтет интернет-­трансляцию живому посещению стадиона. Честно говоря, трансляция у нас — не лучшего качества по картинке, и вживую вид ничего не заменит. И те, кому нравится хоккей с мячом, не уйдут со стадиона в интернет. Привыкли.

— Какие у болельщиков «Трубника» есть кричалки? — спрашиваем мы.

— А с кричалками — проблема. Они все стандартные. «Трубник, вперед», например, — говорит Александр. — Сейчас вообще нет как такого фанатского движения в Первоуральске. Был какой-­то свой клуб специальный, который ездил на выездные матчи, поддерживал команду флагами, и так далее. А сейчас все сами по себе. Было бы неплохо, если бы движение возродилось, но тут нужна помощь клуба, чтобы организовать это все. Символика-­то появилась только в прошлом сезоне. Были шарфы, но они выпускались только на юбилей один раз. Болельщики, в основном, сами собирают деньги, составляют списки и заказывают также футболки, шапки. Идеи есть, но сейчас особой работы с болельщиками нет. Бывают сейчас после сезона встречи с болельщиками, на которых можно задавать свои вопросы, но последние года два такого не было. Но если бы был официальный фан-­клуб, допустим, то работа была какая-­нибудь.

Я с ним с детства

Если верить статистике официального сайта Федерации по хоккею с мячом, раньше на игры «Уральского трубника» ходило около шести тысяч зрителей. Сейчас стало вдвое меньше. А ведь раньше хоккейная команда была одной из визитных карточек Первоуральска.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Сейчас «Уральскому трубнику» не уделяют такого внимания, как раньше. Многие люди, не являющиеся болельщиками, считают, что те деньги, которые город выделяет на клуб, лучше было бы потратить на что­-нибудь другое. И эти­-то деньги не очень большие, и если их разделять на другие сферы, то будет совсем по чуть­-чуть. И особо улучшений не будет. Сейчас вложения в клуб минимальные. Раньше было больше. Были результаты, когда играли легионеры, хотя это — спорная тема. Многие считают, чтобы лучше играли свои воспитанники. Но когда нужен результат, приходится брать других игроков. Многое зависит от тренировочной базы. У нас она плохая: нет большого искусственного льда, как у других клубов. Зима начинается поздно, заканчивается рано. Поэтому начать тренировки в августе сложно, приходится уезжать на сборы, либо тренироваться в Ледовом дворце на маленьком поле. А если были бы условия, то, скорее всего, можно было бы давать доигрывать «старичкам» и постоянно пополнять состав молодыми игроками.

По словам Александ­ра, посещаемость матчей начала падать с 2009-­го года, когда сократилось финансирование.

Фото Анны Неволиной
Фото Анны Неволиной

— Упали результаты, упала зрелищность. Ушли игроки, на которых строилась игра, а потом не удавалось взять игроков высокого уровня, способных претендовать на чемпионст­во. Все из-­за того, что невозможно было обеспечить им достойную зарплату, — говорит молодой человек. — В те годы игра строилась на шведах и русских игроках, которые были на пике формы. Но после 2009­-го они разошлись. Кто-­то закончил играть, кто-­то в другие клубы перешел. И остались свои воспитанники, игроки из Екатеринбурга.

По его мнению, чтобы вернуть людей на трибуны, нужно повысить качество пребывания людей на стадионе и серьезно заняться рекламой.

— Реклама какая-­нибудь должна быть, хотя бы простенькая, наружная. А то у нас реклама только у стадиона, одна, ну, и на проходной ПНТЗ весит бумажка в углу. Да, говорят, что «Уральский трубник» — это бренд города и не нуждается в рекламе, мне кажется, это неправильно. Если о нем не упоминать, о нем забывают. Был бы новый стадион, там проблем бы не было: нашлись бы спонсоры, рекламодатели.