Елизавета Царева: «Хочу танцевать!»

У юной первоуралочки есть шанс навсегда расстаться с инвалидной коляской и начать самостоятельно ходить. Поможем ей вместе!

У Лизы Царевой длинные темно-русые волосы, светлые глаза и очаровательная улыбка — типичная русская красавица. Лиза перешла в седьмой класс, учится хорошо, а в свободное время поет современные хиты. Девочка пока только поет, но не может танцевать. Дело не в стеснении: Лиза не может ходить — передвигается она только на инвалидной коляске. Девочка мечтает, что когда-нибудь она будет не только петь, но и двигаться под такт любимой музыки. Такой шанс появился, и мы все вместе можем осуществить эту мечту.

 

Поражались стойкости

В год Лизе Царевой поставили диагноз ДЦП — итог сложных родов. До трех лет девочку наблюдали врачи из областного центра «Бонум».

— Ребенок у меня мог стоять с посторонней помощью только на цыпочках, ноги, руки не слушались, равновесия не было, — вспоминает мама Лизы Наталья Царева. — Нам предложили пройти обкалывание по методу Скворцова. Мы нашли самого профессора в Москве и наблюдались непосредственно у него. Первый раз мы ездили туда в 2005 году, когда Лизе было три года. Оплачивали все процедуры сами, продавали все, что можно было.

Врачи поражались стойкости Лизы. За десять дней она прошла пять сеансов — в разные части тела ей делали огромное количество инъекций.

Наталья Царева не опускает руки и надеется, что все усилия не напрасны Фото Анны Неволиной
Наталья Царева не опускает руки и надеется, что все усилия не напрасны
Фото Анны Неволиной

— Я один раз решила посчитать, на 346 уколе я сбилась. Инъекции ставили от пятки до языка, — вспоминает Наталья. — Первое время Лиза плакала, потом перестала, стискивала зубы и терпела. Боли не боится, понимает, что это ей это надо.

Так Царевы провели у профессора 13 курсов, последний был в 2011 году. Профессор сказал, что сделал все что мог.

— Мы добились колоссальных результатов. И врачи говорили, что дети с таким диагнозом часто исключительно лежачие. Мы ездили не только в Москву, лечились в санаториях, посещали местные учреждения. Когда она начала самостоятельно писать, врачи были просто в шоке, потому что у Лизы серьезно задет мозг, — говорит Наталья. — Делали в Туле операции, ездили в Питер, в институт Тернера, там делают костные мышечные операции. В институте согласились сделать нам операцию, но нужна была квота — область должна была выделить средства. В нашем ортопедическом институте в Екатеринбурге в квоте нам отказали, потому что такие операции делают и у нас. Но главное не операция, а реабилитация. У нас реабилитации нет, так мы и остались без операции.

На этом ударное лечение у Царевых временно остановилось.

Читает и поет

Сейчас Елизавете Царевой 13 лет. Она не может самостоятельно ходить, передвигается по квартире на инвалидной коляске. Каждый ее день расписан до минуты. Лиза учится сразу в двух школах —  перешла в седьмой класс по программе домашнего обучения в школе № 9 и занимается по «Скайпу» с педагогами из школы дистанционного образования.

— Пока оценки «четыре» и «пять». Только тройка по математике, — морщится Лиза. — Любимые уроки — русский язык и литература.

IMG_1009
Лиза учится, как и ее сверстники. Осваивает математику и русский. Общается с учителями и друзьями по Скайпу Фото Анны Неволиной

— Мы научились писать правой рукой, — добавляет мама. — Для нас это большая победа, потому что ручки долго просто не слушались.

Лиза очень общительная и улыбчивая девочка, быстро находит общий язык с собеседником.

— Общаюсь по «Скайпу» с одноклассниками, приятелями, с которым познакомилась в санаториях. Много друзей по всей России, — рассказывает Лиза.

— Она поддерживает своих подруг, — улыбается мама. — Лиза разрешает мне читать ее переписки. И там была такая история — одна из ее подруг  поругалась с мальчиком и сильно переживает. Лиза ей пишет, ты такая красивая, нужно жить, улыбаться. Дочка любит семейные психологические передачи по телевидению. Хочет быть психологом или детским врачом, пока не определилась. Лиза не ноет, не спрашивает у меня, почему она такой родилась. Она слишком умная для таких вопросов. Сама все понимает, я воспитываю ее так, что все люди разные, ты вот не ходишь, некоторые не видят или не слышат.

В свободное время девочка читает стихи, любимый поэт Александр Пушкин. А еще поет, это дело она полюбила в Евпатории, где каждый день вечер — караоке.

— Молодежная музыка нравится и старые песни, мы вместе с дедушкой их поем, — говорит Лиза. — Еще мечтаю научиться танцевать. Люблю на концерты в школу ходить. Школа приобрела коляску, которая поднимается по лестнице, теперь будем чаще ходить.

Дома Лиза надевает наушники и тоже поет. Любимые песни «Улыбайся» группы IOWA, «Самая-самая» Егора Крида.

— Лиза поет уверенней, чем говорит. У наших особенных детей получается хорошо петь и плавать. Им только до воды добраться и их не узнать, расслабляются, уверено себя чувствуют, и поют всегда от души, — добавляет Наталья.

Будем ходить

— Верно, но медленно мы поднимаемся на ноги, — говорит мама Лизы Наталья.

У семьи Царевых появилась реальная возможность поставить девочку на ноги.

— В этом году мы попали в санаторий министерства обороны в Евпатории, — говорит Наталья.  — Пролечились там месяц, хороший санаторий — все предусмотрено для детей-колясочников. И Лизу берут туда на операцию в апреле, сказали, что смогут ее поставить на костыли. Предполагается ударное лечение и реабилитация два с половиной месяца минимум.

Наталья Царева: "Однажды я решила посчитать, сколько уколов поставили моей дочери. На 346-м сбилась" Фото Анны Неволиной
Наталья Царева: «Однажды я решила посчитать, сколько уколов поставили моей дочери. На 346-м сбилась» Фото Анны Неволиной

На операции Лизе выправят руки и ноги. Дело в том, что девочка растет быстрее, чем мышцы. Раньше Лизе делали массажи, но сейчас это уже не помогает — в таком возрасте рост идет очень быстро.

— Я разговаривала с мамами, у которых детки проходили через подобные операции. Ребята действительно начали ходить, с коляски встают на костыли, — продолжает Наталья. — Надеюсь, и моя дочка сможет передвигаться самостоятельно на костылях, потом и с помощью палочки, а потом, бог даст, и будем ходить.

На операцию сама Лиза настроена решительно.

— Хочу ходить, гулять в парке, — говорит Лиза. — Люблю свежий воздух, деревья. Люблю просто погулять. Хочется к ребятам в школу пойти.

Сейчас Лиза гуляет редко, маме тяжело спускать ее вместе с коляской, а пандусов в доме не предусмотрено. Иногда помогают выносить коляску друзья.

— Она даже письмо Деду Морозу писала, попросила сделать пандусы в подъезде, чтобы маме было легче, — добавляет Наталья.

Поможем вместе

Операция платная — около 50 тысяч рублей. Месяц проживания для Лизы будет бесплатным, но еще за два месяца реабилитации придется платить. Требуются деньги на перелеты и оплату трех месяцев проживания для сопровождающего. В общем, необходимо будет заплатить около четырехсот тысяч рублей. Все документы у Царевых имеются.

— Раньше никуда не обращалась, не просила, справлялась своими силами, работала юристом в военкомате, теперь подрабатываю парикмахером на дому, — говорит мама Лизы Наталья Царева. — По другому не получается — сижу с Лизой дома, няне я ее доверить не могу.

Мы все вместе можем помочь Лизе сделать ее первый самостоятельный шаг, если перечислим пусть даже небольшую сумму денег на указанную карту «Сбербанка России».

NATALIA TSAREVA 63900216 9025174877