Сотрудники Госпожнадзора провели профилактический рейд по Шайтанке

— Пожаров нынче достаточно много случилось, больше, чем в прошлом году, — говорит начальник отделения административной практики и дознания отдела надзорной деятельности Александр Плишкин. — Почему? Да потому что люди совершенно наплевательски относятся к своей безопасности. Не верите?

А давайте тогда мы вас в рейд с собой возьмем, посмотрите, как наши ребята работают, как люди реагируют. Вот в пятницу с утречка и соберемся. Приходите.

Правда, с утречка не получилось, но ближе к обеду корреспонденты «Городских вестей» уже садились в дежурную машину 47-й пожарной части, чтобы вместе с двумя инспекторами — Александром Плишкиным и Русланом Хаджибаевым — отправиться информировать жителей Шайтанки. Подробности — в нашем материале.

Люди стали аккуратнее

Садимся в служебный белый «Логан» и отправляемся на улицу Братьев Понамаревых. Именно эта улица сегодня указана в графике инспекторов. Как такового четкого плана по обходу у пожарных нет — просто берут улицу, если она длинная — отрабатывают каждый дом, если короткая — берут еще и соседнюю.

Фото Марии Поповой
Фото Марии Поповой

В дороге инспектор Александр Плишкин решает не терять времени попусту и рассказывает о работе отдела надзорной деятельности.

— За один рейд стараемся обойти не меньше десяти домов, — говорит Александр Владимирович. — Мы не можем уделять профилактике столько времени, сколько бы хотелось, потому что у нас есть еще и основная работа — проверка объектов, проведение дознания, административная практика. Направлений у нашего отдела много.

Профилактика — работа постоянная. Обычно пожарные разрабатывают график и стараются ежедневно, если нет более важных мероприятий, выезжать в частный сектор для инструктажа местных жителей.

— Люди реагируют по-разному, — продолжает Александр Плишкин. — Кто-то равнодушно, кто-то говорит спасибо, некоторые даже задают вопросы, консультируются, как лучше сделать проводку или печь. Мы всегда вручаем хозяевам памятку, как нужно обращаться с приборами, чтобы не произошло возгорания. Люди интересуются, иногда сразу выявляют свои ошибки, основываясь на наших сведениях. Откровенно хамского отношения на моей практике не было.

Фото Марии Поповой
Фото Марии Поповой

Александр Владимирович считает, что если человек взялся за строительство дома, то он должен, в первую очередь, почитать специальную литературу, где, в том числе, говорится и о пожарной безопасности.

— Результат от нашей деятельности, конечно, есть, — уверен Плишкин. — Если десять лет назад, когда мы ходили по домам, проводка была проложена как попало, в надворных постройках или сараях провода были собраны из каких-то кусочков, перемотанных изолентой, а в самих домах провода шли прямо по обоям, то сейчас люди стали более аккуратны.

 

                Все равно сгорит

— Когда мы заходим в дом и указываем на недочеты, это не значит, что нам нечем заняться, и мы решили придраться к хозяевам, — говорит Плишкин. — Многие не понимают до конца, что от правильной проводки зависит их жизнь. Если печь сложена неверно, баня рано или поздно сгорит. Если проводка в доме сделана неправильно, дом рано или поздно сгорит. Сгорит все равно. Вопрос времени. Проводка стареет, изоляция трескается, провода окисляются, печи дают трещины в тех местах, где невозможно вовремя увидеть и заштукатурить. За этим нужно очень внимательно следить. Не пускать на самотек.

Фото МАрии Поповой
Фото МАрии Поповой

Как утверждает Александр Владимирович, пожары зависят от сезона. Например, весной, когда устанавливается сухая теплая погода, горит мусор. В сентябре, как только начинает холодать, начинают гореть дома.

— Если в прошлые годы у нас на первом месте были возгорания из-за неосторожного обращения с огнем, то технических причин пожаров и поджогов было мало. Сейчас обстановка сложилась так, что на первое место вышли пожары по электротехническим причинам и поджоги. Поджоги обычно бывают из-за хулиганских побуждений, или кто-то сводит счеты с людьми. Это уже больше к полиции относится, чем к нам. Мы только выясняем причину пожара. Профилактикой поджогов не занимаемся.

 

                Сразу по уму — проще и дешевле

Основная опасность при обходе — это собаки, которых в частном секторе великое множество. Но Александр Плишкин говорит, что от псов больше шума, обычно они на людей не нападают — просто нагоняют страха грозным рычанием.

— Собаке же не объяснишь, что кусать человека в погонах не очень прилично, — улыбается Александр Владимирович, — мы животных не боимся, поэтому покусанными пока еще ни разу не были.

Первый дом, на который обращают внимание инспекторы, немного не по графику — по улице 3 Интернационала, а не Братьев Пономаревых. Но здание только строится, поэтому пожарные принимают решение зайти и проконсультировать хозяев, потому что сразу сделать проводку по уму намного проще и дешевле, чем потом переделывать.

Фото Марии Поповой
Фото Марии Поповой

Подходим к двери. Александр Владимирович сразу же обращает наше внимание на то, что провода, торчащие из двери, сделаны по всем правилам — заизолированы в гофрированную трубку.

Хозяйка дома Ольга Игнатьева пропускает инспекторов в дом, показывает, как устроена проводка. Александр Плишкин озвучивает замечания — ему не понравились висящие «гирляндой» лампочки, хвалит за образцово сделанную проводку, вручает памятку.

— Я положительно отношусь к тому, что пожарные ходят, инспектируют, предупреждают, — говорит Ольга. — Мне бы не хотелось, чтобы только построенный дом сгорел из-за того, что мы где-то не досмотрели. Конечно, памятку я прочитаю и супругу дам прочитать, потому что строительством занимается он. Соответственно, и проводка вся — на нем.

 

                Пусть так будет

Зоя Гайфуллина живет одна. Сын недавно умер, внуку, как говорит старушка, не до того — много работает, бабушку навещает нечасто. Александр Владимирович сразу же обращает внимание на то, что рядом с проводами и розетками висят пучки «лечебных» трав, что категорически запрещают правила пожарной безопасности.

— Я этими выключателями и не пользуюсь совсем, — уверяет старушка, — так что вы меня не штрафуйте. Исправить? А кто мне будет исправлять? Пусть так будет.

Пожарные вручают памятку, просят быть бдительнее.

Стучим в следующий дом — опять никто не открывает. Уже хотим уйти, но в дверь просовывается заспанное лицо мужчины.

— Вы меня разбудили, плохо чувствую себя, вот и отлеживаюсь. Что случилось? Пожарные? А у меня все в порядке. Нет, не нужно заходить и смотреть, у меня проводку профессионалы делали. Давай, я тебе там подпишу, что ты меня проконсультировал, и все. Не надо ничего мне рассказывать.

— Показывать или не показывать — дело каждого, — говорит Александр Владимирович, — только вот сейчас у людей нет желания даже поговорить, зато когда все сгорит, столько говорят — только слушай.

 

                Положил, и пусть лежит

Шайтанка, говорит Плишкин, в противопожарном отношении отличный поселок — дома расположены далеко друг от друга, то есть вероятность того, что от одного дома загорится второй — невелика.

— Ельничный в этом отношении намного хуже, — говорит инспектор, там дома друг на друге настроены, если что-то загорится, много зданий пострадает.

Фото МАрии Поповой
Фото МАрии Поповой

Подходим к дому, стучимся. В окно выглядывает девушка, спрашивает, что нам нужно. Выйти не может — держит на руках грудного ребенка. Инспекторы общаются с молодой мамой через окно — говорят, что нужно исправить провода дверного звонка и на печную трубу поставить «грибок» — искрогаситель. Памятку кладут в почтовый ящик.

Следующий дом — старый и покосившийся, достался молодой семье в наследство от бабушки. Пока ни о каком ремонте речи не идет, поэтому пожарная безопасность хромает на обе ноги. Александр Плишкин вновь подробно объясняет, что нужно исправить, чем грозит такое безалаберное отношение к проводке. Молодая женщина кивает головой, забирает памятку. В семье — двое детей. Александр Владимирович напоминает о необходимости проводить с детьми профбеседы по пожарной безопасности.

— Мы сейчас рекомендуем каждому жителю купить домой огнетушитель, — говорит Плишкин. — Стоит он недорого, всего рублей 400, срок годности — четыре года. Положил в шкафчик, и пусть лежит. А в случае чего он может спасти вам жизнь. Загорится, например, электрощиток, его водой не потушишь. Тут огнетушитель будет как нельзя кстати.

 

                Не любят просить о помощи

Обойдя практически всю улицу, пожарные решают завершить рейд, отправляются к машине.

— Люди обычно никогда не признают свою вину, если случился пожар. подводит итог Александр Плишкин. — Даже когда дознаватель дает заключение, что здание сгорело из-за неисправной проводки, человек начинает выворачиваться, говорит, что он не виноват, что это не из-за проводки, что его кто-то поджег…Хотя потом говорит, что перед тем, как загорелось, два раза мигнул свет. А это — первый признак короткого замыкания.

Большинство пожаров происходит потому, считает инспектор, что людям сложно признать себя в чем-то неграмотными. Не любят наши люди просить о помощи.

— Мы надеемся, что сейчас погода установится, люди перейдут на зимний режим, и количество пожаров снизится, — говорит Александр Плишкин. — Но мы все равно по мере возможности будем выезжать в рейды и предупреждать людей о страшных последствиях наплевательского отношения к собственной безопасности.

Фото МАрии Поповой
Фото МАрии Поповой
[divider style=»solid» color=»#e9eef4″ height=»1px»]

Не обязательно ждать, когда пожарные постучатся в вашу дверь на очередном рейде. Если есть необходимость, можно самому прийти на Строителей, 13 и проконсультироваться у специалистов — в понедельник и в пятницу с 8 утра до 5 часов вечера можно узнать все, что вас интересует в плане пожарной безопасности.