Дронов все школы отправил в «автономку», не приведя в порядок «такелаж»…

Как «похоронили за плинтусом» одно из главных завоеваний социализма

На традиционном августовском педсовете первоуральский сити-менеджер Дронов призвал всех педагогов стать коммерсантами, научиться самостоятельно зарабатывать и слезть, наконец, с муниципально-бюджетного довольствия.

А еще раньше, в 2013 году, то есть, на первом году своего правления, Дронов отправил в свободное плавание все находящиеся на территории вверенного ему городского округа школы, помахав на прощанье платочком. Отправил, так сказать, в «автономку», независимо от «такелажа» средних общеобразовательных учебных заведений. Если поставить на «рейд» малокомплектную сельскую школу где-нибудь в Кузино, Битимке, Новоалексеевке и, к примеру, амбициозную мистификацию под названием «21 лицей», сравнение будет некорректным.

К слову сказать, предшественник Дронова, последний в истории Первоуральска законно избранный мэр Переверзев проявлял в этом вопросе крайнюю осторожность и рискнул перевести в статус автономных учреждений всего четыре школы — №5, №7,№21 и №32, куда, прежде всего, стремятся записать своих чад состоятельные родители.

Сначала о предыстории …

В 2010-м Президент Путин подписал федеральный закон № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Суть его в предоставлении большей финансовой самостоятельности образовательным учреждениям, возможности более гибко распоряжаться имеющимися у них ресурсами и денежными средствами. Цель более чем прозрачна: всё образование, начиная с дошкольного и заканчивая вузовским, поставить на коммерческую основу … тем самым «похоронив за плинтусом» одно из главных завоеваний и предмет особой гордости развитого социализма эпохи СССР.

«Столбиком — это как?»

Нет, формально школьное образование пока еще остаётся бесплатным, но образовательные стандарты с каждым годом падают, стремительно приближаясь к уровню плинтуса, что, очевидно, является их «высшей планкой». Знакомая учительница-предметник  попросила старшеклассницу убрать мобильник с калькулятором в карман, а вместо этого произвести арифметические действия столбиком на доске. Ученица надолго впала в ступор, потом выдала: «Столбиком – это как?». Выяснилось, она не знает таблицы умножения. Между прочим, девушка не самая слабая по знаниям в своём классе. Рассказывая, знакомая развела руками: «Чему их можно научить? Они же базовыми знаниями не владеют?!». Естественно, предметники имеют претензии к учителям начального звена, а у тех главный аргумент: «Так ликбез с родителей надо начинать. Их для начала за парты посадить».

Поляризация российского общества происходит на всех уровнях, в том числе, и на образовательном. Так называемая «элита», вообразившая себя таковой только на том основании, что украла (здесь подходит другое слово — производное от запрещённой ныне морфемы) все недра народные, отправляет отпрысков в Кембриджи, Оксфорды, Гарварды, Сорбонны. А детям тех, у кого всё украли, много знать не обязательно, думать – тоже нежелательно, критически переосмысливать действительность – уж совсем ни к чему. Введение ЕГЭ, кстати, всё из той же «оперы» под названием «Как растить «митрофанушек»? Когда диалог с преподавателем, развёрнутые монологические ответы, многовариантные нестандартные решения задач просто взяли и заменили тестами для «винтиков» и  «роботов».

Депутат Милонов: «Физику, химию и «муть типа ОБЖ» можно заменить религией»

Дальше всех пошёл депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов. Когда Представительство Русской православной церкви (РПЦ) направило министру образования Ливанову предложение ввести преподавание школьного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» со 2-го по 9-й классы, Милонов уже знал, взамен каких предметов в школьной программе это можно сделать: «Физику, химию и «муть типа ОБЖ» можно заменить религией». Полагаю, в следующий раз одиозный православный активист предложит общеобразовательные средние школы заменить на церковно-приходские. Зато предложенный Милоновым необременительный «рюкзачок знаний» как раз подойдёт для классического потребителя ширпотреба, масс-культуры и неуёмного кредитозаёмщика.
Знакомая семья, не надеясь на школу, наняла для дочери репетиторов практически по всем предметам. Дочка с утра до вечера бегает по репетициям, искренне не понимая, зачем ей еще и в школу ходить, если все экзамены она может сдать экстерном. Родители, которым тотальное репетиторство немалых денег стоит, тоже искренне недоумевают, почему с них взимают еще и школьные поборы. Репетиторы хотя бы дают гарантию поступления в вуз, школа относительно качества знаний не даёт никаких гарантий.

«Теория незаметных изменений»

Государство сегодня не склонно рассматривать всеобщее среднее образование как один из своих приоритетов, предпочитая переложить затраты по нему на плечи граждан, то есть, родителей, настоящих и потенциальных. А чтобы оно, в силу не до конца разрушенного советского стереотипа «о всеобщем среднем образовании», не так заметно было, делает это вкрадчиво и постепенно, на практике применяя «теорию незаметных изменений».
Что касается ФЗ-83,  то для рядовых граждан, проживающих на бескрайних постсоветских просторах, реакция на него со стороны местных властей гораздо важнее самого закона. К примеру, бывшие губернаторы Свердловской области, как Россель, так и Мишарин, энтузиазма в этом вопросе не проявляли. Главным  апологетом школьной автономии на Свердловщине стал губернатор Куйвашев, который на первом же совещании глав муниципальных администраций в августе 2012-го в категоричной форме заявил, что все школы надо перевести в автономку.

Школьная автономия — предтеча приватизации

Если разобраться, введённая «школьная автономия» — по сути, готовый механизм для разгосударствления школ. Предтеча их приватизации. В ФЗ-83 сказано, что государство гарантирует финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта. Взять, к примеру, такую статью, как ремонт школ, где счёт на миллионы идёт. Понятно, денег таких школа при всём желании не заработает, их выделяет муниципалитет. При этом автономные учреждения выпадают из-под контроля ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а это прямой путь к коррупции. Также автономные учреждения могут брать кредиты под залог имущества — так что, обанкротить их не составит большого труда. Кто долги  выкупит — тот и станет владельцем школы. Полагаю, желающих найдётся немало, даже могу назвать фамилию, кто в Первоуральске первым будет.
… Печально, конечно, что дроновский энтузиазм по поводу школьной автономии не может быть подкреплён повышением зарплат на местных предприятиях, в том числе, и на родном для Дронова новотрубном заводе. Так что, большинство первоуральских родителей, как настоящих, так и потенциальных, вряд ли могут разделить оптимизм сити-менеджера, который, видимо, по наивности своей полагает, что у всех такая же з/п, как у него (с персональной надбавкой от Комарова за вредность).