«Я не люблю Россию!» (Нобелевский лауреат)

Нобелевскую премию по литературе в этом году получила белорусская писательница Светлана Алексиевич. Поздравляю ее и весь белорусский народ с победой и признанием вклада этой страны в мировую литературу, представителями которой являются такие авторы, как Василь Быков и Алесь Адамович. Но получила бы Алексиевич эту премию, без своих ярких высказываний о том, что не любит современную Россию, заявляя: «Я не люблю мир Берии, Сталина, Путина, Шойгу»?

Не буду лукавить, Алексиевич я не читал. Но это не тот случай, когда «Пастернака не читал, но осуждаю». Наоборот, соглашусь с теми, кто считает ее прекрасным автором. Просто тематика новоиспеченного Нобелевского лауреата мне не интересна: документальная проза, описывающая ужасы войны; жуткий натурализм – это не для меня. Еще в школе я познакомился с творчеством писателей-фронтовиков: Бондарева, Васильева, Астафьева. Заинтересовался стихами «окопных» поэтов Симонова, Суворова, Шубина и многих других замечательных литераторов. Сейчас же мне более интересна тематика, изучающая причины, приведшие немецкую нацию к фашизму: «Доктор Фаустус» Манна; интересна проблема человека, потерявшего на войне себя и ставшего лишним в обществе в произведениях Хемингуэя, Воннегута, Ремарка. Да, война ужасна, но документально показывать ее изнанку уже не ново. А лучшая книга о войне для меня «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута.

Понятно, что Нобелевская премия сильно политизирована. Апофеозом этого является вручение Нобелевской премии Бараку Обаме. Президенту страны, которая в вопросе бомбить или не бомбить, редко придерживается взглядов гуманности. Вот и в этом году премию за мир присудили «Квартету национального диалога в Тунисе», показав тем самым поддержку ряда западных стран революциям на Ближнем Востоке. На то, что результатом «арабской весны», вместо ожидаемых демократий, стала радикальная исламизация стран этого региона, обращать внимание как-то не принято.

Светлана Алексиевич Фото с сайта www.personbio.com
Светлана Алексиевич
Фото с сайта www.personbio.com

Не является исключением в вопросе политизации награды и Нобелевская премия по литературе 2015 года. Слова Светланы Алексиевич: «Я не люблю эти 84% россиян, которые призывают убивать украинцев» – вполне заслуживают «нобелевки». При этом, почему процент поддерживающих президента России – это люди призывающие убивать украинцев? Почему у писательницы в других высказываниях Путин и Берия в одном ряду? Видимо, судейской комиссии знать не интересно.

Кто сейчас будет сомневаться в заслуженности получения своих Нобелевских премии по литературе критиков советской власти Пастернака и Солженицына? Произведения этих авторов, бесспорно, являются значительным вкладом в мировую художественную культуру. И я сомневаюсь, что рядом с этими авторами можно поставить Светлану Алексиевич, при всем уважении к ее творчеству. Для многих миллионов читателей, и для меня в том числе, сейчас вопрос «А где я вам других писателей возьму? Других писателей у меня нет!» на повестке не стоит. Есть два автора, которые имеют мировой признание, продают огромные тиражи своих книг и экранизированы. Я говорю об американце Джордже Мартине и английской писательнице Джоан Роулинг.

И не надо утверждать, что фэнтези и сказка – это несерьезные жанры. Этот аргумент разбивается на примере замечательной сказки «Который час?», рассказанной своей дочери в немецкой оккупации 1942 года нашей писательницей Верой Пановой. По мнению писателя Дмитрия Быкова: « Это самое точное исследование фашизма и связей фашизма с интеллектуальной деградацией». Картина сбежавшего из дурдома диктатора, который приветствует толпу криком: «Эники-беники!» и толпа ему ревет: «Ели вареники!», снова: «Эники-беники!» и в ответ: «Клец!» – навсегда останется в моем воображении и будет примером изящного вкуса и тонкого чувства юмора. Так что вполне можно серьезно писать и в несерьезном жанре.

Вместо эпилога

Последние новости говорят, что премьера сериала об оккупации Норвегии Россией собрала рекордную для королевства аудиторию, а сам сериал «Оккупированные» стал самым дорогим в истории норвежского телевидения. Вот вам еще один пример успешного создания антироссийских настроений в мире. И, знаете, мне за державу обидно и хочется говорить словами Надюхи из блистательной комедии «Любовь и голуби»: «Чего же это они нас все рыпаются, а?». Уж, норвежцам ли нас бояться? Вероятность захвата Норвегии Россией, прямо скажем, стремиться к нулю. Но кем еще детей перед сном пугать, как не злобными русскими. При этом видимо совершенно забыв о двух тысячах советских солдат, погибших, освобождая Финнмарк в годы войны.

Я все это к тому пишу, что мне страшно, от того куда катится наш мир. Что с каждым днем усиливается взаимная нелюбовь и ненависть. Что мы бомбим «во имя мира» и наши добровольцы убивают «во имя мира», и с противоположной стороны все делается «во имя мира». И что утверждение «третья мировая война уже стучится в двери», в наши дни не является абсурдным. Я пацифист и для меня худой мир лучше доброй ссоры. А сейчас пойду сварю кофе и продолжу изучать творчество другого Нобелевского лауреата Томаса Манна. Начал «Волшебную гору».